Он родился в Вирджинии в 1881 году. В 14 лет оставил школу и пошёл работать клерком в универмаге. Потом он работал в Алабаме на коксовом заводе, потом на лесопилке в Теннесси. В 1900 году, когда ему было 19 лет, он зарабатывал 30 долларов в месяц, продавая оптом бакалейные товары. В 1902 году он переехал в Мемфис, где открыл свой собственный кооператив оптовой торговли. Имея очень острый ум и сильную деловую хватку, быстро понимает, что все неудачи мелких бакалейщиков связаны с торговлей в кредит и высокими косвенными расходами. В связи с этим, следующая его торговая компания Saunders-Blackburn Co, которую он основал в 1915 году, работала только за наличные деньги, и сам он поощрял своих клиентов, что торговали в розницу, делать то же самое.
В 1916 он произвёл революцию в розничной торговле, когда 6 сентября в Мемфисе открыл продуктовый магазин с причудливым названием Piggly Wiggly. Ранее в продуктовых магазинах клиенты говорили клеркам, что им нужно, или предоставляли им список, а потом ждали, когда продавцы соберут для них необходимые товары. А если в магазине было ещё несколько клиентов, то время ожидания увеличивалось. Piggly Wiggly стал первым в США магазином самообслуживания. Склад был вынесен прямо к входным дверям магазина, что позволило клиентам самим бродить между рядов, рассматривать и выбирать товары самостоятельно. Процесс продаж стал менее трудоёмким для работников и более быстрым для покупателей…
Новшество всколыхнуло рынок и принесло его владельцу невиданный финансовый успех. Вскоре он запатентовал своё изобретение и попросту стал продавать лицензии. Сотни Piggly Wiggly стали появляться по всей стране. В 1922 году, через шесть лет после открытия первого подобного магазина, в США насчитывалось 1200 магазинов самообслуживания в 29 штатах.
Но, как всегда, большие деньги и большой успех приносят и большие неприятности. Неприятности с компаньонами, инвесторами, властями, биржевиками. Владельца сети обвинили в попытке монополизировать рынок, в спекуляции, в искусственном завышении цен… В конце концов, в водовороте судебных исков, тяжб и процессов в 1923 году, он покидает компанию Piggly Wiggly и объявляет себя банкротом.
Звали этого человека Кларенс Сондерс.
В 1928 году он уже открывает вторую торговую сеть, название которой звучит так: «Clarence Saunders Sole Owner of My Name Stores» («Кларенс Сондерс – единственный владелец магазинов имени меня»). Достойный ответ всем врагам и завистникам! Свою вторую империю он строил на востоке Мемфиса, в местности под названием «Вудлэнд».
Вскоре Сондерс покупает футбольную команду, тренировавшуюся там же, в Вудлэнде. Так появились на свет «The Clarence Saunders Sole Owner of My Name Tigers» или просто «Sole Owner Tigers».
В 1929 году НФЛ ещё не исполнилось и десяти лет. В Лиге играло 12 команд, включая монстров – «Чикаго Беэрс» и «Грин-Бэй Пэкерс». Независимый и профессиональный футбол уже достиг Юга и Запада страны, но тамошние команды не входили в НФЛ. Поэтому, помимо регулярного сезона, команды-участницы НФЛ были вольны, и им даже это рекомендовалось, проводить матчи вне компетенции лиги. Такие игры были выгодны обеим сторонами: команды НФЛ получали неплохие премиальные, а хозяева поля – деньги от продажи билетов.
Сондерс был харизматичным, видным и решительным человеком и умел стоять на своём. Он добился того, что последнее всего в делах команды всегда оставалось за ним, несмотря на наличие бизнес-менеджера и тренера. Например, в некоторых играх 1929 года принимал участие его старший сын…
Но, вместе с этим, Сондерс не был ни самодуром, ни простофилей. Он тратил деньги для того, чтобы создать в Мемфисе футбольную традицию поколений. В «Sole Owner Tigers» играли только те, кто уже добился успеха в играх за школьные или университетские команды. Игроки подписывали контракты и играли по выходным, как настоящие профессионалы. Сондерс переманивал самых сильных игроков соперников и настаивал на том, чтобы его тренер и менеджеры делали то же самое. Некоторое время в его команде играли Лэрри Бетенкор и Кен Стронг. Он платил самым сильным командам того времени, чтобы иметь возможность принять их на стадионе в Мемфисе. Так однажды к нему в гости приехала команда Университета Нотр-Дам с уже тогда легендарными Four Horsemen Доном Миллером, Элмером Лэйденом, Джимом Кроули и Хэрри Штальдрейером. Эта знаменитое фото не имело отношения к игре «Тигров» с «Нотр-Дамом», но для Сондерса было важно, что против него сыграет столь именитый противник. Кроме того, Сондерс и его люди вели интенсивные переговоры с НФЛ, чтобы сыграть в Мемфисе с двумя командами лиги.
