Жителю постсоветского пространства, далёкому не только от североамериканского спорта, но и спорта вообще, вполне может быть знакома история человека, которого боссы «Кливленда» выбрали одним из главных спасителей своей команды, давно и, кажется, навсегда погрузившейся на дно НФЛ.

Его имя – Пол Деподеста, личность, послужившая прототипом героя, сыгранного Джоной Хиллом в фильме «Человек, который изменил всё» («Moneyball»). Выпускник Гарварда, не имевший никакого опыта управления в бейсболе, в тандеме с генеральным менеджером «Окленд Атлетикс» Билли Бином сумел создать боеспособный коллектив, казалось, из даже не второсортных, а третьесортных игроков. Ключом к тому триумфу стала сайберметрия – эмпирический анализ в бейсболе, основанный на статистических данных.

Деподеста, получивший блестящее экономическое образование в Гарварде, с успехом применил полученные им знания в области статистики, теории игр и теории вероятностей на практике, выбрав полем своей деятельности не традиционную экономику, а отдельный конкретный вид спорта. Результатом подобного эксперимента стали достаточно успешные выступления клубов МЛБ, в которых работал Пол. К слову, в качестве генерального менеджера «Лос-Анджелес Доджерс» он вывел эту команду в плей-офф впервые за 16 лет. Правда, следующий сезон стал для «Ловкачей» худшим за 11 лет. Последним достижением Деподесты стала великолепная работа в прошлом году в «Нью-Йорк Метс», которые вышли в Мировую Серию впервые с 2000 года.

paul-depodesta-browns-mets

Пол Депоста (справа) в «Метс». Фото Paul J. Bereswill/AP

Теперь Полу предстоит реанимировать «Кливленд», который с 2012 года, когда владельцами клуба стали братья Хаслам, имеет 19 побед при 45 поражениях. Новые боссы команды меняли тренерский штаб и руководителей «Браунс» едва ли не каждый сезон, но результата подобные перестановки пока не принесли. Команда так и не смогла найти своего квотербека, дважды рискнув, когда взяла немолодого, но неопытного Брэндона Уидэна, а затем Джонни Мэнзела, чьи шансы заиграть в НФЛ были поставлены под сомнение подавляющим большинством аналитиков.

Если старые методы не работают, то настала пора новых. У братьев Хаслам просто нет другого выхода, как найти нечто совершенно иное, чуждое НФЛ. И они остановили свой выбор на Деподесте, получившем пост директора по стратегии. Руководителем футбольных операций, по сути, генеральным менеджером, назначили Саши Брауна, опытного юриста, так же, как и Пол, имеющего диплом Гарварда.

Уже сегодня понятно, что подобные кадровые движения являются вызовом. Вызовом не только для «Кливленда», но и для всей НФЛ, одной из самых консервативных спортивных организаций планеты.

Драфт-2016 и несколько дней до его начала показали, что Пол не намерен платить дорого за тот товар, в котором не уверен. «Браунс» торговались вниз. Они выгодно менялись, разжившись огромным числом пиков, включая 2017 и 2018 годы, что позволит штабу клуба в ближайшие несколько лет попытаться построить боеспособный коллектив.

В отличие от МЛБ, где каждый клуб играет по 162 матча в регулярном сезоне, в НФЛ команды проводят в десять раз меньше матчей, что усложняет статистический анализ каждого конкретного футболиста, ведь данных намного меньше. Однако всё большая популярность различных статистических футбольных сайтов, таких как footballoutsiders.com, говорит о возрастающей роли цифр в жизни профессионального футбола.

cover-1

Джимми Хаслам

О том, что Деподеста уже сейчас начал активно работать по своей стратегии, говорит хотя бы выбор квотербека Коди Кесслера в третьем раунде драфта. Многие предсказывали этому футболисту куда как более низкий выбор, ставя более высокий рейтинг иным молодым разыгрывающим. Но, будем откровенны, на этом драфте были лишь двое, кого можно было брать в первом раунде с большой долей уверенности, и остальные, каждый со своими плюсами и минусами. К плюсам Кесслера, безусловно, относятся высокая точность, а также игра в системе традиционного нападения, исповедуемого большинством клубов НФЛ.

В студенческом футболе огромная разница в силе команд, ещё большая разница в уровне защит этих команд, поэтому статистика здесь не всегда может быть объективна.

С другой стороны, Пол очень не любит так называемые «традиционные» положительные критерии скаутов, к которым можно отнести рост, поведение, размах рук и прочее. Для него есть лишь цифры и возможность каждого конкретного новичка максимально проявить себя на той или иной позиции в той или иной ситуации.

В самом низу драфта «Браунс» взяли Скуби Райта, парня, который в позапрошлом сезоне буквально изнасиловал всю лигу, показав сумасшедший футбол в защите. Но травма в этом году, а также ряд негативных отчётов скаутов, едва не поместили его в список незадрафтованных свободных агентов. «Кливленд» рискнул, взяв этого лайнбекера, но заплатил абсолютно «мусорную» цену, что через несколько лет может принести команде огромные дивиденды. Именно на этой грани – грани понимания футбола, а также статистических достижений, и постарается построить новых «Браунс» Деподеста.

К слову, для Пола мир футбола не является абсолютной неизвестностью. Он играл ресивера в университетской команде, а также стажировался в клубе Канадской Футбольной Лиги. Но НФЛ, конечно же, совсем иной уровень. Это вызов. И пока неизвестно, как с этим вызовом справится волшебник, чья магия цифр полностью изменила мир бейсбола.

Читайте также: Саши Браун: «Мы ещё не решили, кто будет стартовым квотербеком»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.