На матчах отборочной группы В чемпионата Европы впервые на континенте – да и во всём мире (не считая США) были применены последние новеллы футбольных правил, касающиеся видеоповторов, пересмотров и не только их.

Так, не секрет для многих любителей НСАА, что в топ-конференциях уже пару лет матчи обслуживаются бригадами в восемь судей – причём, что характерно, даже НФЛ ещё не ввела эту инновацию в действие. Роль и механика С (center judge) уже описана в соответствующих регулирующих документах НСАА и ИФАФ, хотя на практике за пределами Соединённых Штатов ни одна страна просто физически не может позволить себе подобной роскоши. Центр – это судья, находящийся в зеркальной по отношению к рефери позиции, основные обязанности которого сочетают в себе функции как рефери, так и ампайра: он так же, как и рефери, следит за бекфилдом нападения, но выполняет и функции ампайра в части регулирования ситуации в боксе, установки мяча и применения штрафных санкций.

Без ложной скромности, крайне мало европейских арбитров имели или имеют опыт обслуживания матчей в бригаде на восемь. Тем более приятно и почётно было получить назначение на новую позицию вследствие моей работы в США ранее в этом году в составе таких бригад. Определённые шероховатости, связанные с перестройкой механики, которые были видны опытному глазу в первом матче, сгладились ко второму. Могу уверенно заявить, что за восемью судьями будущее. Скептикам рекомендую вспомнить, как ещё тридцать лет назад идея седьмого судьи на поле казалась ересью – меж тем, нынче это норма.

Эпизод игры сборных России и Нидерландов в рамках квалификации чемпината Европы, 18 сентября 2016 г. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

Эпизод игры сборных России и Нидерландов в рамках квалификации чемпината Европы, 18 сентября 2016 г. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

Джим Бриггс, один из опытнейших европейских судей с 30-летним стажем, автор 16 (!) переизданий судейской футбольной механики, был локомотивом применения всех новшеств судейской науки на этом турнире. Благодаря ему, все матчи обслуживались на поле бригадами в восемь судей – хотя, справедливости ради, на деле каждый матч работало четырнадцать (!) арбитров из шестнадцати присутствовавших: восемь на поле, запасной судья, два на часах, два на видеоповторах, один на статистике. Это не считая семи арбитров Британской судейской ассоциации (BAFRA), которые работали в составе цепочной бригады и вспомогательного персонала.

Что касается видеоповторов, Бриггс предложил и использовал так называемого девятого, «видеосудью», функции которого буквально с пылу с жару зафиксированы в новейшей редакции правил НСАА. Это не только ассистент рефери в ситуациях, когда требуется просмотр видео (при наборе очков, смене владения или вследствие оспаривания главного тренера той или иной команды) – его полномочия изрядно расширены. Так, впервые в Европе видеосудья имел право «создать» или отменить флаг за любой грубый (15-ярдовый, а в двухминутке – и 10-ярдовый) фол на поле, равно как и участвовать наравне с прочими арбитрами в обсуждениях спорных ситуаций.

Техническая реализация, конечно, оставляла желать лучшего: так, отработав первый матч сборной России в качестве ассистента видеосудьи, по факту, я провёл весь матч, сидя на системном блоке одного из компьютеров телебригады в передвижном фургоне, уставившись в небольшой, размером с телефон, экран, где в режиме онлайн шла трансляция. В мои функции входила нарезка игры на розыгрыши – и при необходимости (флаге на поле, смене владения или т.п.), конвертирование их в короткие HD-клипы, которые в полноэкранном режиме уже отсматривались мною и коллегами.

Эпизод игры сборных Великобритании и России в квалификации чемпионата Европы, 16 сентября 2016 г. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

Эпизод игры сборных Великобритании и России в квалификации чемпионата Европы, 16 сентября 2016 г. Фото: Юрий Марин (First & Goal)

Любителям НФЛ знакома ситуация, когда ловля или не ловля, заступ в аут или нахождение на поле могут быть «перевёрнуты» после видеопросмотра – однако именно на матчах нашей отборочной группы впервые были реально «перевёрнуты» флаги на поле. Многим памятна ситуация с зафиксированным фолом за поздний удар во втором матче сборной России, когда после пересмотра был отменён флаг (!) за фол российского спортсмена (действовавшего, как показало видео, в рамках правил), и сборная Нидерландов вместо «1-й и десять» получила «3-й и много».

Общее ощущение – и это действительно общая тенденция, которую я обсуждал ещё в начале этого года с главой комитета по видео-ревю НСАА – будущее развитие технологий лишь увеличит роль и долю участия видеосудей и видеоповторов в футболе. Безусловно, в конечном итоге решения будут применяться на поле! Но отрицать пользу технологических новшеств глупо и сродни противодействию изобретению центрального отопления: можно продолжать греться у костра, однако бойлер куда удобнее.

Фото со страницы Мартена Де Бура в Facebook

Фото со страницы Мартена Де Бура в Facebook

Что касается применения двенадцатого правила в рамках соревнований ЛАФ… несколько комичный, чего греха таить, опыт украинских коллег в этом году в части применения видеоповторов лишний раз напоминает о том, что копировать бездумно последние инновации нет смысла, пока нет базы, основы судейства. Нашей ближайшей перспективой является как повышение уровня знаний действующих судей, так и просто увеличение их числа – ни для кого, хоть раз надевавшего полосатую майку, не секрет, насколько вырастает качество обслуживания матча при большем числе арбитров на поле. Всем же нравятся трансляции НФЛ и НСАА в сравнениями пусть с лучшими образчиками ЛАФ? Много камер и точек зрения… А ведь лишний судья на поле – это и есть та самая лишняя камера, ещё один угол обзора спорной ситуации! И быть может, решающий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.