Максим Лавренов, главный тренер «Северного Легиона»

Николай Зирко, тренер ди-беков «Северного Легиона»: с Максимом мы познакомились в далеком 1995 году в уральских «Зверобоях». Только была небольшая проблемка: ему было 12 лет, а нам — по 15–17. Его это не испугало, так и тренировался с нами год. Через пару месяцев надели на него форму, сказали: ты теперь задний бегущий, а вот это — Миша, тебе дадут мяч и ты бежишь за Мишей. Убежал в тачдаун (смеется). Тренировался на равных, проблем доставлял при выносе немало: шустрый очень и рост маленький. Через год набрали детскую команду, и Максим стал там квотербеком, причём универсальным: отличный бросок с быстрыми ногами и прекрасным пониманием происходящего на поле. Год тренировок со старшими ребятами давал о себе знать.

Максим Лавренов — третий слева

Был забавный случай. Дети поехали на зимние каникулы в спортивный лагерь. И там Макс с несколькими парнями провинились, нарушили там что-то — короче, Константин Барышев отселил этих «негодяев» отдельно от всех, они были на особом положении. Так Лавренов сколотил из них команду, и они выиграли детский турнир в формате 9х9! Он уже тогда проявлял тренерские качества.

«Зверобои» со временем развалились, но с Максом мы всегда поддерживали дружеские отношения. В следующий раз судьба свела нас уже в Питере, где я к тому времени лет пять жил. Звонит Макс, говорит, что тоже перебрался, и зовет в «Невские Львы». Я так понял, он там раннинбеком немного побегал, и потом Алексей Кокотов приметил , что он очень хорошо понимает суть игры, и перевел в тренерский штаб. Максим очень любит играть в шахматы, причём в быстрые. Это хорошо ему помогает на бровке принимать быстрые решения. Досконально изучает каждого противника, с которым предстоит играть — неважно, сильная команда или слабая.

Георгий Соседский, главный тренер «Бизонов»

Захар Комаров, президент «Бизонов»: с Георгием мы познакомились на тренировке десять лет назад. На тот момент они с братом уже были в «Бизонах». В команде не было тренера, и они все рассказывали друг другу, кто что знает из увиденного материала в интернете. Георгий все время играл на позиции ди-бека, а я был ресивером. До 2014 года нас тренировал В. Киселев; раньше он играл у нас лайнбекером, но травмировал спину, и мы предложили ему тренировать, потому что у него были самые большие знания в футболе среди нас. Я взял на себя функции организационные (аренда полей, заказ формы, автобусы и так далее), а Георгий занимался рекламой, со своими товарищами сняли ряд видеороликов.

Георгий Соседский — справа

Не помню, в каком году у Соседского была травма колена, выбившая его из футбольного процесса (кажется, это было лет восемь назад). Последний свой игровой сезон он провел в 2014 году: мы тогда первый раз заявились в чемпионат России. В 2014-м Киселев от нас ушел, и мне, помимо обязанностей президента клуба, пришлось стать ещё и главным тренером. Помогали ребята из «старой обоймы».

В 2015-м Георгий завязал с футболом. Были тяжелые времена, в команде осталось 12–15 человек. В январе или феврале следующего года он вышел на связь, попросил дать ему возможность быть в команде, выразил готовность помогать мне и Андрею Васютину тренировать «Бизонов». Я предложил ему стать главным тренером, чтоб он полностью взял на себя эти функции.

Он много читает о футболе, изучает зарубежные источники. Стало гораздо легче управлять командой, так как каждый стал заниматься своим делом. Георгий ответственный, коммуникабельный, целеустремленный. Я вижу, что ему непросто, но он всегда знает, что костяк команды поможет.

Алексей Геец, главный тренер «Спартанцев»

Игорь Бренер, тренер «Спартанцев» по физической подготовке: я с самого начала играл с Алексеем. Стоял в блоке, а он был задним бегущим — так что на поле были близки. Тогда профессиональный американский футбол (а он был именно профессиональным: зарплаты, регулярный тренировочный процесс, сборы, выезды) строился на базе спортсменов высокого класса. Алексей Геец пришел туда из легкой атлетики мастером спорта международного класса; стометровку он бегал за 10,2 секунды. Так вот, в американском футболе он реализовался примерно на таком же уровне. Скорость была одним из ключевых его козырей, но сказывалось, прежде всего, игровое мышление. Футбол — игра коллективная, и если игроки не помогают тебе продвигаться оп полю, ничего не получится. Между нами было понимание, связка работала, мы друг другу подсказывали и помогали. А он эту работу ценил.

Алексей Геец — нижний ряд, крайний слева (#82), Игорь Бренер — нижний ряд, крайний справа (#66)

Много ездили по России, за рубеж. В Европе Алексею предлагали не то что контракт, но остаться и выступать за местные команды. Таких игроков по пальцам можно пересчитать. Пожалуй, второго такого я и не припомню. В Европе мы сталкивались с легионерами и с точки зрения физподготовки не уступали, а порой даже превосходили их. Не хватало только тактической выучки. Но у Гееца уже тогда игровое мышление и исполнении было на высочайшем уровне.

Виктор Скапишев, главный тренер «Патриотов»

Руслан Курбанов, координатор защиты «Патриотов»: играл с Витей с 1996 года, начиная со своих первых футбольных тренировок. Уже тогда он был лидером команды и линии нападения. Хорошо понимал игру, не пропускал ни одной тренировки, был образцом для своих коллег по блоку. Всегда объяснял в хадле коллегам по нападению, особенно блокировщикам, работу при той или иной комбинации. На сборах 1996 года в Подольске американские тренеры под руководством Кена О’Киффа отмечали Виктора как лучшего блокировщика команды. Скапишев принимал участие в отборочном матче к Евро-1997 со шведами, выиграв который, мы поехали на чемпионат 1998 года в Дюссельдорф.

