Примерно месяц назад прошла информация, что была зарегистрирована федерация американского футбола Чеченской республики. Событие, прямо скажем, не рядовое. Не в каждом субъекте РФ такая организация имеется, а дальше дивизиона «Юг» наши познания по части футбола на Кавказе особо не распространяются.

First & Goal связался с главой федерации Русланом Юсуповым и выяснил, зачем все это затевалось и чего ждать дальше.

— Сейчас я в России и буду здесь все лето, — говорит Руслан Алисович.  – А так, последние двадцать лет живу в Америке, в Портленде. Мои дети долгое время занимались футболом. Постепенно игрой проникся и я, втянулся как отец, который присутствовал почти на всех тренировках, возил их на соревнования, помогал школе как волонтер. Узнал футбол, так сказать, изнутри.

10252045_10201110204757525_7532747974625063569_n— Сыновья остались в США?

— Старший – Муслим – сейчас в колледже, младший – Джамерз – заканчивает школу и будет поступать в университет. Муслим больше по академической части пошел, занимается творчеством, пишет музыку,  а 18-летний Джамерз будет бороться и играть в футбол.

— За какой колледж?

— Есть известные всем «Утки» («Орегон Дакс») и «Бобры» («Орегон Стэйт Биверс»). Надеюсь, доберется до одного из них.

Очень жалею, что Джамерз стал играть только с пятого-шестого класса, надо было начинать раньше. В итоге, я уже сам едва ли не больший фанат футбола, чем они оба.

— А как же борцовское прошлое?

— Как бывшего борца меня всегда беспокоила проблема раннего ухода из спорта и ощущения ранней ненужности атлета, его незанятости. Молодость и здоровье были отданы спорту и Родине. В футболе я увидел продолжение борцовской жизни. Очень мощная физическая подготовка, командный вид – один коллектив, братство, плечом к плечу, где каждый понимает друг друга с полуслова. Со временем, идея меня захватила в том плане, что все это можно перенести и в Чеченскую республику.

У нас, как вы знаете, каждый второй – борец или занимается боями. Я люблю борьбу, но она приедается, хочется чего-то другого, нового. Много неиспользованных возможностей и потенциала у ребят. Они уже готовые атлеты – оденься, потренируйся и ты уже готов выйти на поле.

— В США вы уехали в лихие 1990-е?

— В 1996 году. А вернулся с научно-медицинской миссией – совместно с Университетом Джона Хопкинса наладить научную работу, открыть исследования в области проблем инсульта и сердечнососудистых заболеваний. Вторая высокая миссия – это футбол!

— Это уже какой год?

— 2011-й. Привез футбольный мяч, экипировку сына. Ко мне подходили ребята самых разных возрастов и говорили, что видели футбол по телевизору. Хотя некоторые, естественно, путали с регби.

11696369_1588852524715804_2414843236323032843_o

— Объяснили разницу?

— Футбол мне нравится наличием защиты. Регби – уличная драка, борьба диких кабанов – в грязи и пыли – не в обиду будет сказано регбистам (смеется). Футболист же оснащен шлемом, каркасом, у него защищены тазобедренный сустав, поясница, крестец. Все самое важное закрыто.

— Какова была реакция местных властей на ваше предложение?

— Заходил в Спорткомитет. Конечно, когда говоришь о чем-то совсем неизвестном, сразу ответа не добьешься. Я и сам толком не знал, с чего начать. Родственник-юрист подсказал, что нужно зарегистрировать некоммерческую организацию. Подумал, что надеяться ни на кого не стоит, будет проще самому заняться. Все расходы и головные боли – мои.

В общем, в конце апреля у нас появилась федерация. Сейчас занимаемся организационными вопросами: экипировка, поле, привлечение американской стороны.

13220882_10204909338613497_717066736531030180_n

— В каком плане привлечение?

— В США хорошо развита благотворительная система. Пожертвования той же формы, старую отдают, как только новая появляется. Штук 12 комплектов я купил и собрал сам предварительно.

Интерес есть. В академии футбола Грозного устраивали получасовую трансляцию, приезжало телевидение, делало сюжет. Бувайсар Сайтиев, многократный олимпийский чемпион по вольной борьбе, знает нас, интересуется футболом. Олимпийскому чемпиону по греко-римской борьбе Ислам-беку Альбиеву тоже очень понравилось. Сам он человек азартный, говорит, хочу играть!

Очевидно, что футбол сейчас активно развивается в Европе и Азии в плане интереса. Его бы еще чуть грамотнее поставить на коммерческую основу…

— Приставка «американский» не будет мешать этому прямо сейчас?

— У нас много чужих видов. Все преходяще. Все пройдет, а спорт останется. Я оптимист и верю, что спорт нас объединяет. В нем нет ни расы, ни религии, ни нации. Опираюсь на опыт восточных единоборств, которые были популярны в прошлом, на тот же хоккей.

— Лето закончится, вы уедете, кто останется на хозяйстве?

— Есть американский студент Уильям Конвей, который раньше жил в Казахстане и там, кстати, создал команду – астанинские «Волки». Так вот, он говорит, что примерно через год чеченские футболисты смогут на равных играть с казахстанскими.

Когда он впервые оказался в Грозном, то был, по его словам, шокирован. Повторял, что Чеченская республика – идеальная среда для футбола. В этом виде ведь нельзя без запала и толики агрессии (в хорошем смысле слова), а с этим здесь недостатка нет.

Уильям учится в Чеченском педагогическом университете. Возможно,  останется и дальше. Есть вероятность, что у него будет и коммерческий интерес остаться.

13227922_10204904570454296_176439756_n— Уже приступили к работе?

— Сейчас Уильям уехал срочно на некоторое время по семейным обстоятельствам, из-за тонкостей медицинской страховки, с которой в США все очень непросто. Как вернется – организуем сборы и полноценное введение в курс местного населения.

В данный момент я работаю спортивным врачом в федерации борьбы Чеченской республики.

На улице меня уже узнают («видел о вас статью», «читал репортаж»). Многие ждут конкретного анонса, когда же все-таки действительно начнется.

— Когда ждать первую чеченскую команду?

— Надеюсь, уже этим летом. Жду информации от Уильяма. Мало просто заявить амбиции, нужно подходить к этому делу серьезно. Чтобы был плейколлинг, наработки, какая-то база, от которой можно будет отталкиваться.

— За какую команду в НФЛ болеете?

— Честно говоря, без фанатизма. Наверное, «Бронкос» и «Кольтс» из-за Пейтона Мэннинга, нравится их семья. С удовольствием слежу за «Пэкерс», «Пэтриотс», «Каубойс», «Рэйдерс», Фотинайнерс». Да в каждой команде есть что-то выдающееся.

Очень неожиданным для меня оказался взлет «Сихокс». Они относительно рядом с Орегоном находятся. Вроде есть и есть, играют себе, ничего такого. И вдруг такое!

— На Супербоулах бывали?

— Обидно получилось в этом году. Неправильно просчитал время и только в день игры вылетел из Москвы. Смутило что-то, купил билет не на тот рейс. В итоге, на Супербоул не попал.

Но сама атмосфера в такие дни мне наминает фильм «Гладиатор». Помните, когда пленные попадают в Коллизей? Настолько необычная аура и энергетика! На улицах вывешивают огромное табло, устраивают огромный праздник для народа.

Если же брать именно стадионы, то часто бывал на школьном футболе по понятным причинам. Теперь, возможно, буду и на студенческом. Профессионалы пока – только по телевизору.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.