В 1998 году шведская панк-группа «Refused» выпустила альбом «The Shape of Punk to Come: A Chimerical Bombination in 12 Bursts».

Ничего необычного. Обыкновенный, политически правильный хард-кор, который охотно крутят поздно вечером по MTV. Но одна из песен этого альбома («Worms of the Senses») начинается со слов:

«Они говорили мне, что классика никогда не стареет и никогда не выходит из моды, но… это не так. Она стареет. Она разрушается. Так или иначе, детка, я никогда не думал, что и с нами происходит то же».

Это альбом о движении вперёд, о разрушении старых институтов и патриархальных норм, о создании и появлении новых идей, смыслов и отношений. Может, не всегда хороших, но новых и других. Жизнь циклична. Любое явление на следующем витке изменяется, преображается, независимо от того, насколько оно ужасно или прекрасно в настоящем. Изменение – есть движение. Движение – это усилие, это воздух и жизнь. Так мы преображаемся. Изменения преображают нас.

Но движения без усилия, желания и последовательности не бывает. Без воздуха получится не новый виток, а замкнутый круг, где царит хаос, и неизвестно, что следствие, а что – причина.

Если мужчины в просторных кабинетах не понимают, не знают и не умеют, то не будет ни новых стандартов, ни новых целей, ни новых путей…

Здравствуйте, «Кливленд Браунс» и их грабли.

browns

Единственная вещь, которую «Браунс» делают с завидным постоянством, с упорной последовательностью и достойным лучшего применения азартом – это поражения. Со времени «разморозки» франчайза в 1999 году состояние футбола на «FirstEnergy Stadium» настолько достойно жалости, что заклятые враги по дивизиону АФК Север «Питтсбург» и «Цинциннати» теперь рассматривают «Балтимор Рэйвенс», настоящих «Браунс», в качестве основного соперника.

Лишь дважды за последние семнадцать лет «Кливленд Браунс» заканчивали сезон с положительным балансом побед и поражений. Последний раз – в 2007 году. Теперь, спустя восемь лет, в Кливленде уверены, что это был одноразовый успех, подобный выигрышу в лотерее Powerball. Хорошо, что это произошло, но нет никаких оснований полагать, что это повторится в следующем сезоне или на следующих выходных, когда вы вновь решитесь потратить 12 долларов на приобретение лотерейного билета.

Любое поражение начинается в голове. И голова «Браунс» работает вполне безотказно в этом смысле, создав вполне себе проигрывающий и проблемный ростер. Генеральный менеджер Рэй Фармер решил, что команда, потеряв постоянно-временно-дисквалифицированного Джоша Гордона, не должна искать усилений на позиции ресивера. Во время драфта НФЛ Фармер и его работники пропустили Оделла Бекхэма, Сэмми Уоткинса, Майка Эванса и Аллена Робинсона, использовав взамен более удобные, как они решили, номера выбора… чтобы, в конце концов, получить игроков, которые просто не соответствуют уровню НФЛ, не готовы играть, а если и играют, то не запоминаются ровным счётом ничем.

11 февраля 2014 года, за два с половиной месяца до драфта, владелец «Кливленда» увольняет генерального менеджера Майка Ломбарди (после одного сезона) и исполнительного директора Джо Баннера и назначает на его место бывшего помощника Ломбарди Рэя Фармера.

«Браунс» нуждались… ну, примерно, во всём. Они выбирали четвёртыми. Первые два выбора никого не удивили: «Хьюстон» задрафтовали Джадевеона Клауни, ди-энда из «Южной Каролины», а «Сент-Луис Рэмс» — о-тэкла «Оберна» Грега Робинсона. Третий выбор стал просто ошеломительным сюрпризом почти для всех, и многие в Кливленде сегодня задаются вопросом, а не повлиял ли он на мысли руководства «Браунс» и на их дальнейшие планы? «Джексонвиль», которым нужны были игроки на все позиции, неожиданно останавливают свой выбор на квотербеке «Университета Центральной Флориды» Блэйке Бортлзе.

