Эта история началась, как дурной детектив.

Сначала куда-то исчезают деньги, собранные на проведение чемпионата мира в Швеции. Никаких следов: ни аренды стадионов, и брони в гостиницах — ничего. А Томми Викинг, главный распорядитель и тогдашний президент ИФАФ, говорят, ходит в это время у себя на родине под следствием по делу о растрате, совершенно не связанному с футболом. Нужно что-то делать, нужно что-то решать, как-то спасать чемпионат — на помощь приходит USA Football, мировое первенство переносится в Кантон, штат Огайо. Викинг же, по его собственной версии, берёт длительный отпуск по состоянию здоровья. Есть и другая версия, которую поддерживает фракция во главе с тогдашним вице-президентом ИФАФ Роопе Нороненом: Томми Викинг смещён с занимаемой должности в связи с неспособностью исполнять свои обязанности.

Интересно, что у обеих версий есть сторонники. Те, кто за Викинга, до поры пребывают в меньшинстве, но на их стороне выступают Германия и Франция, а кроме того — это важно! — Викинга как президента ИФАФ признаёт «СпортАккорд» (это такое Минспорта, только в планетарном масштабе — зонтичная организация, объединяющая национальные федерации по различным видам спорта, в том числе и олимпийским). Те, кто против, справедливо возмущаются срывом чемпионата мира, требуют вернуть деньги и указывают на недопустимость дальнейшего сотрудничества с нечистым на руку функционером.

С этого момента детектив превращается в комедию — рекомендую вам включить тему из «Шоу Бенни Хилла», прежде чем продолжить чтение:

Высокие нисколько не пытающиеся договориться стороны с немалым энтузиазмом приступают к дележу активов ИФАФ, до которых могут дотянуться. Кому-то в этой жаркой борьбе достаётся домен и веб-сайт. Кому-то — Твиттер-аккаунт. Кому-то — страничка на Фейсбуке:

Дискуссия на странице ИФАФ в Фейсбуке

Дискуссия на странице ИФАФ в Фейсбуке

На банковские счета суды различной юрисдикции регулярно налагают арест — то по требованию одной, то по требованию другой группировки. В то время, пока они подобным образом развлекаются, ИФАФ-Европа под руководством Горана Нишавича и Грегора Мурта делает вид, что ничего не происходит, что пусть мама с папой и ссорятся, а дети себе продолжат играть в футбол (хотя эти дети — поверьте! — куда как мудрее своих родителей). Проводятся игры Лиги европейских чемпионов, отбор на чемпионат Европы по обновлённой формуле, детские, юношеские и женские турниры.

Мама же с папой разгулялись не на шутку. Когда домены, сайты и фейсбуки подходят к концу, а ситуация с банковскими счетами сводится к вечному шаху, в дело идёт фамильный фарфор и прочая кухонная утварь. Всего-то и делов: чтобы раз и навсегда решить все разногласия, нужно сделать так, будто противной стороны вроде как и не было совсем. То есть, надо собрать съезд (высший коллегиальный орган, у каждой организации он свой), чтобы он провозгласил эту конкретную ИФАФ единственной и неповторимой, а другую лишил бы любого морального права носить гордое имя Международной федерации американского футбола.

Ну и, конечно, никто не хотел уступать, потому что мало ли что. Те, кто успеет первыми, получат себе лишний повод в очередной раз арестовать счёт или учинить ещё какую каверзу. Так что, на всякий случай, обе фракции проводят свои съезды точнёхонько в один день, 17 сентября 2016 года: ИФАФ Викинга — в Париже, ИФАФ Норонена — в Нью-Йорке. (К слову, их с тех пор так и называют: ИФАФ-Париж и ИФАФ-Нью-Йорк.)

Групповое фото делегатов съезда ИФАФ в Париже сразу после очередного переизбрания Томми Викинга на пост президента

Групповое фото делегатов съезда ИФАФ в Париже сразу после очередного переизбрания Томми Викинга на пост президента

В этот момент комедия достигает своей кульминации и перерастает в фарс, потому что съезд Викинга лишает США (наряду с некоторыми другими национальными федерациями) членства в ИФАФ. Страна, где придумали американский футбол, больше не имеет права участвовать в официальных международных соревнованиях, считают в Париже. Зато вот какие страны имеют: Алжир, Эфиопия, Ботсвана, ЮАР, Судан, Зимбабве, Гаити, Бангладеш, Камбоджа, Тайвань, Индонезия, Иордания, Казахстан, Киргизия, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Мьянма, Непал, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Шри Ланка, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Босния, Грузия, Косово, Люксембург, Черногория, Монако и Македония. Все они спешным порядком принимаются в члены ИФАФ-Париж, несмотря на то, что в большинстве из них нет даже национальной федерации американского футбола. (Это, к слову, не первый случай подлога и очковтирательства во всей этой истории. До сих пор, например, остаются открытыми вопросы о принципиальной легитимности Викинга как президента какой бы там ни было ИФАФ: на момент избрания он был фактически исключён из Шведской национальной федерации и, таким образом, не имел права не то что баллотироваться, но и вообще принимать участие в работе съезда ИФАФ.)

