1. «Канзас-Сити Чифс» — «Теннесси Тайтенс». Мы сами
Общий баланс: 48 игр, 27 побед «Чифс», 21 — «Теннесси»
Первая игра: 16 октября 1960 года. Победа «Ойлерс» 20–10
Встреча: титульный матч АФЛ 23 декабря 1962 года.
Титульная игра чемпионата НФЛ 1958 года между «Балтимор Кольтс» и « Нью-Йорк Джайентс», завершившаяся победой «Кольтс» в овертайме, стала одной из самых важных игр в истории профессионального футбола. По телевизору её смотрели сорок миллионов человек. Такой рейтинг дал сильный толчок развитию этого вида спорта и показал, что профессиональный футбол может вполне конкурировать с бейсболом.
Спустя четыре года состоялась другая финальная игра профессионального футбола, которая тоже завершилась в овертайме. И несмотря на то, что про неё историки и журналисты говорят и пишут намного меньше, она была жизненно важна для продвижения и роста НФЛ.
23 декабря 1962 года миллионы телезрителей наблюдали, как во втором овертайме кикер «Даллас Тексанс» Томми Брукер забивает 25-ярдовый гол в ворота «Хьюстон Ойлерс» и приносит победу своей команде в финальной игре АФЛ, лиги, бросившей вызов могущественной НФЛ и продолжавшей существовать и укрепляться вопреки всем прогнозам.
В тот день стало ясно, что эти лиги должны будут между собой договориться и дальше двигаться вместе, что и произошло в 1966 году.
В той игре, которая проходила в Хьюстоне на Jeppesen Stadium, на котором была одна трибуна и который использовался для финальных матчей средних школ, было всё: жуткое напряжение, камбэк «Ойлерс», сумасшедшая погода, драматизм последних минут и противостояние звёзд Лена Доусона и Джорджа Бланда.
Это был финал третьего сезона АФЛ. А появилась эта лига, когда Ламару Ханту, сыну нефтяного магната, НФЛ не позволила создать команду в Далласе. В ответ на это отпрыск миллиардера объявил о старте новой лиги и сам стал владельцем нового франчайза под названием «Даллас Тексанс». НФЛ отреагировала на это созданием в Далласе команды «Даллас Каубойс».
Другой отпрыск другого нефтяного миллиардера Бад Адамс пришёл на помощь Ханту со своими «Хьюстон Ойлерс», которые и выиграли два первых чемпионата АФЛ в 1960 и 1961 году.
Накануне игры в Хьюстоне «Ойлерс» с их знаменитым квотербеком Джорджем Бланда и раннинбеком Билли Кэнноном считались безусловными фаворитами и претендентами на третий титул подряд.
Почётным гостем игры стал астронавт Гас Гриссом, который поставил мяч на начальную точку, как почётный рефери.
Однако «Тексанс», ведомые тренером Хэнком Стрэмом, потрясли самоуверенных «Ойлерс». Раннинбек Эбнер Хенс занёс два тачдауна и гости повели 17-0.
Но с самого начала второй половины всё кардинально поменялось. Подул сильный и холодный порывистый ветер, резко похолодало. «Хьюстон» изменил тактику, без конца используя блицы и «Тексанс» просто не могли сдвинуться с места. Более опытные «Ойлерс» сравняли счёт и в конце игры упустили возможность выиграть, когда лайнбекер «Тексанс» Шеррил Хэдрик заблокировал филд-гол Джорджа Бланда…
Ветер был таким сильным, что тренер «Далласа» Хэнк Стрэм в начале овертайма хотел, чтобы он дул в спину команде. Он передал своё желание Эбнеру Хейнсу, который выиграл жеребьёвку, но ошибся, сказав судье: «Мы будем бить по направлению к часам», имея в виду табло стадиона.
Капитан «Хьюстона» Эл Джемисон возразил:
— Он не может так делать. Он не может выбрать и удар, и направление.
Ред Борн, судья матча, признал правоту Джемисона и решил, что Хейнс выбрал удар по мячу, когда сказал: «Мы будем бить». Тогда Борн позволил «Хьюстону» выбрать направление.
Это было невероятно: «Ойлерс» проиграли жеребьёвку, но получили и ветер в спину, и мяч.
Но первый овертайм закончился нулевой ничьей, и об ошибке Хейнса быстро забыли. Во втором овертайме ди-энд Билл Халл перехватил пас Бланда, и квотербек «Тексанс» Лен Доусон провёл своё нападение глубоко на половину поля «Ойлерс». И исход игры решил удар тайт-энда и кикера «Далласа» Томми Брукера с 25 ярдов.
