В первой половине двадцатого века, когда профессиональные футбольные лиги только формировались, переезды команд были вполне обыденным делом. Сложись все немного по-другому, название «Спартанцы» волновало бы не только поклонников ЛАФ и НСАА, а в Чикаго, Бостоне, обездоленном ныне Сент-Луисе и даже, прости господи, Кливленде могли бы проходить матчи под волнующей вывеской «дерби».

Причины большинства переездов, конечно, же, финансовые. И с чисто статистической точки зрения на результаты команд в однолетней перспективе смена прописки не влияет практически никак. Существующие команды НФЛ перебазировались в общей сложности 15 раз: четыре провели первый сезон заметно лучше, четыре – заметно хуже и еще семь остались, в целом, на том же уровне. Стать чемпионами с колес удалось только двум.

Первыми – «Чикаго Стэйлиз» (в «Беарс» они превратились только через год) в 1921-м году. Причем, благодаря довольно странному правилу, существовавшему в то время в АПФА: в случае равенства очков у двух команд (плей-офф тогда еще не существовало), решающее значение имела последняя очная встреча. Так что «Чикаго» завоевали первый чемпионский титул, несмотря на одинаковое с «Баффало Ол-Американс» количество очков и 1-1 в личных встречах. «Баффало», к слову, вообще отказывались признавать проигранную встречу официальной, но это уже совсем другая история. А переезд будущих «Беарс» из Декейтера в Чикаго, помимо прочего, – стал первым в истории действующих команд НФЛ.

Вторыми, кто смог с ходу завоевать титул на новом месте, стали «Вашингтон Рэдскинз» в 1937-м. Годом ранее команда уже играла в финале НФЛ. Причем, из-за плохой посещаемости на домашнем стадионе в Бостоне владелец «Краснокожих» Джордж Маршалл отказался от преимущества своего поля и перенес главный матч сезона в Нью-Йорк, где его команда проиграла «Пэкерс» 6-21. Уже на следующий день раздосадованный Маршалл объявил о переезде. Через год «Рэдскинз» снова вышли в финал, где на этот раз оказались сильнее «Беарс». Победу команды в значительной степени обусловила игра только что выбранного на драфте квотербека Сэмми Бо. В лиге, где доминировала выносная игра, Бо стал одним из немногих, кто успешно набирал ярды по воздуху, завершив сезон с 81 комплитом.

Выиграть в первом же сезоне Супербоул не удавалось никому. Ближе всех в 1999-м году оказались «Теннесси Тайтенс». Впрочем, технически последнее перемещение команды было не более чем сменой стадиона, но фактически это была итоговая точка в передислокации «Ойлерз» из Хьюстона в Теннесси после двух лет метаний между не проявлявшим никакого интереса к футболу Мемфисом и не имевшим приличного стадиона Нэшвиллом. Покинув Техас (естественно, из-за плохой посещаемости), команда провела пару блеклых сезонов, каждый из которых (как и последний в Хьюстоне), завершался с результатом 8-8 и непопаданием в плей-офф. Но получив, наконец, в свое распоряжение долгожданный новый стадион и попутно сменив название, команда взорвалась. «Тайтенс» провели свой лучший сезон: завершили регулярный чемпионат с результатом 13-3 и до последнего боролись с «Рэмс» за победу в драматическом Супербоуле, вошедшем в историю под заголовком «Когда не хватило одного ярда».

Конечно, далеко не все дебюты перед новыми зрителями получались столь удачными. К примеру, обе команды Балтимора (одна город покинула, вторая в него перебралась) завершали первый сезон печальными 4-12 – цифры, хорошо знакомые поклонникам новоиспеченных жителей Лос-Анжелеса – «Рэмс».

Большинство же проводило практически зеркальный предыдущему сезон. «Спартанцы» из Портсмута, переместившись в Детройт, заняли все то же второе место в Западном дивизионе, как и годом ранее уступив лидерство (да что ж такое, опять они) «Чикаго Беарс». Правда, попутно команда установила до сих пор непобитый рекорд по количеству выносных ярдов в одном матче – 426, а через год завоевала-таки чемпионский титул.