Нишавич и Мурт, как и обещали, заявляют о своей отставке; ИФАФ-Европа прекращает какое-либо функционирование. Всем спасибо. Выключите, пожалуйста, Бенни Хилла — шутки кончились.

Германия не может играть с Великобританией, а Франция — со Швецией. Они находятся по разные стороны… хотел бы я сказать, баррикад — да только нет здесь никаких баррикад. Мир раскололся на две неравные части, и каждая ведёт себя так, будто другой и не существовало вовсе. Будто там, на другой стороне, бушует страшная проказа, с которой не то что контактировать — о ней даже и думать опасно.

Молодёжный чемпионат Европы (U19) лишился ряда сильных участников. Ожидается, что на турнире сыграют Россия, Австрия, Германия, Франция, Голландия, Италия, Сербия и ряд других стран. По политическим мотивам от участия отказались Великобритания, Швеция, Дания и Финляндия.

Квалификационный турнир чемпионата Европы утратил всякий смысл. В октябре 2017-го Великобритания, Дания, Италия и Швеция должны сразиться между собой за право выхода в финальную часть, которая пройдёт на будущий год в Берлине. Там они в поединке со сборными Германии, Франции, Австрии и Финляндии должны оспорить право именоваться сильнейшей командой Старого Света. Вполне возможен сценарий, при котором Италия просто заменит Финляндию в финальной четвёрке — остальные команды просто не могут играть в Германии, они из другого мира.

Соревнования Лиги европейских чемпионов отменены. Из пяти команд, заявивших о своём участии (для справки: годом ранее таких команд было 13!), три отозвали свои заявки. «Московские Патриоты» были готовы играть в турнире на предложенных условиях, но из-за отсутствия кворума он не состоится.

Big6 под угрозой срыва: «Карлстад Крусейдерс» (Швеция) получили прямой запрет от ИФАФ-Нью-Йорк на участие в турнире, проводимом под эгидой национальной федерации Германии.

Помните про «СпортАккорд»? Так вот: нашему Минспорта не до высоких материй, какая ИФАФ хорошая, а какая исключила из своих рядов США, чтобы принять Зимбабве и  Ботсвану. Наше Минспорта считает так: нужно придерживаться вертикали, а вертикаль — она от «СпортАккорда» — через ИФАФ-Париж — и напрямую к ФАФР. Так что никто никого особо и не спрашивает: где «СпортАккорд», там и мы. Логика совершенно непробиваемая, да вот только теперь наши родные «Валькирии» не могут играть в чемпионате Финляндии: финская национальная федерация поддерживает ИФАФ-Нью-Йорк.

По всей Европе действует неписанное правило: если ты на темной (читай: не нашей) стороне — хоть вот на полстолечка — мы тебя забаним. Исключим из всех своих записей, откажем тебе от участия во всех наших турнирах, перестанем отвечать на твои письма. Ты для нас умер.

Доигрались?! Чёрт с ними, с банковскими счетами и средствами на них. Чёрт с ней даже с олимпийской мечтой — в конце-то концов, не жили богато… Вот что самое отвратительное: от этих идиотских дрязг страдает великая игра футбол. Эти люди даже и не пытаются договориться. Их спор предстоит разрешить Высшему спортивному арбитражу в Лозанне, где на рассмотрение любого дела берётся никак не меньше полугода — то есть, никаких позитивных сдвигов в этом году нам ожидать не приходится.

Из приятных новостей: в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, всегда есть Движение неприсоединения. В нашем случае это Австрия. Грегор Мурт, вернувшийся после отставки с поста в ИФАФ-Европа к работе в национальной федерации, так и заявил: пока вы, ребята, решаете, кто из вас главный, мы продолжим играть в футбол — потому что футбол нам важнее. В прошлом году австрийская молодёжка участвовала в чемпионате мира в Харбине, организованном ИФАФ-Нью-Йорк, а в этом — готовится защищать титул чемпионов Европы в возрасте до 19 лет (турнир проводит ИФАФ-Париж).