Что случилось в голове Рэя Фармера непонятно, но «Браунс» заключают сделку с «Биллс», меняют свой четвёртый номер на их восьмой и получают дополнительную возможность выбора в первом раунде драфта 2015 года.

Таким образом, «Баффало» переместились наверх и получили звезду «Клемсона» – ресивера Сэмми Уоткинса.

Кого же выбрали под пятым, шестым и седьмым номерами?

5. Лайнбекер Халил Мак (Университет Баффало) – «Окленд Рэйдерс».

6. О-тэкл Джейк Мэттьюс (Техас A&M) – «Атланта Фэлконс».

7. Ресивер Майк Эванс (Техас A&M) – «Тампа Бэй Бакканирс».

Таким образом, два принимающих остались за бортом. Ресиверами «Кливленда» в 2013 году были Джош Гордон (87 приёмов, 1646 ярдов и девять тачдаунов) и… целая группа невнятных ребят. Первый раунд драфта НФЛ 2014 года прошёл 8 мая. А 9 мая появилось сообщение, что Джош Гордон не прошёл проверку на наркотики и будет дисквалифицирован на весь сезон 2014 года (позже наказание было уменьшено до 10 игр). ESPN и многие другие источники сообщили, что в штабе «Браунс» знали об этом. Приблизительно десятью днями ранее НФЛ сообщила о результатах теста самому Гордону в письме.

Ваш лучший ресивер дисквалифицирован. И с такой информацией в руках вы всё ещё имеете шанс выбрать одного из лучших ресиверов на драфте – игрока «Луизианы Стэйт» Оделла Бекхэма.

Но Рэй Фармер выбирает корнербека «Оклахомы» Джастина Гилберта, которого считали самым перспективным игроком на своей позиции. В то время, два года назад, это не казалось столь ужасным … У «Браунс» уже был корнербек Джо Хэйден, и, казалось, что через несколько лет в «Кливленде» будут играть два  лучших корнербека лиги! Конечно, новый тренер Майк Петтин, который славится как защитный тренер, оказал большое влияние на это решение.

И поначалу, в первой половине сезона 2014 года всё говорило о том, что «Браунс» выиграли от той сделки с «Биллс». У них было два выбора в первом раунде драфта 2015, в ноябре 2014 года они шли на первом месте в АФК Север, и выход плей-офф был почти в кармане! После победы в Атланте 23 ноября 2014 года их баланс стал 7-4!

После этого «Браунс» посыпались. Джонни Мэнзел, который и так сидел за спиной Брайана Хойера, получил травму и выбыл до конца регулярного сезона, а вернувшийся Гордон вновь был отстранён. Теперь уже на весь будущий сезон. «Браунс» проиграли все свои оставшиеся пять матчей.

А Джастин Гилберт и Джо Хэйден стали больше похожи на балласт, от которого не жалко избавиться, когда воздушный шар теряет высоту. О Хэйдене пресса Кливленда говорит, что худшего корнербека не было в истории футбола…

А как же два выбора в первом раунде драфта-2015? Ими стали ди-тэкл Дэнни Шелтон и о-лайнмен Кэм Эрвин. Ни то, ни сё. Слишком рано, чтобы списывать их со счетов, но, чтобы стать полноценными игроками НФЛ, им предстоит куча работы.

Не нужно ходить далеко, чтобы увидеть проблемы Джонни Мэнзела. Вероятно, все, кто хоть немного следит за событиями в НФЛ, осведомлёны о проблемах обладателя Трофея Хайсманна 2012 года. Все видят, как «Браунс» упорствуют и не доверяют место на старте добротному ветерану, который не подведёт и сыграет не хуже погрязшего в активных поисках смысла бытия Мэнзела.

Возможно, проблема не в Мэнзеле.

Возможно, проблема в самих «Браунс».

