Тренеры, менеджеры и владельцы команд, определяющие будущее НФЛ, в марте этого  года собрались в конференц-зале отеля в Бока-Ратоне, штат Флорида, в предсказуемо раскрепощенной обстановке: подавляющее большинство пришло на встречу в одежде для игры в гольф, кто-то только что вылез из бассейна и почти все сумели совместить рабочие встречи с семейным отдыхом. Обстановка практически неофициальная. Едва ли кто-то мог предположить, что в этот самый день в этом самом зале будет произведен первый залп войны за будущее лиги, но именно это и произошло.

Ключевым стало обсуждение, можно ли разрешить тренерам на бровке просмотр трансляции и видеоповторов во время игры – практика, никогда ранее не применявшаяся. По словам людей, которые присутствовали в зале, Рон Ривера, главный тренер действующих чемпионов НФК «Каролины Пантерс», поднялся с места и во всеуслышание спросил: в чем будет заключаться смысл тренерской работы, если подготовленные за неделю комбинации, можно будет моментально посмотреть со всех точек прямо на бровке?

«Когда, наконец, это остановится?! – сказал Ривера в интервью «The Ringer». – Давайте еще начнем переписываться с игроками в чате или выходить с айфонами прямо на поле, чтобы определить, что делать дальше? Что из этого выйдет? Я понимаю, что нынешние игроки – люди следующего поколения, но мы все еще играем в игру, придуманную сто лет назад».

Выступление Риверы стало одним из наиболее заметных событий этой весны, которая очень четко показала, что возрастающая роль технологий в футболе, спровоцировала раскол в лиге. На одной стороне оказались тренеры, предпочитающие традиционные методы работы, на другой – тренеры, владельцы и руководители команд, которые ждут, что в и спорте, наконец, произойдет технологическая революция, давно изменившая большинство современных индустрий.

Если бы НФЛ решилась на использование всех современных технологических возможностей, бровка поля стала бы неотличимой от кадра из фильма «Бегущий по лезвию». При этом лига уже сейчас собирает огромное количество информации, которая просто практически недоступна извне. В попытке содействовать прогрессу, руководство НФЛ презентовало в Бока-Ратоне последнюю инновационную разработку: систему, которая позволила бы командам получить комплексную статистику всех игроков каждой из 32-х команд. Если технология будет внедрена, команды впервые смогут отслеживать каждое совершенное на поле движение и получать данные о текущей производительности и физическом состоянии игроков. К примеру, команда, обеспокоенная невысокой скоростью собственного корнербека, сможет точно рассчитать, насколько медленнее он Антонио Брауна, максимальная скорость которого, в соответствии с данными, озвученными в ходе одной из телетрансляций, составляет 35 километров в час.

На данный момент система, предоставляющая командам доступ к данным о физическом состоянии игроков, не прошла согласование в Соревновательном комитете лиги, состоящем из группы тренеров, владельцев и руководителей команд НФЛ. Многие тренеры открыто выражали недовольство тем, как может измениться игра, если подобная информация будет доступна другим командам или широкой общественности, поэтому комитет решил, что лига еще не готова к столь серьезному нововведению и отказал в вынесении его на общее голосование во время мартовского митинга.

«Если бы вы попытались ограничить внедрение новых технологий в любой другой индустрии, просто чтобы защитить людей, которые к этому не готовы, вас бы посчитали сумасшедшим! – говорит Брайан Копп, президент Северо-Американского отделения компании «Катапульт Спортс», которая, по его словам, имеет действующие контракты с 19-ю командами НФЛ на предоставление информации во время тренировок, но не игр. – Давайте поставим всех в равные условия, давайте скажем: если ты не способен разобраться в этом, ты начинаешь проигрывать и теряешь работу».

Ривера, тренирующий «Пантерс» с 2011-го года, а также занимающий пост в подразделении Соревновательного комитета, считает, что внедрение слишком большого количества технологий может лишить спорт всякого смысла.

«Я хочу проиграть на поле. Я не хочу проиграть потому, что кто-то воспользовался какими-то уловками или технологиями – это не то, чем должны заниматься тренеры», – говорит Ривера. – Я работаю всю неделю. Я готовлюсь надрать тебе задницу. А потом ты вдруг смотришь онлайн пару видеофрагментов и понимаешь: “А, черт! Так вот что он делает!” Разве это честно?»