Все игры своих «Тайгерс» Сондерс рекламировал в газете, которая распространялась в его магазинах. Объявления об играх соседствовали с рекламой торговых мероприятий. Газетные истории о следующей игре, несомненно, привлекали внимание и к его бакалейному бизнесу.
После визита в Мемфис «Нотр-Дама» Сондерс совершил по-настоящему яркий и смелый поступок. Он заплатил «Чикаго Беэрс» и её главной звезде Реду Гранжу, чтобы один из грандов НФЛ провёл против «Тигров» две игры. Ред Гранж был одним из ведущих игроков Университета Иллинойса. В 1925 году он оставляет учёбу и подписывает контракт с «Медведями». Тысячи людей по всей стране готовы были платить и платили большие деньги, чтобы увидеть игру самого Реда Гранжа, самого признанного и великого игрока футбола на тот момент. Сондерс и Гранж давали множество радиоинтервью о предстоящих играх. От радио не отставали и газеты… Сондерс очень умело манипулировал растущим интересом к футболу, что способствовало продвижению его бизнеса.

Изображение Реда Гранжа с его автографом (1933 год)
В Мемфисе до сих пор жива легенда, которая рассказывает о том, что 23 ноября 1929 года на поле «Hodges Field» пришло столько людей, что люди Сондерса не могли всех рассадить. Сондерс велел отложить начало игры и ждать, пока все не найдут места. Когда официальные представители НФЛ сказали, что правила не позволяют задерживать стартовый удар, Сондерс ответил им: «Я – правила игры». Несколько лет спустя в интервью Sports Illustrated Ред Гранж сказал, что Сондерс был одним из самых замечательных людей, которые повстречались ему за время футбольной карьеры.
В самой игре после третьей четверти «Sole Owner Tigers» вели 19-18, но в заключительной четверти матча «Медведи» занесли три тачдауна и победили 39-19.

Джозеф Копча
15 декабря, спустя неделю после окончания чемпионата НФЛ, в Мемфис приехали непобедимые чемпионы мира «Грин-Бэй Пэкерс». Приехали для того, чтобы провести лёгкий товарищеский матч. В конце концов, за весь сезон соперникам удалось занести в зачётную зону «Грин-Бэй» всего три тачдауна. Но Сондерс и его менеджер Ирл Максвелл приготовили заносчивым гостям сюрприз. Когда сезон закончился Сондерс заплатил двум игрокам НФЛ, чтобы те приехали и сыграли за его «Тигров». Одним из этих игроков был знаменитый о-гард «Чикаго» Джо Копча. Стадион был забит до отказа. 8 тысяч зрителей забили собой все проходы, все лестницы, все двери и окна «Hodges Field». Какой же была радость Мемфиса, когда на последних минутах четвёртой четверти «Тигры» 20-0! Знаменитые чемпионы мира смогли занести один тачдаун и спаслись от окончательного позора 6-20. Кёрли Лэмбо кричал на тренера «Тигров»: «Ваши судьи выиграли эту игру за вас!».
Сондерс немедленно объявил себя чемпионом мира, что, конечно же, не было поддержано руководством НФЛ.
Джо Копча сослужил «Sole Owner Tigers» неплохую службу ещё раз: 22 декабря в повторной игре против «Чикаго» он забил филд-гол и занёс два тачдауна и «Тигры» выиграли 20-6.
И тогда в Мемфис зачастили коммивояжёры НФЛ. Стали уговаривать Сондерса на следующий сезон присоединиться к лиге в качестве полноправного участника, ибо лиге было важно привлечь Мемфис в свою орбиту. Но Сондерс отказался, он не хотел тратить деньги на выездные матчи. Вместо этого он пообещал жителям города построить огромный стадион на 60 тысяч мест, чтобы матчи любимой команды смогли увидеть все желающие. Хотел ли сделать лучше, чем НФЛ? Пал ли он жертвой поговорки «Лучшее – враг хорошего», когда несколькими годами раньше запутался в биржевых сетях Уолл-стрит, а теперь пожелав превзойти НФЛ? Мы этого никогда не узнаем. Через несколько лет, на пороге Великой Депрессии, сеть магазинов «Clarence Saunders Sole Owner of My Name Stores» разорилась, а команда «Sole Owner Tigers» перестала существовать.
«Pink Palace» («Розовый Дворец»), огромный мраморный особняк, который строил Сондерс, но который не был закончен, так и остался несбыточной мечтой. Сегодня там находится музей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.