Одно тянет за собой другое. Как цепь. Не было бы никакого Мэнзела с его ранимой душой, если бы не было драфта 2014 года. Или не было бы драфта 2014 года, не будь Мэнзела? Или это вообще не имеет значение? Посреди всеобщего хаоса и праха уже не понять, где причина, а где следствие. Есть замкнутый круг и духота.

Да, Джош Маккаун много теряет и проигрывает, но он ответственен, аккуратен и предан игре. Он мог бы стать хорошим моральным примером для всей команды и наставником для многих молодых и талантливых, но неуравновешенных игроков. Иногда преданность и простое ежедневное исполнение своих обязанностей лучше и выше капризного таланта. Но «Браунс» не могут разрешить эту простую дилемму…

У Джонни Мэнзела было то, чего так не хватает несчастному, всё ещё замороженному франчайзу, от которого отвернулись удача, здравый смысл, божья милость, многие болельщики, – менталитет победителя. Или казалось, что было… Дерзкий Мэнзел производил «анти-Браунс» впечатление. Он был победителем в школе, он был победителем в колледже. Однажды его «Эггис» победили чемпиона «Алабаму» на их стадионе… Это повлияло на выбор «Кливленда», которые предпочли закрыть глаза на слухи о проблемах Мэнзела, тянущиеся за ним со времён учёбы в университете. И если Джонни останется в команде или вообще в НФЛ, ему предстоит тяжёлая кропотливая работа, чтобы стать больше, чем ещё одним споткнувшимся квотербеком несчастного франчайза.

Browns-2

Бог ненавидит Кливленд. Что-то ужасное случилось здесь. Нет, не ураган. Но что-то более весомое, неотвратимое и разрушительное. Похожие процессы затронули любой крупный американский город, где городское ядро, растопленное и размолотое бедностью и расизмом, было заброшено и проклято. Столицы «Ржавого Пояса» Кливленд и Детройт исчезли навсегда. Они никогда не закрывались, просто исчезли и уже вряд ли будут восстановлены и приобретут свой первоначальный облик.

Но это не объясняет полностью катастрофы «Браунс», похищенных и перевезённых в Балтимор в 1995 году человеком по имени Арт Моделл, которого прокляли и отправили в ад все футбольные болельщики города. Ведь это город, в котором фаны молились в церкви «святого Пола Брауна», самого влиятельного тренера в истории НФЛ.

Пятьдесят безрадостных лет на берегу озера Эри, два поколения горькой боли, неустанного осмеяния и всё ещё не умирающей надежды.

Фотография Пола Брауна висит в главном офисе команды. Рядом фотографии более молодых героев города. Возможно, это и есть объяснение тяжёлой и непрекращающейся любви и страданий – миф. Этот город небогат на различных мифических великанов и героев. Особенно в спорте. Победа «Браунс» в чемпионате НФЛ 1964 году была последней в футболе. «Индианс» выиграли Мировую Серию в 1948 году. «Кавальерс» – ничего и никогда.

Но голод и неудачи только подпитывают надежду, что однажды приедет принц на белом коне и заберёт Кливленд в страну радости…

Начиная с 2008 года, все пять изменений на тренерской скамье в командах АФК Север происходили в «Кливленд Браунс». Ну да, все эти ребята, наверное, были достойны увольнения. Но тогда зачем их назначать? Ромео Креннел, Эрик Манджини, Пат Шермур, Роб Чудзински, Майк Петтин… Никто из них после увольнения так и не стал главным тренером в НФЛ.

Проблема в том и состоит, что с самого начала назначают не тех. Из всех перечисленных Ромео Креннел продержался дольше всех: четыре сезона. Он же в 2007 году добился наилучшего показателя в регулярном сезоне (10-6), начиная с 1994 года, когда «Браунс» руководил Билл Беличик. Однако следующий сезон стал провальным – 4-12. Лотерея Powerball… И со времени увольнения Креннела ни один тренер не продержался больше двух сезонов.

