Один за другим клубы НФЛ стремятся использовать пример «Нью-Ингленд Пэтриотс», чтобы добиться успеха, однако один из компонентов успеха команды Билла Беличика большинство их соперников не пытается копировать. Речь идет о долгосрочной стратегии подбора запасного квотербека, подрастающего за спиной стареющей звезды.

Кто-то просто не задумывается о переменах, опираясь на качество своего основного разыгрывающего. Однако когда-нибудь это придется сделать.

«Нью-Ингленд» — одна из семи команд, в распоряжении которой есть испытанный временем высококвалифицированный квотербек в возрасте 34 года или старше. При этом «Патриоты» — единственные из этой группы, кто за время использования своей главной звезды задрафтовали другого квотербека в 1-м или 2-м раунде. В данном случае речь идет о Джимми Гаропполо.

Все 24 квотербека, выбранные в первых двух раундах начиная с 2011 года — яркий пример дефицита игроков на самой важной позиции в лиге. Столь высоко не выбирали квотербеков лишь 6 команд: «Питтсбург», «Даллас», «Нью-Йорк Джайентс», «Сан-Диего», «Нью-Орлеан» и «Аризона», которые не спешили задумываться о замене для основного распасовщика, несмотря на средний возраст своих квотербеков 35,3 года. «Чарджерс» вообще с 2006 года не выбирали квотербеков раньше 5-го раунда.

Тому Брэди уже 38. Возможно, по этой причине «Пэтриотс» относительно давно задумались о том, что будет после завершения его карьеры. На нынешнем драфте они дважды спустились вниз, чтобы выбрать в 3-м раунде Джейкоби Бриссетта.

Остальные действуют примерно по следующей схеме: выжимать все соки из своего стартового квотербека, пока он в состоянии выходить на поле, а затем в пожарном порядке срочно искать замену.

«Мы будем гнать до упора ту лошадь, которая у нас есть. Таков уж менталитет», — разводит руками президент Сеньор Боула Фил Сэведж, бывший генеральный менеджер «Кливленд Браунс».

А что тут такого? Почему бы не ценить в полной мере свой главный актив, которым не могут похвастать конкуренты?

Даже пример «Далласа», который из-за травм Тони Ромо закончил прошедший сезон лишь с 4 победами, не убедил большинство команд в необходимости создания глубины на позиции квотербека через драфт, где было выбрано 15 разыгрывающих. Руководство «Ковбоев» вроде бы вступило в борьбу за Пакстона Линча, но в итоге ограничилось выбором в 4-м раунде Дэка Прескотта, который пока явно не готов к мясорубке НФЛ.

Из шести упомянутых выше команд самым ранним выбором квотербека отметился «Нью-Орлеан», который застолбил за собой Гарретта Грейсона в 2015 году под 75-м номером. Дальнейший список, мягко говоря, не впечатляет.

Ниже приведен список команд, у которых есть стартовые квотербеки высокого уровня в возрасте 34 года и старше, и данные по их бэкапам.

Команда Основной квотербек Возраст Запасной Год и раунд драфта
«Питтсбург» Бен Ротлисбергер 34 Лэндри Джонс 4-й,2013
«Сан-Диего» Филип Риверс 34 Зак Меттенбергер 6-й,2014
«Джайентс» Илай Мэннинг 35 Райан Нассиб 4-й,2013
«Даллас» Тони Ромо 36 Дэк Прескотт 4-й, 2016
«Аризона» Карсон Палмер 36 Дрю Стэнтон 2-й, 2007 (выбран «Детройтом»)
«Нью-Орлеан» Дрю Бриз 37 Гарретт Грейсон 3-й, 2015

В этой тенденции нет ничего нового. Пейтон Мэннинг в начале карьеры сам был сменщиком Джима Сорги.

«Все думают, что если основной квотербек получил травму, то в любом случае тебе уже ничего не светит, — говорит представитель одного из клубов, кому посчастливилось иметь в составе квотербека-звезду. — Никто не думает, что во 2-м или 3-м раунде можно взять франчайз-квотербека. Их не так уж и много».

Зачем тогда вообще брать разыгрывающих в середине драфта? Известный в прошлом менеджер клубов НФЛ Джо Баннер, который сейчас работает аналитиком на канале ESPN, говорит, что команды надеются взять кого-то, кто в будущем превзойдет ожидания.

«Какой смысл транжирить 3-й драфт-пик лишь для того, чтобы думать, будто вы нашли решение? — говорит Баннер. — Или, по вашим оценкам, когда-то из него получится классный стартер? Тут вступает в дело правило: не торопиться с тем, чтобы форсировать развитие событий, использовать проработанный план с учетом краткосрочной и долгосрочной перспективы».

Эффект Брока Освайлера

Генеральный менеджер «Бронкос» Джон Элвей прекрасно сработал на драфте 2012 года. Понимая, что у основного квотербека Пейтона Мэннинга в прошлом были травмы шеи, он сыграл на понижение и выбрал Брока Освайлера под общим номером 57.

Долгое время все шло по плану, в «Денвере» Освайлер вырос в квалифицированного бэкапа. Предполагалось, что он будет преемником Мэннинга. Но тут случился уход в «Хьюстон» в качестве свободного агента на контракт стоимостью 18 миллионов в год, и другим командам, которым посчастливилось иметь в составе хорошего запасного квотербека, пришлось осознать, что 4-летний контракт новичка очень быстро заканчивается и кое-кто может захотеть сменить обстановку.

