Ведущие агенты и просто знающие люди утверждают, что любой квотербек, записанный на драфт, не имеет права пропустить три вещи: съезд скаутов, показательные выступления и «Лагерь Квотербеков» Джона Грудена. Портал MMQB побывал за кулисами мероприятия, на котором под прицелом телекамер бывший тренер, а сегодня — аналитик, выжимает все соки из Карсона Вентца в учебном классе и на поле.
На протяжении четырёх с половиной незабываемых часов Груден страстно и с увлечением говорил, пока, наконец, не озадачил 23-летнего парня, сидящего напротив него.
Начиная с восьми утра, с момента прибытия в класс Грудена Карсон Вентц был прилежным учеником. Огромных размеров квотербек рисовал сложные маршруты нападения «Северной Дакоты Стэйт», диагностировал меры защиты и даже снисходительно улыбнулся, когда экс-тренер НФЛ вежливо намекнул, что кому-то надо будет заменить Пейтона Мэннинга.
Тогда Груден, который ведёт урок с помощью пульта и проектора, неожиданно показывает на доске портрет координатора защиты «Чифс».
«Ты знаешь этого парня?», — резко спрашивает он.
«Хм…», — Вентц озадачен.
«Этот парень – настоящая головная боль. Боб Саттон. Я не знаю, что он пишет у себя в блокнотах, но его защита оказывает одно из самых сильных давлений в лиге», — говорит Груден.
Следующий слайд.
«Что скажешь насчёт этого парня?», — спрашивает Груден.
Тишина.
«Это Майк Смит. Сегодня он работает координатором защиты «Бакс». И он также – головная боль», — отвечает Груден сам себе.
Груден прокручивает слайды словно в стремительном нападении, двигаясь от Вико Фанжио из «Чикаго» («Ещё одна головная боль») к Мэтту Патриция из «Пэтриотс» («У него есть одна из лучших защит на третьем дауне в лиге») и Роду Маринелли, координатору защиты «Далласа» («Сейчас он очень успешно делает двойные блицы»).
Груден явно разочарован результатами викторины.
«А этого парня зовут Дом Кэперс. Это координатор защиты «Пэкерс». Он – забияка. Если ты знаешь что-нибудь о Кэперсе, ты знаешь, что он проповедует постоянные блицы. Ты будешь у него на карандаше, Карсон! У тебя это должно отскакивать от зубов! Даже в пятницу я могу прийти и сказать: «Эй, у нас есть две минуты на отработку действий нападения. И сразу после тайм-аута в эти две минуты Дом Каперс начнёт массированный блиц!»
https://www.youtube.com/watch?v=YZKxWeQk2gI
Вентц торопливо пишет.
«Тебе это нравится, Карсон?», — спрашивает Груден.
«Да, сэр».
«Хочешь сделать небольшой перерыв?»
«Нет».
«Да ну?»
«Нет, сэр», — отвечает Вентц ещё решительней.
«Хорошо. Как у тебя с «плей-экшн»? Тебе это нравится?», — спрашивает Груден.
Во время этой словесной перестрелки они обмениваются выразительными взглядами, но заметно, что собеседники не забывают, что этот урок поставлен для телевидения.
Видеокассеты на полках Грудена – картонные декорации, стены построены, чтобы скрыть провода, а офис – просто лёгкая постройка в стенах ESPN Wide World of Sports Complex, что находится в Бэй-Лэйке, штат Флорида.
На расстоянии трёх футбольных полей отсюда продюсер ESPN наблюдает за происходящим сразу на нескольких мониторах. «Это чудо!», — кричит он и даёт распоряжение, чтобы некий фрагмент появился в эфире буквально следующего выпуска SportsCenter.