— В хадле было так тихо, что было слышно, как муха летит. Все смотрели на меня, — вспоминает Брукер.
Снэп был силён и точен, Лен Доусон был прекрасным холдером, и мяч после удара Брукера пролетел между штангами. Игра после 77 минут и 54 секунд завершилась.
«Тексанс» вернулись домой, уверенные в том, что их победа принесёт им больше поклонников и сделает их более популярными в городе, чем «Каубойс». Но накануне следующего сезона Ламар Хант перевёз команду в Канзас-Сити.
— Наша лига нуждалась в историях успеха. Было непросто существовать в Далласе, когда рядом находятся «Каубойс», поэтому мы приняли решение переехать. Но АФЛ прочно завоевала места в Баффало, Сан-Диего и Хьюстоне, и та финальная игра показала, что наша лига пришла всерьёз и надолго, — говорил Хант спустя некоторое время.
2. «Чикаго Беарс» — «Грин-Бэй Пэкерс». Холода, холода…
Общий баланс: 191 игра, 92 победы «Грин-Бэй», 93 — «Чикаго».
Первая игра: 27 ноября 1921 года. Победа «Чикаго» 20-0
Персона: Пол Хорнунг, хавбек «Грин-Бэй» (на фото с фаном «Чикаго»)
Несколько фактов этого грандиозного противостояния:
— сезон 1985 года был первым сезоном профессиональной карьеры Уильяма «Рефрижератора» Перри. Тренер Майк Дитка использовал молодого лайнмена защиты в розыгрышах нападения как фулбека, когда команда находилась совсем близко к зачётной зоне. Он блокировал защитников для Уолтера Пэйтона и был практически неуязвим.
Во второй игре сезона между командами 3 ноября 1985 года на «Лэмбо Филд» «Пэкерс» оставили в раздевалке гостей два огромных мешка навоза. Легенды рассказывают, что одна местная радиостанция поделилась с «Пэкерс» идеей и даже организовала доставку. Игра вошла в историю под названием The Manure Prank. Но никакой вонючий навоз не помог: «Беарс» выиграли 16-10 и продолжили свой путь к Супербоулу.
— игра 5 ноября 1989 года привела к изменениям в правилах НФЛ. Квотербек «Упаковщиков» Дон Майковски за несколько секунд до конца игры бросил тачдаун-пас ресиверу Стерлингу Шарпу. «Пэкерс» сравняли счёт 13-13. Но судья на линии бросил флаг, зафиксировав нарушение нападения. По его утверждению, Майковски пересёк линию схватки до броска. «Лэмбо Филд» замер в ожидании… Наконец, после пересмотра момента и долгого обсуждения рефери Том Дули объявил об аннулировании решения судей и засчитал тачдаун в пользу хозяев. Стадион взорвался от счастья! В «Чикаго» не согласились с решением судей, а Майк Дитка, уверенный в ошибочности решения, призывал во всех справочниках помечать эту игру звёздочкой и сноской. Этот матч привёл к уточнению правил НФЛ, что нарушение фиксируется только тогда, когда тело квотербека пересекло линию схватки, а не мяч.
— 13 сентября 1964 года «золотой мальчик» «Пэкерс» Пол Хорнунг, который умел на поле практически всё, реализовал так называемый свободный удар после «фэйр-кэтч» с 52 ярдов. Этот удар выполнятся после «фэйр-кэтч» с того самого места, где ресивер поймал мяч. Участие в розыгрыше принимают только холдер и кикер. Любопытно, что до удара Пола Хорнунга только две подобные попытки таких ударов закончились удачно, и обе в играх «Грин-Бэй». В ноябре 1925 года кикер «Пэкерс» Джордж Абрамсон забил с 35 ярдов, а в ноябре 1935 года кикер «Джайентс» Кен Стронг поразил ворота «Пэкерс» с 30 ярдов. Пол Хорнунг выполнил свой удар в конце первой половины игры, и счёт стал 17-3. А в ноябре 1968 года кикер «Чикаго» Мэк Персивал, выполнив фэйр-кэтч кик с 43 ярдов, принёс победу «Чикаго» 13-10.
— Если вы непримиримые соперники, то это, конечно, должно проявиться на поле. В игре 1924 года игроки «Беарс» и «Пэкерс» банально подрались прямо во время игры и стали первыми игроками в истории профессионального футбола, которых удалили с поля. Речь идёт о Фрэнке Хэнни из «Чикаго» и Уолтере Фоссе из «Грин-Бэй». Такие случаи неоднократно повторялись и после того как появились кожаные шлемы. Сегодня, конечно, подраться сложнее: о шлем можно сломать руку…
— Самая крупная победа «Чикаго» была зафиксирована в 1980 году, когда «Беарс» выиграли 61-7. В 1962 году «Пэкерс» Винса Ломбарди обыграли «Беарс» Джорджа Халаса 49-0.