Виктор Скапишев — нижний ряд, четвертый справа

У игрока блока нападения всегда трудно выделить какие-то индивидуальные черты: сильные руки, хороший снэп, быстрые ноги и так далее. Суть позиции игрока блока сводится к синхронности действий всей линии. Наверное, именно это и стоит, прежде всего, говорить про нашего «Скапа». Он может сделать из индивидуальностей — единое. Как лидер, как «Патриот».

Василий Добряков, главный тренер МЧС

Кирилл Поляков, тренер линии защиты «Патриотов»: с Василием мы начинали вместе в 1990–91 годах. Сначала тренировались в молодежном составе «Медведей», примерно год играли без формы, в морозы и в жару на стадионе «Динамо». Приходило достаточно большое количество ребята, точно больше сорока, и все хотели играть в основе несмотря на жесткий отбор. В итоге выбрали человек 6–8, которых Виктор Павлович Иванов погрузил в свою «шестерку» и отвез в манеж ЦСКА. Там мы впервые получили форму, поспарринговались. Со временем закрепились в составе.

Василий Добряков - в центре

Василий Добряков — в центре

Добряков играл центром и гардом. Мы раньше вместе играли вместе в баскетбол и футбол за школу, Вася был прыгуч, хоть и не так быстр. Возможно, позиция тайт-энда ему была бы ближе. Он очень хорошо отдавал снэпы, а вот веса и техники, пожалуй, не хватало, чтобы сдерживать взрослых дядечек, которые были куда тяжелее и опытнее. Мы старались по максимуму, но потом Василия замучили травмы: колено, спина. Когда появилась ДЛАФ, он одним из первых ушел тренировать детей.

Дмитрий Кравцов, главный тренер «Драконов»

Александр Симанчев, бывший игрок, тренер «Патриотов» и сборной России: Дима был в своей (ну, то есть, и в моей тоже) возрастной группе очень одарённым парнем — и физически, и в плане футбольного таланта. Он постоянно носил майки Бон Джови. Ну, прям такой настоящий рокер с длинными волосами (смеется).

Дмитрий Кравцов в Орландо, Pop Warner Cup, США (Miami Hurricanes)

Сложно вспомнить, что именно он делал на поле в техническом плане, но не бывает, чтобы просто везло. Назову два момента. В 1997 году мы играли против команды из Мидвилла. Как только он вышел в линии защиты, сразу сделал сэк. А повторил это в 1998 году в Орландо, где играли с командой из Pop Warner. Тоже: вышел — и сразу же сэк! По-моему, он еще и руку квотербеку тогда сломал…

Валерий Негруца, главный тренер «Уральских Молний»

Михаил Сатюков, квотербек «Уральских Молний»: как игрок, Валера всегда умел в нужный момент повлиять на товарищей по линии. Не самый сильный физически, он отлично подкован в тактике и умело ловил ди-эндов (а играл он тэклом атаки) на их ошибках. Лично я думаю, что лидеру свойственно требовать от себя больше, чем от других, и Валера всегда был строг к себе. Если уж он и пропустит ко мне защитника со слепой стороны, то в следующем хадле без обиняков скажет: «Это я м…к!».

Валерий Негруца — #71

Самый умный игрок в нашей линии, он всегда подсказывал всем, кто плохо разбирается в особенностях зонного блока.

Александр Малышев, главный тренер «Брюинс»

Юрий Кобельков, тренер по физической подготовке и тренер ди-беков «Брюинс»: мы к ним приезжали на игру; вся команда в Молдавии держалась на энтузиазме Саши. Кроме него, там футбол никому не нужен был. Быть игроком и тренером в одном лице очень сложно, надо не только своё отыграть, но ещё и контролировать всё поле, видеть всё, что там творится.

Александр Малышев — принимает снэп

Могу вспомнить, как они со своих, кажется, 30 ярдов за три розыгрыша оказались у нашей зачётки, причём, нас ловили на одну и ту же комбинацию. Это уже о многом говорит.

Марат Липатов, главный тренер «Юнайтед»

Александр Дюжев, квотербек «Патриотов»: Больше всего запомнился момент после игры с командой «Брауншвайг Лайонс», 1998 или 1999 год. Один из американских легионеров немецкой команды подошел к Марату, пожал ему руку и чуть ли не на плечо посадил — в знак уважения к столь маленькому ростом игроку, но, тем не менее, очень серьезному сопернику. Это лишний раз подчеркивает атлетичность и напористый характер Липатова как спортсмена.

Марат Липатов — по центру в нижнем ряду

Когда Марат был затем тренером в «Танках», то продолжал очень серьезно относиться к делу. На тренировках у него не посмеешься.

Алексей Казанцев, главный тренер «Фениксов»

Павел Андреев, председатель правления «Фениксов»: Алексей стал игроком и главным тренером «Фениксов» с первой же тренировки. Естественно, что в нападении ему, как самому опытному и умелому игроку, досталась позиция квотербека.

Алексей Казанцев — в полете

Впоследствии позиции менялись, но карьеру игрока Алексей закончил, руководя нападением «Пензы». Я как раз судил тот матч в Воронеже против «Могучих Уток», где Алексей получил травму. После нее он больше не выходил на поле в форме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.