Комментарии непосредственных участников

Грегор Мурт, вице-президент Союза американского футбола Австрии: я на своём веку повидал достаточно конфликтов. Надо принимать их как данное и жить с этим. В конце концов, нам не приходится ждать чудес от Высшего арбитража: ну, вынесет он решение в пользу какой-либо из сторон, и что дальше? Все те же люди будут вынуждены как-то договариваться между собой, и если они неспособны договориться сейчас, где гарантия, что они смогут договориться в будущем? Этот конфликт не имеет ни малейшего отношения к футболу — речь идёт всего лишь о личных разногласиях, которые конкретные люди никак не хотят оставить в прошлом.

Грегор Мурт, примерный семьянин и просто мудрый человек

Грегор Мурт, примерный семьянин и просто мудрый человек

Владимир Платонов, глава Судейско-инспекторского комитета ФАФР: с расколом международной федерации сложилась анекдотическая ситуация: большинство руководящих органов оказались задвоены. В обеих федерациях есть Комитет по правилам игры, который должен был принимать изменения на 2017 год. Согласитесь, никому не было бы просто, если бы возникло ещё и две версии правил игры. К счастью, свойственный судьям нейтралитет и присущий интеллект возобладали, и правила, утверждённые Международной ассоциацией футбольных арбитров, были по факту приняты и обеими ИФАФ. Меньше расхождений — и, в общем-то, ура.

Владимир Платонов в матче сборных России и Норвегии // Фото: Cветлана Халявина

С другой стороны, политический раскол на уровне национальных и международных федераций сказывается и на арбитрах: так, в общении с зарубежными коллегами, которых мы хотели пригласить на всероссийский судейский семинар, мы несколько раз столкнулись с отказом. Вовсе не потому, что лекторы не готовы были приехать, отнюдь! — их желание было явным и выраженным. Но «в силу политических причин моя федерация не даст добро на мой визит», — вот этот ответ я слышал неоднократно.

В целом же, абсолютное большинство арбитров полностью соглашается с тезисом, что раскол по сути своей является абсурдным и лишь ставит препоны на пути развития футбола в каждой вовлечённой стране — и в их международном общении.

Евгений Чехов, член Исполнительного комитета ФАФР: война двух ИФАФ началась еще в Европейской федерации американского футбола (ЕФАФ), которую тогда возглавлял Роберт Хубер, а вице-президентом был Роопе Норонен.

Евгений Чехов, чемпион Европы // Фото: americanfootball.ru

Евгений Чехов, чемпион Европы // Фото: americanfootball.ru

Как только Томми Викинг возглавил ИФАФ, странным образом стало оказываться давление на ЕФАФ. Хубер и Норонен активно противостояли ему, пока на арене не появилась организация USA Football с большим финансовым потенциалом и «интересом» в Европе. Все страны, чьи представители были в органах управления ИФАФ, получали гранты в виде экипировки и одобрения на нужные им проекты. Так, в 2008 году Швеция получила около 5 тысяч комплектов формы, а Сербия в 2012-м — около 1500.

Президент федерации американского футбола Австрии Майкл Эшльбек активно продвигал идею создания ИФАФ-Европа, ИФАФ-Азия, ИФАФ-Америка и так далее — и очень хотел перенести штаб-квартиру ИФАФ из Парижа в Вену. Думаю, не нужно описывать масштаб финансирования штаб-квартиры Правительством Австрии — можно взглянуть на смежные проекты, такие как МАГАТЭ и десятки отделений ООН в Вене. План переноса ИФАФ из Парижа в Вену в итоге не был реализован. Позиция Австрии была однозначной: ЕФАФ — плохие, их нужно ликвидировать, ИФАФ — хорошие, нужно запретить вести против них любые юридические действия. Абсурд? Нет, реальность, под давлением и обещанием ИФАФ в лице сильного покровителя USA Football. Именно из-за несбывшихся обещаний Австрия заняла нейтральную позицию.

Что же касается ФАФР как организации, то мы открыты и готовы общаться с обеими сторонами, но официально принимаем стороны тех, кого признаёт «СпортАккорд», так как это требование Минспорта России.