Семь лет прошло с тех пор, как Груден последний раз руководил игрой в НФЛ, 13 — с тех пор, как выиграл Супербоул и 15 — с того времени, как он попал на обложку журнала People. И всё же… его известность нисколько не ослабла. Он всё так же знаменит, как всегда. Комментируя по ESPN вместе с Майком Тирико матчи Monday Night Football, 52-летний Груден в перерыве выдаёт дюжину фраз-шедевров, которые уже сейчас готовы стать вайнами.
И всё же его несезонный цикл передач Gruden’s QB Camp традиционно собирает благоговейно высокий телевизионный рейтинг.
Эта программа начала выходить в 2010 году, и в ней уже приняли участие 50 игроков. Несмотря на то, что горстка участников не была квотербеками (тэкл Люк Джокель, ди-энд Джейсон Пьер-Пол, лайнбекер Манти Тео и некоторые другие), шоу посвящено самой яркой позиции в футболе. После участия в ней Блэйка Бортльза, Сэма Брэдфорда, Тедди Бриджуотера, Дерека Карра, Кирка Казинса, Энди Далтона, Джонни Мэнзела, Роберта Гриффина, Эндрю Лака, Маркуса Мариоты, Кэма Ньютона, Брока Освайлера, Райана Тэннехила, Расселла Уилсона и Джеймиса Уинстона «Лагерь Квотербеков» Грудена стал необходимым мероприятием, которое обязан посетить перед драфтом любой молодой квотербек.
«Я всегда говорю своим клиентам, что помимо съезда скаутов и показательных выступлений, они просто обязаны посетить шоу Грудена», — говорит агент Райан Толлнер, представляющий Джареда Гоффа и Карсона Вентца, двух предполагаемых главных квотербеков предстоящего драфта.
Само шоу выглядит немного претенциозно: Груден приглашает молодую звезду в свой офис. Всё выглядит так, будто предстоит важный разговор непосредственно перед драфтом. После просмотра небольшого фильма об игре парня в колледже и его обсуждения Груден знакомит его с принципами НФЛ, затем проверяет его знания и умения на поле. Все эти основные элементы заимствованы из шоу Real World, иконы стиля. Груден представляет Вентца как «самого готового к игре в НФЛ квотербека, которого мы видели в последние пару лет». Но прежде чем Вентц успевает произнести Spider Y 2 Banana (одно из названий розыгрыша «плей-экшн» — прим.), Груден готовит свой следующий предмет, в разговоре о котором он также экспрессивен и выразителен.
Gruden’s QB Camp – несомненный успех ESPN, которая показывает два тридцатиминутных шоу в субботу. И чем ближе драфт, тем больший интерес она вызывает у Америки.
«В этом есть элемент вуайеризма. Зритель чувствует, что присутствует на доверительной беседе тренера и игрока. И не стоит забывать здесь об «эффекте Чаки» (кличка Грудена в честь одноименного героя фильма ужасов – за любовь строить рожи перед камерами –прим. ред.)», — говорит Джей Ротман, продюсер Monday Night Football.

Болельщик «Рэйдерс» перед финалом АФК с «Бакканирс», которых тренировал бывший тренер «Окленда» Груден, с куклой Чаки и табличкой «Ты следующий, Чаки»)
В отличие от Monday Night Football, где Груден ограничен временем, более свободный формат позволяет ему расслабиться и быть более раскованным в рассказах о своём понимании и видении игры. Широко известный как гуру нападения он сыплет анекдотами и историями со своих 11 лет тренерской работы с «Рэйдерс» и «Бакканирс». Например, объясняя Вентцу важность изменений, Груден вспоминает победу в плей-офф над «Филадельфией» и рассказывает, как они перешли со схемы «22» на построение «трип» и тогда лайнбекер «Иглс» со слабой стороны забыл о Майкле Питтмане, который занёс тачдаун, пробежав 33 ярда.
В этих его сплетнях-поучениях молодых квотербеков скрыта своеобразная ирония. Когда он работал в командах НФЛ, он всегда с трудом справлялся с молодыми пасующими, такими как Брюс Градовски, Люк Маккаун, Крис Симмс. Вместо этого залогом его успеха, как тренера, была слаженная работа с ветеранами Ричем Гэнноном, Брэдом Джонсоном.