Эрик Манджини тренировал «Браунс» два года, которые могли запросто сократиться до одного. Невежественный владелец франчайза Рэнди Лернер назначил его, приняв решение самостоятельно, не проконсультировавшись ни с кем и не пригласив на интервью ни одного другого кандидата. Он просто так решил, назначил Манджини, а спустя год нанял президентом Майка Холмгрена, стараниями которого Эрик остался на своём посту ещё на сезон. После увольнения он был вне НФЛ, пока в 2013 году Джим Томсула не нанял его в качестве консультанта, а потом координатора защиты. Сейчас, после увольнения Томсулы из «Фотинайнерс», будущее Манджини вновь туманно…

У Пита Шермура была бесконечная оленья грусть в глазах и два убогих сезона. Потом ему на выручку пришёл Чип Келли. Потом Келли был уволен. Потом Шермур даже был временным главным тренером на одну игру. Потом наступило сегодня. «Филадельфию» возглавил Даг Педерсен, а Шермур ищет себе новое применение.

Роб Чудзински был уволен после одного (4-12) сезона. Сейчас работает у Чака Пагано координатором нападения.

Майк Петтин возможно был самым достойным из этого квинтета, несмотря на его промахи и ошибки в работе с футболистами и планировании игр. Как тренер с защитным прошлым он не смог реализовать потенциал Джастина Гилберта и Джо Хэйдена, внёс сомнительный вклад в странный драфт-2014, не мог принять правильного решения относительно позиции квотербека. Но он должен был остаться и работать. Хотя бы потому, чтобы прервать эту глупую и брутальную традицию нажимать кнопку «Reset» каждые год-два. Хотя бы потому, что ему пришлось столкнуться с целым сонмом проблем не только на футбольном поле. Его молодой талантливый квотербек уже давно стал героем вечеринок, а не игр, его босс – не самый удачливый в мире генеральный менеджер, против босса его босса – Джимми Хэслама – ведётся расследование ФБР и налоговым управлением США, его лучший игрок дисквалифицирован. Как сказал он сам: «В «Кливленде» нет кредита доверия». По крайней мере, он единственный, кто это понял.

Но Майк Петтин тоже уволен. Вместе со своим начальником. И для всех фанов «Браунс» самое худшее, что ничего не поменялось. Ни результаты, ни настроение, ни методы работы. Сегодня ни один тренер, который умеет побеждать, не придёт работать в «Браунс». Джим Харбо – в «Мичигане», Джону Грудену хорошо на ESPN, Билл Кауэр… Ха, они думают про Билла Кауэра? Наследника Чака Нолла?
Семнадцать лет команда принадлежит людям, которым нет до неё никакого дела. Для которых она просто возможный источник побочного дохода и площадка для борьбы за влияние. Они сами похожи на проходимцев с огромными мешками денег и нанимают на работу таких же случайных людей, которые не умеют вести дела, не умеют тренировать, не умеют играть, не хотят играть. Они не сделали ничего, чтобы поклонники «Браунс» доверяли им, или хотя бы применили к ним презумпцию невиновности. Чем больше происходит пустых и бесполезных изменений, тем большим слоем пепла покрывается франчайз. Чем больше изменений, тем меньше изменений. Вода цветёт, зарастает аиром.

Возвращаясь к цитате из альбома «Refused»… Да, классика устаревает, выходит из моды. Потому что она бывает разная. Бывает такая, которой не жалко. Нельзя отдавать честь каждому древнеримскому туалету. Надо разрушать то, что приносит вред и творит зло. Этот проклятый круг посыплется, как только «Браунс» поставят себе разумные границы ожидаемого. Тогда будет легче работать, тогда появятся более спокойные и умные люди, работа которых приведёт к подлинным изменениям и выведет «Браунс» на новый виток. Туда, где дует свежий ветер. Как скоро это должно произойти? Во всяком случае, раньше, чем в прах превратимся мы все.

101111-sports-nba-lebron-james-nfl-football

Вообще-то, есть ещё один выход: научить Леброна Джеймса играть в футбол.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.