«Чарджерс», переместившись из Лос-Анжелеса в Сан-Диего (да, именно так), второй раз подряд без особых проблем выиграли Западный дивизион, но в главном матче оба раза уступали команде, которая через без малого сорок лет станет «Теннеси Тайтенс». Что примечательно, в том сезоне «Чарджерс» тоже установили рекорд НФЛ, который держится до сих пор. Да не один, а сразу три: количество перехватов (49), тачдаунов после перехватов (9) и невынужденных смен владения (66) в одном сезоне. Несложно догадаться, кто в те годы добывал для команды очки.

Упомянутые ранее «Лос-Анжелес Рэмс» – самая переезжающая команда лиги (по крайней мере, до тех пор, пока «Рэйдерс» в Окленде) – проводят первый сезон традиционно плохо. Перебравшись из Лос-Анжелеса в Сент-Луис в 1995-м, «Бараны» начали сезон 5-1, но после унизительного поражения 10-44 в седьмой игре развалились, проиграли семь из оставшихся девяти матчей и пролетели мимо плей-офф. Вернувшись обратно двадцать лет спустя, они займут последнее место в дивизионе.

Первый переезд в истории команды также не был слишком удачным. Руководство тогда еще «Кливленд Рэмс», измучанное финансовыми потерями и взбешенное удачным стартом «Браунс» (да, было и такое), перевезло команду в Лос-Анжелес через пару месяцев после победы над «Вашингтон Рэдскинс» в финальном матче лиги. До настоящего времени этот случай остается единственным, когда место дислокации менял действующий чемпион НФЛ. Но, кто знает, может быть, «Рэйдерс» удастся это изменить в скором времени. В конце концов, не просто же так Маршон Линч возвращается на поле.

Но вернемся к нашим «Баранам». Оказавшись в Лос-Анжелесе под серьезным давлением (в том числе из-за взлетевшей посещаемости) они уступили «Медведям» первую строчку в дивизионе и досрочно сложили с себя чемпионские полномочия. Снова завоевать титул им удалось только через пять лет.

Но все-таки первый сезон «Рэмс» в городе ангелов оказался крайне значимым. Причем,  не только для команды, но для всей лиги. Домашние игры они проводили на построенном на деньги налогоплательщиков (в том числе и чернокожих) стадионе «Мемориал Колизеум». Это наложило на команду определенные обязательства – ожидалось, что она станет флагманом в борьбе против расовой сегрегации в спорте. В результате «Рэмс» подписали Кенни Вашингтона – первого афроамериканца, когда-либо выступавшего в НФЛ.

Справедливости ради нужно сказать, что был и еще один чемпионский переезд. Но в историю НФЛ он не вошел, потому что выступали «Даллас Тексанс» в тогда еще совершенно самостоятельной лиге – АФЛ. И, в отличие от большинства команд, переехали чемпионы вовсе не из-за низкой посещаемости. Даллас просто неспособен был в то время принимать сразу две футбольные команды, и руководство «Тексанс», рассмотрев возможности Атланты, Сиэтла, Майами и Нового Орлеана, остановило выбор на близлежащем Канзасе. Первый сезон команда тоже провела неудачно, уже к десятой неделе потеряв шансы на выход в плей-офф. Но всего через три года она снова завоевала чемпионский титул АФЛ, а еще через три выиграла свой первый (и четвертый в истории) Супербоул.

И, кстати, в этом «Чифс» не одиноки. Независимо от того, как команды проводили первый сезон в новом городе, подавляющее большинство из них добивалось значительных успехов в течение следующих пяти лет. Девять стали чемпионами, еще одна – дошла до Супербоула. Добиться впечатляющих результатов на десятилетнем отрезке не смогли только «Кольтс» и «Кардиналс». Предыдущие переезды «Рэмс» и «Чарджерс» неизменно приводили их к высшим достижениям – так что стоит, вероятно, повнимательнее присмотреться к этим командам, как бы неуклюже они ни выглядели в прошлом сезоне. История подсказывает, что в скором времени Лос-Анжелес будет принимать чемпионский парад.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.