В какой-то мере, его «Лагерь Квотербеков» – шанс исправить этот перекос.
То, что у него крыто в душе и сердце, Груден носит на рукаве своего поло. FFCA – «Ассоциация Уволенных Футбольных Тренеров» – хотите – верьте, хотите – нет – реальная вещь.
«Когда Джон был уволен из «Бакс» в 2009 году, это стало настоящим ударом для него. Он был сокрушён. Мы все чувствовали опустошение. Это был первый раз, когда кто-то из нас был уволен, и мы не знали, куда себя девать», — говорит близкий друг Грудена и его ассистент в «Окленде» и «Тампе-Бэй» Марк Артеага.
После этого три раза в неделю Груден проводил аналоги совещаний тренеров, но в офисе, арендованном на St. Pete Times Forum в Тампе. Проблема была в том, что он не знал, куда девать столько свободного времени, и целью этих собраний была необходимость оставаться свежими и готовыми к новой работе, если такая возможность представится.
Так в шутку они себя и назвали FFCA.
В конце концов, Груден снял в торговом центре огромный офис на 800 квадратных футов и начал приглашать на встречи и беседы на профессиональные темы любого, кто был в этом заинтересован. Приходили другие уволенные тренеры, как, например, Майк Шерман. Тренеры местных школ и тренерские штабы Первого Дивизиона НСАА проводили в офисе Грудена целые семинары.
С тех пор незаметно для всех, шаг за шагом, офис Грудена и его FFCA превратились в благотворительный центр помощи футбольным программам средних школ, в том числе и деньгами, и получили название «Мозговой Футбольный Центр».
«Джон – посол футбола», — так характеризует его тренер университета Теннесси Батч Джонс, штат которого посетил Грудена дважды за два года.
«Он так необычно видит вещи, которые мы делаем, что мы почти сразу соглашаемся с его точкой зрения», — говорит координатор нападения «Волс» Майк Деборд, который также рассказал, что у тренерского штаба были сомнения по поводу использования «плей-экшн» и тайм-аутов, поэтому они и решили спросить совета у Грудена.
«Можно с уверенностью сказать, что несколько вещей, о которых нам рассказал Груден, мы включили в свой плейбук в 2015 году», — продолжает он.
Ни одно назначение или увольнение, ни один цикл в НФЛ не ускользает мимо внимания Грудена. В этом, безусловно, есть свои преимущества.
«Если когда-нибудь ESPN решит указать мне на дверь, я должен буду вернуться к тренерской деятельности. Но чтобы продолжать футбольную жизнь, нужно быть хорошим аналитиком, нужно точно знать, чем живут и что делают команды. Прямо сейчас я – эксперт по игре в «Северная Дакота Стэйт Бизон». Что скажете об этом?», — комментирует он преимущества своего нынешнего положения.
В самом начале встречи с Вентцем Груден резюмирует карьерную дугу молодого квотербека. Показывает ему самый первый розыгрыш самого первого снэпа в «Северная Дакота Стэйт» в 2013 году.
«Расскажи мне об этом розыгрыше. Что в этот момент пришло тебе на ум?», — говорит Груден.
«Вау. Ничего не помню, это было давным-давно», — хихикает Вентц.
https://www.youtube.com/watch?v=8PnxMb_4Iog
Между тем за пультами режиссёра сидит довольный продюсер Джош Хоффман. Он впечатлён. «Найди мне тот клип, Тори», — обращается он к Тори Завацки, режиссёру-постановщику, которая уже начала готовиться к передаче про Вентца ещё в середине января. Она перелопатила сотни часов видеозаписей его игр и тренировок, которые получила из спортивного отдела университета. Как только она выбирает клип, который может оказаться полезным, она тут же пересылает его Грудену.