— В 1932 году команды разошлись со счётом 0-0.
— Бретт Фарв, которого называли Bear Killer, записал на свой счёт 10 подряд побед против «Чикаго». Всего он 23 раза выигрывал у «Беарс», а 12 ноября 1985 года в игре против «Беарс» он бросил пять тачдаунов, и «Грин-Бэй» выиграл 35-28. Но последней игрой в его карьере стала игра «Вайкингс» как раз против «Чикаго» 20 декабря 2010 года, когда он попал под сэк ди-энда «Чикаго» Кори Вуттона, получил сотрясение и больше никогда не вышел на поле.
3. «Денвер Бронкос» — «Нью-Ингленд Пэтриотс». Цветы мая
Общий баланс: 46 игр, 26 побед «Денвера», 20 – «Пэтриотс».
Первая игра: 9 сентября 1960 года. Победа «Бронкос» 13-10
Факт: «Бронкос» — единственная команда в НФЛ, в играх с которой Том Брэди имеет отрицательный баланс 6-9 (включая игры плей-офф)
Игра 9 сентября 1960 между «Денвером» и «Пэтриотс» стала первой игрой в истории только что появившейся на свет АФЛ.
В Бостоне эту игру ожидали с волнением. Свой путь начинал пятый по счёту профессиональный футбольный проект города после «Балдогс» (1929), «Брэйвс» (1932), «Редскинс» (1933-36) и «Янкс» (1944-48). Джон Ахерн писал в Boston Globe: «Профессиональный футбол четыре раза пробовал пробить себе дорогу в нашем городе, но все четыре раза проекты сворачивались. На ветер выброшены огромные суммы, а город оказался во власти клюшек, неопределённости и сломанных иллюзий. В пятницу вечером пятый профессиональный футбольный проект начинает новую жизнь на поле Бостонского колледжа. Мы приветствуем нашу команду как цветы в мае и ждём, что наши люди с радостью встретят хороший футбол, которого не было в нашем городе 20 лет, со времени студенческой команды, игравшей в Sugar Bowl».
Сегодня трудно поверить, что в Бостоне могли не поддержать свою футбольную команду, но действительно, ввиду каких-то необъяснимых причин не приживался профессиональный футбол, а большинство любителей футбола болели за «Джайентс».
Из пяти предсезонных игр «Пэтриотс» выиграли 4, включая победу над теми же «Бронкос» — 43-6! «Денвер» проиграл все свои пять матчей с общим счётом 53-192. Но то была тренировка. На поле Бостонского колледжа на глазах 21597 болельщиков «Бронкос» в упорной борьбе обыграли хозяев 13-10.
Первая в истории игра АФЛ была сыграна в пятницу вечером, потому что «Пэтриотс» не хотели перекрывать в воскресенье игру «Джайентс», а в субботу матч студентов Гарварда и Бостона. По завершении матча выручку от продажи билетов по пять долларов несли в банк в обувной коробке.
— Так родилась новая лига. Первый тачдаун в истории АФЛ был брошен без всяких плейбуков квотербеком, который был тренером, в руки хавбека, который был каскадёром. Я не могу вам сказать ничего о «Пэтриотс», но у них тоже было полно похожих персонажей, — вспоминает бывший директор «Денвера» по связям с прессой Джим Саккомано.
Квотербек «Бронкос» Фрэнк Трипака, который был знаком со своим тренером Фрэнком Филчоком ещё со времён выступлений в Канаде, занимал пост ассистента тренера, но из-за проблем с квотербеками вышел на поле в этой игре и… остался там на четыре года. И кроме этого, он стал первым квотербеком в истории, который бросил пасов на 3000 ярдов в одном сезоне. Просто Филчок подошёл к нему и сказал:
— Эй, Фрэнк, как насчёт того, чтобы надеть щитки и устроить немного шоу?
Тренер «Бронкос» Фрэнк Филчок, приехавший из Канады, ни разу в карьере не выиграл показательный матч. Экспериментировал с составом… В Канаду он уехал после того, как был дисквалифицирован комиссионером НФЛ Бертом Беллом в 1946 году за попытку купить игру. В то время Филчок играл за «Джайентс» и не принял деньги, но был наказан за то, что никому не сообщил о попытке дать эту взятку. В общем, его ссылка в Канаду была добровольной.