«Получается, что если задрафтовать квотербека слишком рано, вы будете готовить его для другой команды. Или приходится надеяться, что ваш стартовый квотербек достаточно крепок, и вы можете распределить свои ресурсы на другие нужды», — поясняет Сэведж.

Ситуация, которая в свое время сложилась в «Грин-Бэй», где Аарон Роджерс пришел на смену Бретту Фарву, на первый взгляд кажется идеальным стандартом безболезненной передачи функций квотербека в команде. Однако существует мнение, что в нужный момент Фарва просто выдавили из команды, чтобы освободить место для Роджерса.

Бретт Фарв. Фото: CBS Sports

Можно возразить, что выбор «Патриотами» Бриссетта на нынешнем драфте не имеет никакого отношения к Брэди, а лишь является подстраховкой на случай, если что-то случится с Гаропполо. У последнего еще 2 года действующего контракта, тогда как основной разыгрывающий клуба подписан на 4 сезона вперед.

Согласно общепринятой практике, большинство классных квотербеков бросают в бой сразу же после их попадания в НФЛ. У «Филадельфии» есть редкая возможность стать исключением и дать подрасти 2-му номеру нынешнего драфта Карсону Венцу, который, вероятно, проведет ближайший сезон в запасе, набираясь опыта у Сэма Брэдфорда и Чейза Дэниела.

Отсутствие выбора

Обозреватель ESPN Кевин Сейферт приводит следующий факт: из 62 квотербеков, задрафтованных с 2010 по 2014 годы, около трети — 21 — были выставлены на драфт отказов после двух лет карьеры в НФЛ.

Позиция квотербека является самой обсуждаемой в НФЛ. Достаточно ли талантливой молодежи готово пополнить ряды лучшей лиги мира? Усугубляет проблему и недостаток тренировочной практики для бэкапов. Согласно правилам Коллективного трудового соглашения, время, которое тренеры могут уделять молодым квотербекам, ограничено.

Поэтому не следует удивляться, что разыгрывающий-«второгодник» «Нью-Йорк Джетс» Брайс Петти использует электронную игру Madden NFL для того, чтобы попрактиковаться в чтении защиты.

Многие обозреватели сходятся во мнении, что если какой-либо драфт привносит в лигу трех стартовых квотербеков, как это произошло в 2014 году с Блейком Бортлзом, Терри Бриджуотером и Дереком Карром, то этот год может считаться сверхурожайным.

«За один год обычно приходят единицы. Команды не будут брать высоко парня, если они в нем не уверены», — поясняет пожелавший остаться неизвестным координатор нападения одного из клубов НФЛ.

Бен Ротлисбергер. Фото: Getty Images

Одна из причин, по которым желательно иметь хорошего запасного — травмы. В прошлом сезоне Бен Ротлисбергер пропустил 4 матча из-за повреждения колена, и, хотя дуэт Майкл Вик / Лэндри Джонс сумел заработать в них 2 победы, ситуация выглядела непростой для «Стилерз». Вспомним также, что Карсон Палмер из «Аризоны» не далее как два года назад ограничился из-за травм лишь 6 матчами.

Если у команды есть 6 драфт-пиков и три очевидных слабых места в обороне, то агрессивный выбор квотербека не будет входить в её планы. Также нельзя недооценивать роль прессы. Если не привлекать к себе лишнее внимание ранним выбором запасного квотербека, вас не будут одолевать вопросами о нем.

«Тут, возможно, имеет значение и голос тренера, который посетует, что ему придется тратить время и силы на игрока, который не будет выходить на поле. Это менталитет: выигрывать здесь и сейчас», – добавляет Сэведж.

Не стареют душой ветераны

Квотербеки, как и кикеры, поздно уходят на пенсию. Игроки обеих позиций могут успешно выступать в лиге в возрасте около 40 лет. Дрю Бриз из «Нью-Орлеана» и Брэди уже объявили о своем желании продолжать карьеру после 40, пока будут силы. Генеральный менеджер «Питтсбурга» Кевин Колберт сообщил в недавнем интервью ESPN, что рассчитывает на услуги Бена Ротлисбергера как на квотербека «в самом расцвете сил» еще 3-4 сезона. Короче говоря, если разыгрывающий не регрессирует очевидным образом, то нет явной причины думать о его преемнике.

«Большинство людей в лиге руководствуются краткосрочными нуждами, тем более что они видят, как эти парни прекрасно играют и в 37, и в 38 лет, — говорит Баннер. — Они молятся на то, чтобы потом найти кого-то, кто продержится столько же времени».

Поэтому, как полагает Баннер, в штабе любого клуба должен быть по крайней мере один человек, ответственный за принятие решений, кто будет стремиться к усилению глубины состава.

«В клубном офисе обязательно должен быть один или двое, кто будет добиваться баланса, те, кто скажет: нашему парню уже 34, и нам нужен кто-то, кто сможет прийти ему на смену через пару лет», – считает Баннер.

«Патриоты» — одна из немногих команд, где стараются подобрать разумный баланс между краткосрочным и долгосрочным планированием, однако здесь критично найти правильный момент для принятия того или иного решения. Иметь в составе квотербека, выбранного во 2-м раунде, который практически не приносит отдачи на поле, очень тяжело для тренеров. Возможно, искусная скаутская работа позволяет «Нью-Ингленду» принимать на драфте более рискованные решения, чем остальным клубам. Тем не менее рано или поздно перед руководством любой команды, в том числе и «Пэтриотс», встает вопрос смены поколений, который будет особенно тяжелым, учитывая, что невозможно предсказать, когда карьера стартового квотербека пойдет на спад.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: ESPN