Накануне каждой встречи Груден составляет подробный план разговора с каждым учеником, просматривая его розыгрыши и вручая продюсерам флэшку за несколько дней до встречи.
Во время его пятичасовой встречи с Ветцем Груден ни с кем не консультируется и делает всего один небольшой перерыв. Он легко и без колебаний обращает внимание на особые розыгрыши («Я могу сказать, что это твой любимое действие в «красной зоне») и игры («Ты прибег ко многим изменениям в этой игре»).
Груден, который во время тренерской работы каждое утро просыпался в 3.17 утра, бережёт и лелеет свою трудную работу. «У меня больше ничего нет. Я плохо играю в гольф, у меня нет настоящего хобби. Я уделяю много времени каждому парню и хочу надеяться, что они ценят это. Ведь я, правда, хочу, чтобы каждый из них стал хотя бы на один процент лучше», — признаётся он.
Если Джо Грудена можно критиковать, то лишь за то, что он уделяет внимание только квотербекам. Это верно, да. Он питает особую слабость к игрокам этой позиции и к тем, кто хочет добиться успеха на ней.
Он пользуется фразой «Вы любите футбол, не так ли?» так же обыденно как большинство людей произносят: «Как дела?». Он готов принять каждого молодого квотербека, если бы это зависело от него. «В первый раз, когда я встретился с Кристианом Пондером, который вышел на драфт-2010, он отказался участвовать в шоу, сказав: «Спасибо, парень, но не всё находится в моих руках!» Жаль, что у меня нет возможности поговорить со всеми», — рассказывает Груден.
Каждому собеседнику Груден предлагает записать свой номер мобильного: «Звоните в любое время». Именно это он и имеет в виду. Он регулярно общается с экс-гостями своего «лагеря» Кирком Казинсом и Эндрю Лаком. После съёмок некоторые квотербеки возвращаются к Грудену, чтобы взять несколько индивидуальных уроков. Джаред Гофф остался ещё на день, Карсон Вентц тоже надеется возвратиться. Взял дополнительный урок и Маркус Мариота, который был выбран в 2015 году под общим вторым номером.
Райан Толлнер считает, что для его клиентов лагерь имеет большое образовательное значение и приносит им пользы больше, чем лишнее появление на телеэкране.
«Когда парни посещают команды или участвуют в съезде скаутов, руководство команд хочет, прежде всего, выяснить, чем эти парни могут быть полезны им. А Джон даёт им нефильтрованную, независимую оценку. Никто больше не говорит им этого», — делится впечатлениями Толлнер.
Мариота работал с Груденом над тем, как защитить себя от ненужных ударов в завершении розыгрышей (в колледже его часто били после длинного выноса), а также над надёжным контролем над мячом. В Disney’s Wide World of Sports, чтобы посмотреть, как работают Груден и Мариота, приехали несколько других игроков колледжей. Причём их было столько, что, в конце концов, Мариоте удалось собрать нечто вроде хадла.
Нетрадиционное занятие Грудена мешает дать ему понятное определение. Кто же он? Журналист? Аналитик? Адвокат? Это вообще имеет значение?
Возможно, в американском футболе нет другого такого человека, который бы получал такой открытый доступ к молодым квотербекам. Поэтому мнение Грудена – это товар.
«Прямо перед драфтом телефон Грудена раскаляется добела. И знаете, кто звонит? Владельцы команд, президенты, генменеджеры, все-все-все…», — говорит Артеага.
Прямо сейчас им будет нелегко поймать Грудена. После просмотра учебного фильма он хватает «макаронину» для бассейна» и спешит на поле, где разминается Вентц. Прилагая все усилия, чтобы имитировать блиц Боба Саттона, Груден преследует квотербека и бьёт его палкой из пенопласта.
Груден возвращается к самому себе. Он щеголяет своей индивидуальностью и тренирует нетрадиционными методами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.Источник: MMQB