Два года назад несколько игроков НФЛ начали носить каркасы с двумя небольшими чипами, расположенными в районе плеч. В прошлом году программа была распространена на всех игроков, а «Зебра Технолоджис» (компания, производящая чипы) оборудовала все стадионы приемниками, которые фиксируют каждое произведенное на поле движение, измеряя любые возможные параметры: от скорости бега игрока до того, насколько хорошо принимающий смог освободиться от своего опекуна в конкретном розыгрыше.

Фото: Getty Images

Если вы внезапно поняли, что безнадежно отстали от времени и упустили важнейшие составляющие футбольной аналитики – не беспокойтесь, это не так. За исключением незначительных фрагментов, используемых в телетрансляциях, рядовые болельщики не имеют доступа к собираемым лигой данным. Удивительно, но на протяжении сезона доступа к этим данным не имеют даже команды: в соответствии с информацией, полученной от представителей НФЛ, статистику собственных игроков за 2015-й год команды получили всего четыре недели назад.

Так что, хотя футбольные энтузиасты часто хвалят НФЛ за прогрессивное мышление, на самом деле в отношении всеобщей технологически-аналитической революции она грустно тащится позади остальных профессиональных лиг: на сайтах НБА и МЛБ, к примеру, в открытом доступе вывешены подробные показатели каждого игрока, собранные в автоматическом режиме. Команды НФЛ в это же самое время содержат команды аналитиков, сторонние организации создают отдельные сайты, специализирующиеся на сборе и предоставлении болельщикам и СМИ подробной статистики. Стоит отметить, что специалисты лиги еще четыре года назад предлагали главным тренерам команд воспользоваться системой сбора статистики нового поколения и другими инновационными решениями, но переговоры до сих пор ни к чему не привели.

В то время, в частности, был предложен небольшой инструмент, который, возможно, изменит будущее всей индустрии. Десятилетиями начинающие ассистенты тренеров проводили часы, а иногда и целые ночи, рисуя схемы розыгрышей, чтобы показать, что произошло и что должно было произойти в конкретном розыгрыше. Современная система датчиков может автоматически генерировать точные схемы каждого розыгрыша, карандаши для этого больше не нужны. Тем не менее, по словам сотрудника НФЛ, ответственного за обучение тренеров новейшим технологиям, многие пришли в ярость от предположения, что рисовать схемы розыгрышей вручную – пустая трата тренерского времени и сил. И в то время как представители лиги надеялись сэкономить время помощников тренеров внедрением новой технологии, сами тренеры отмахнулись от нее и просто прошли мимо.

Те, кто пытается переубедить тренеров, сталкиваются с подобным отношением постоянно: «Это просто обескураживает: возможности прямо здесь, перед нашими носами, но мы все равно используем для сбора статистики и ее анализа технологии пятидесятых годов прошлого века, – говорит Мэтт Рихнер, эксперт в области футбольной аналитики, в прошлом консультировавший многие команды НФЛ. – Мы можем и должны точно знать процент комплитов Кэма Ньютона, когда лайнмен защиты находится в двух ярдах от него. Мы должны с легкостью измерять окна для его бросков. А вместо этого, мы используем базовые данные уровня каменного века».


Ни в одной профессиональной лиге мира нет таких жестких ограничений на использование технических средств во время игры. Все, что находится на поле, должно быть согласовано, как минимум, с Соревновательным комитетом. Любое технологическое устройство, даже самого базового уровня, не будет разрешено, если оно хотя бы в малейшей мере оказывает влияние на шансы на победу одной из команд. Подобные правила, конечно, совсем не помогают прогрессу, а порой доходят до абсурда: команды могут с помощью специальных датчиков следить за частотой пульса и уровнем гидратации игроков на тренировках, но не имеют права делать этого во время игры.

Небольшая часть информации все-таки просачивается в открытый доступ: «Телеканал CBS имеет доступ к подробной статистике игроков в рамках трансляций по четвергам, что позволило им, к примеру, почти моментально определить скорость рывка принимающего «Бронкос» Эммануэля Сандерса. NBC получило статистические данные во время одной из воскресных трансляций прошлого сезона и получит их во время четверговых трансляций в следующем году» – говорит Ханс Шредер, вице-президент НФЛ по взаимодействию со СМИ, развитию бизнеса и продажам. В приложении для Xbox One доступны общие данные о физических параметрах и способностях игроков. Поскольку все это не оказывает влияния на шансы команд на поле, телевещателям не нужно прыгать через обруч, чтобы получить доступ к статистике, как это приходится делать командам. Фактически СМИ получают в реальном времени значительно больше информации, чем команды.