Илья Кравцов, председатель Комитета ФАФР по развитию женского футбола, главный тренер «Валькирий»: с самого начала, я хочу сказать, что ни в коей мере не критикую ФАФР за её позицию в данном вопросе и не считаю эту позицию неправильной. Если таковы требования Минспорта, мы, безусловно, должны их выполнять, и двух мнений тут быть не может. Однако я хочу сказать, что эта позиция нашей федерации, по моему мнению, грозит нам серьёзными проблемами как краткосрочном, так и в долгосрочном развитии американского футбола в нашей стране, и об этих проблемах мы должны заявить вслух. У них есть три аспекта: правовой, философский и практический.

Даниил Мусиенко и Илья Кравцов во время Кубка России по американскому футболу среди женщин, 4 сентября 2016г. Фото: Михаил Клавиатуров (First & Goal)

Правовой аспект заключается в полном отсутствии легитимности у ИФАФ-Париж (я в принципе не приемлю эту организацию как ИФАФ и в дальнейшем буду называть её «шайкой Викинга»). Если вернуться в самое начало конфликта, на съезд ИФАФ в Кантоне в 2015 году, то произошло следующее: легитимным большинством голосов был выбран новый президент (Роопе Нороннен), а несогласное с этим меньшинство просто покинуло зал и быстро состряпало альтернативный съезд, где, полностью проигнорировав результаты общего голосования, нарисовало себе кучу голосов от федераций, которых на съезде и в помине не было (например, национальной федерации Румынии, которая потом опубликовала открытое письмо с опровержением).

Открытое письмо Румынской федерации. Источник: AFI

Открытое письмо Румынской федерации. Источник: AFI

При этом они воспользовались своими — фактически, истёкшими — полномочиями, чтобы заблокировать банковские счета ИФАФ и полностью парализовать работу организации.

Остальное — история. Парижский «съезд» принял изменения к Уставу, позволяющие принимать в ИФАФ страны, национальные федерации которых не признаны местными органами власти и вообще не наделены каким-либо юридическим статусом — знаете ли, после такого членство ФАФР в этой структуре можно воспринимать лишь как дурную шутку.

Аспект философский: ни для кого не секрет, что шайку Викинга не поддерживает никто из футбольных стран мира, кроме разве что Германии: США, Канада, Великобритания, Япония, Мексика, все скандинавы и прочие лучшие европейские федерации однозначно и без всяких колебаний на стороне ИФАФ-Нью-Йорк. Если мы считаем, что у американского футбола есть какое-то будущее за пределами дворовой игры за свои деньги, и хотим это будущее как-то приблизить, то нам однозначно нужно идти вместе со всеми этими странами, а не в пытаться противостоять им. Ситуация же такова, что теперь на очередном «съезде» мы будем обсуждать разве что степень поддельности голоса от Зимбабве — а не, скажем, перспективы проведения матча НФЛ в России (и это не ради красного словца:  Марк Уоллер, глава программы NFL International, входит в президиум ИФАФ-Нью-Йорк, где на сентябрьском съезде выступал перед делегатами как раз на подобную тему).

Третий аспект — чисто практический. С одной стороны, раскол задел и еще заденет почти всех: например, после самороспуска ИФАФ-Европа под откос пошли европейские турниры, даже чемпионат Европы, где будет теперь играть наша молодёжка, лишился половины из топ-8 команд прошлого розыгрыша. Но куда сильнее это касается именно нас, в России. Мы все привыкли и даже уже как данность воспринимаем тот факт, что все наши международные матчи мы играем за рубежом. Однако никто не поспорит, что домашние матчи сборной России (любой категории) или какого-либо клуба — это огромная и очень важная часть развития футбола в нашей стране. И все международные игры, которые проводились у нас в последние годы, проходили с участием наших скандинавских друзей. Им теперь запрещено играть с нами в принципе.

Например, повис в воздухе наш план по игре женской сборной против Швеции в этом году — матч, который должен был состояться в Санкт-Петербурге. Или те же сборы, на которые собрались приехать к нам «Рустерс» из Хельсинки. Не это ли — не проведение ли международных соревнований для развития футбола на местах — главная цель, которой должны служить такие организации? Ведь даже если оставить в стороне вопросы легитимности — готов ли кто-то из друзей Викинга приехать и сыграть хотя бы товарищеский матч здесь, в России?

Нет. Не готов. Так какой же нам смысл принимать сторону Викинга, если от этого нам один только вред?!

Повторюсь: коль скоро того требуют вышестоящие организации, мы будем соответствовать их требованиям. ФАФР всё делает правильно. Однако сообщество должно понимать: такая позиция грозит нам огромными проблемами, и над их решением (например, в том, что касается мероприятий женской сборной) мы работаем, и это потребует от нас ещё большей, чем прежде, мобилизации всех усилий и резервов для развития нашего спорта.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.