— Я смертельно боялся, что люди в США не забудут скандала. Я нервничал как ребёнок во время его первой прогулки, когда мне предложили работать в «Денвере», — говорил Филчок в газетном интервью в 1960 году.
В Канаде он выиграл пять чемпионских титулов подряд, и поэтому на него обратили внимание «Бронкос».
«Бронкос» и «Пэтриотс» были самыми бедными франчайзами новой лиги. Их хозяева дрожали за каждый пенс, и даже ходила легенда, что генеральный менеджер «Денвера» Дин Гриффинг, который был нанят на эту должность как раз из-за его скупости и умения экономить, однажды лично поднялся на трибуну, чтобы забрать мяч у мальчика после реализации дополнительного очка. А отвратительных горчично-коричнево-белых цветов подержанная форма была куплена им по бросовой цене с игры студенческого Copper Bowl 1958 года, когда он был менеджером футбольной команды в одной из низших лиг. Снаряжение, и без того старое, постоянно зашивалось и латалось…
— Вы бы слышали те ругательства в раздевалке во время надевания этих доспехов, — смеётся корнербек «Денвера» в том сезоне Фрэнк Бернарди.
— У «Бронкос» не было никакой игровой схемы, никаких плейбуков. Трипака сказал парням: «Попробуйте пробежать десять ярдов, потом сверните в центр, и там я брошу вам пас», — продолжает Саккомано.
— Помню замечательный газон. Поле было безупречно, как будто кто-то без конца подстригал и причёсывал его, — вспоминает Джин Минго, игравший в «Денвере» на позиции хавбека.
Корнербек Джино Капеллетти попал в «Пэтриотс» тем самым типичным способом, которым попадали в команды АФЛ многие игроки в то время. Телефон тренера «Пэтриотс» Лу Сабана ему дал его брат, квотербек «Миннесоты Голден Гоферс». Джино долго не решался позвонить, потом набрался смелости и набрал номер. Представился, сказал, что хочет играть и, хоть не имеет за плечами роскошной карьеры, может и любит играть в футбол. Сабан быстро задавал вопросы и что-то записывал себе. Потом он сказал, что перезвонит и долго, очень долго не звонил. В конце концов, однажды телефон Джино Капеллетти зазвонил, и он услышал голос Сабана в трубке.
— Слушай, парень, — сказал Сабан. — У тебя есть уникальный шанс попасть в команду. Высылаю тебе контракт на 7500 тысяч.
Конечно, Джино не думал ни о контракте, ни о зарплате — он просто хотел играть. И 9 сентября 1960 года он стал первым игроком в истории АФЛ, заработавшим очки в игре, забив филд-гол с 35 ярдов в первой четверти.
За 11-летнюю карьеру ресивера и кикера Капеллетти набрал 1130 очков и вместе с Джорджем Бланда и Джимом Отто вошёл в тройку игроков, не пропустивших ни одной игры АФЛ.
Первый тачдаун АФЛ поймал Эл Кармайкл, а первую реализацию выполнил Джин Минго, ставший первым афроамериканцем, заработавшим очки в АФЛ. Он не играл за студенческую команду, но во время службы в армии выступал за сборную Marine Corps. После возвращения домой он написал письмо Филчоку с просьбой просмотреть его. Филчок был обязан брать любого, у кого был хоть какой-то опыт…
— В перерыве Филчок подошёл ко мне и сказал: «Минго, ты возвращаешь панты и начальные удары, — говорит Джин Минго.
Эл Кармайкл к тому времени получил травму.
Чернокожий ресивер был редкостью в то время. Некоторые партнёры говорили ему, что он несёт над головой факел.
В третьей четверти он вернул в тачдаун пант «Бостона» на 76 ярдов, но не забил дополнительное очко.
— Когда я бежал вдоль боковой линии, кто-то настиг меня, но один из наших парней сбил его. Тренеры махали мне: продолжай, продолжай! Я просто продолжил бежать, от страха или нет, неважно, но я занёс мяч в зачётную зону. Не знаю, бежал ли я когда-нибудь быстрее. Я запыхался, ноги болели, и когда пришло время реализации, я просто ударил по газону, ноги ничего не чувствовали, — вспоминает Минго сегодня.
«Пэтриотс» быстро сократили счёт до 13-10, но не смогли сделать больше, несмотря на несколько очень хороших драйвов в четвёртой четверти. Ди-бек «Денвера» Гус Гонсулин дважды перехватил пасы Батча Сонгина в той игре, и второй из них стал решающим. После этого «Бронкос» держали мяч и тянули время на протяжении 18 розыгрышей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.