Фото: Getty Images

«И что не менее важно, мы можем все это монетизировать, – говорит Шредер. – Мы очень много инвестируем во внедрение [наплечных датчиков], и мы несем ответственность за то, чтобы эти инвестиции были возвращены».

Правда представители компаний, транслирующих НФЛ, прохладно отнеслись к предложению подобной статистики, считая, что эта информация не слишком понятна и неинтересна для рядового зрителя. И хотя Шредер надеется, что расширенная статистика займет достойное место в трансляциях, он не ждет, что болельщики заметят принципиальные изменения.

«Мы вовсе не хотим превратить трансляции в шоу всезнаек, – говорит он, – Мы уважаем нашего зрителя, сидящего дома на диване. Мы понимаем, что огромное количество людей выросло, играя в футбол, и знает, как он устроен. Мы не хотим что-то кардинально менять, мы просто ищем пути лучше осветить игры». Что же касается спора об уровне использования технологий в футболе, Шредер, полагаясь на собственный опыт, считает, что Соревновательный комитет может найти правильные пути решения: «Департамент футбольных операций, исполнительный вице-президент НФЛ Трой Винсент, Соревновательный комитет – все стараются найти наиболее уместный и правильный путь развития, – говорит он. – Но невозможно собрать вместе 32 тренера и получить единое мнение».

Разница мнений и видения игры возникает почти каждый раз, как тренеры собираются вместе. Ключевые аргументы против внедрения новых технологий, по словам очевидцев, связаны с непредсказуемостью последствий. Придется ли командам нанимать дополнительных тренеров для обработки данных и видео? Смогут ли соперники извлечь дополнительные преимущества? Не замедлит ли внедрение новых технологий решение других, гораздо более важных проблем: в частности, правил ловли и использования видеоповторов. Соревновательный комитет безрезультатно поднимал вопрос внедрения системы видеоповторов в планшеты Microsoft, используемые на бровках, на собраниях в марте и в мае, следующее обсуждение будет проводиться уже после завершения нового сезона.

«Я думаю, что тренеры (и я не склонен осуждать их за это) просто сказали: “Стоп. Не так быстро. Дайте нам понять, как эти изменения скажутся на нашей работе”» – сказал в интервью SiriusXM президент «Фэлконс» и глава Соревновательного комитета Рич Маккей после майской встречи.


В августе 2012-го года один из самых богатых соккерных клубов мира «Манчестер-Сити» совершил поступок, который многие конкуренты посчитали абсолютно сумасшедшим: они опубликовали все закрытые данные игроков на официальном сайте, в надежде запустить таким образом революцию в аналитике. «Даже если это и не принесло пользы «Манчестер-Сити», – объяснил аналитик клуба Гэвин Флейг, – по крайней мере, я надеюсь, что разного рода знаменитые саберметристы, вроде Билла Джеймса, теперь навсегда исчезнут из мира спорта».

Некоторые владельцы команд НФЛ также могут подумывать о подобной публикации, но вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Лига, тем временем, продолжает экспериментировать: например, во время предсезонных игр во всех мячах будут закреплены датчики, отслеживающие их перемещения, но возможность применения полученных данных пока непонятна.

«Я не уверена, что мы когда-нибудь достигнем того же уровня, который используется в других видах спорта» – говорит Джилл Стелфокс, вице-президент «Зебра Технолоджис». Она говорит, что задача компании – собирать данные, а не применять их, так что она не может точно сказать, как и что с ними нужно делать, но надеется, что НФЛ и телекомпании, транслирующие игры, найдут пути использования собранной информации. «Нужны ли болельщикам точные координаты каждого движения? Не думаю», – говорит она.

НФЛ – не единственная, кто в 2016-м году столкнулся с проблемой внедрения новых технологий, но она стоит на пороге сложного, критически важного спора о том, что, как и когда использовать. «Мы общались в коридорах владельцами и тренерами других команд после этих обсуждений, – говорит владелец одной из команд, – И мы не могли поверить своим ушам».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: The Ringer