Начнём с главного.

То, что давно назревало, то, чего мы все с вами ожидали, свершилось: в сезоне-2016 будут участвовать белорусские команды. «Литвины» и «Зубры» получили приглашение выступить в премьер-дивизионе, остальные команды из братской республики смогут побороться за выход в плей-офф в дивизионе «Беларусь».

В новой формуле проведения чемпионата дивизион «Премьер» будет расширен до 8 команд — помимо «Литвинов» и «Зубров» приглашение присоединиться к топ-дивизиону получил подольский «Витязь», занявший по итогам регулярного первенства 1 место в дивизионе «Волга», а в случае возможного отказа одной из команд московского региона занять её место будет предложено «Спартанцам». Игры премьер-дивизиона будут проходить в двух группах, в каждой из которых не более одного представителя от региона.

Прочие дивизионы будут, как и в прошлом году, организованы по территориальному принципу, однако их количество и охват чемпионата могут значительно возрасти. Ожидается, что, кроме уже упомянутых клубов из республики Беларусь, в соревнованиях примут участие коллективы Северо-Запада, Поволжья, Урала, Юга, Сибири и Дальнего Востока. Впрочем, пока это лишь только планы Комитета по организации и проведению соревнований ФАФР, возглавляемого Артёмом Поляковым, на деле же всё будет зависеть от воли команд на местах.

Теперь — обо всём по порядку.

Артем Поляков и представители клубов на итоговом собрании

Участники

Не все команды приехали вовремя, а многих и вовсе не было. Сильнее всего ощущалось отсутствие «Зубров», удостоенных чести быть приглашенными сразу в элитный дивизион первенства (которое уже некорректно называть «чемпионатом России»), а также руководителя волгоградской команды «Волжские Коршуны» Андрея Соколова, знакомого многим в сети как «Папа Коршун» и известного своей непримиримой оппозицией к ФАФР. Впрочем, Александр Куксо из «Литвинов» порой высказывался настолько ярко, что нехватку можно было пережить.

Встреча вышла по-хорошему камерной — приехало всего человек 20, да и само слабо освещенное помещение мезонина дореволюционной московской мануфактуры делало из собравшихся каких-то заговорщиков. Участники много спорили друг с другом и даже голосовали, но выяснилось, что по иронии судьбы никакое решение финальным не является — все они лишь обретают форму предложений, а итоговое решение всё равно принимает только исполком ФАФР, представителей которого на встрече не было.

Календарь

Расписание, согласно предложению Полякова, будет выглядеть так: клубы премьер-дивизиона будут играть через одну неделю, разводя матчи на субботу и воскресенье, чтобы они не накладывались друг на друга в угоду трансляциям. Выходные, в которые команды элитной группы будут отдыхать, отданы матчам региональных дивизионов. По представлению авторов концепции, футбола у нас при этом будет много, а у всех участников будет как минимум неделя отдыха между матчами. (Правда, возникает проблема: игра должна проходить в течение светового дня — в противном случае, её продолжительность должна быть сокращена согласно правилам, о чём напомнили приглашённые на собрание представители судейского корпуса).

Отдельно будет выделено окно для матча и тренировочного лагеря сборной России. Вокруг него разгорелся жаркий спор: получается, что оно, вкупе с июльскими тайм-аутами и окном на финал Лиги чемпионов (в ней играют «Грифоны»), даёт почти месяц без футбола. Доводы в пользу того, что футболистам, задействованным в таких важных матчах, нужно тоже давать время на отдых, пресек Александр Куксо, посоветовавший спортсменам употреблять побольше витаминов (во всяком случае, именно так мы склонны трактовать его фразу «Фармакология поможет!»).

Трансферы

Всем было понятно, что пора навести хоть мало-мальский порядок в вопросе трансфера футболистов. Артем Поляков предложил разрешить клубу принимать в свой состав не более одного игрока, ранее заявленного за другую команду, и ограничить подобные переходы концом мая.

Главный тренер «Патриотов» Виктор Скапишев обозначил куда более непримиримую позицию: он не только потребовал запретить трансферы вообще, но и предложил ввести компенсацию клубам за переход своих воспитанников в другие команды в межсезонье. К счастью, идея возродить в американском футболе крепостное право утонула в дискуссии о гражданском праве Руслана Гаджиева (участники собрания использовали это имя для обозначения безусловно талантливого игрока, принять которого в свои ряды был бы счастлив любой клуб; все совпадения с реальной жизнью случайны — Прим. ред.) найти работу в Петербурге и не бросать играть в футбол, но на голосование все участники встречи вышли с однозначным решением никаких трансферов не разрешать, а случаи переездов игроков в другие города по нефутбольным причинам рассматривать в частном порядке. На голосовании рук оказалось сильно больше, чем представляемых ими команд, и никаких сомнений не осталось.

Артём Поляков также намекнул собравшимся, что им подготовлен проект документа, призванного урегулировать переходы игроков между командами в течение года в рамках разных турниров (такую ситуацию мы могли наблюдать на прошедшем Кубке России, в котором, пожалуй, только астраханские «Гладиаторы» не усилились за счёт игроков «Патриотов» или «Грифонов»).

О судействе

Поляков, как он потом признался, вообще не планировал поднимать вопросы судейства на собрании, но присутствовавшие тренеры распорядились тут за него. Из их эмоциональных выступлений мы узнали, что качество судейства — одна из главных бед в нашем футболе. Судьям припомнили многочисленные ошибки и посетовали, что никакого контроля за «зебрами» нет. Представители команд, оплачивающие работу судей, склонны воспринимать эту работу как услугу, которая должна регулироваться чем-то типа «Закона о защите прав потребителей»: если уж деньги заплачены, должна быть возможность как-то влиять на качество этой услуги и, например, штрафовать судей (особо неутомим был, опять же, Александр Куксо). Евгений Чехов, расцветивший свою ответную речь обилием не всегда прозрачных метафор, напомнил собравшимся (со ссылкой на Дмитрия Хайтовского): когда они говорят, что играют для удовольствия и из чистой любви к игре, они не должны забывать, что судьи здесь для того, чтобы обслуживать их, играющих, удовольствие, а не тешить своё собственное. Чехов также вспомнил судейский локаут НФЛ в 2012-м и как это отразилось на качестве игры и, как любит называть наш футбол Артём Поляков, продукта.

В итоге, стороны сошлись на введении должности независимого эксперта, который будет оценивать работу судей и решать вопросы с командами.

О деньгах

То ли сказалось отсутствие Андрея Соколова, то ли представленные Поляковым документы были действительно настолько хороши и понятны, но только представленный во второй части собрания финансовый отчет о деятельности КОПС ФАФР, который подробно описывал, на что именно пошли взносы участников, никаких вопросов не вызвал.

* * *

Под конец заседания все настолько устали и проголодались, что последние пункты повестки дослушивали уже стоя. Одной из забавных мелочей оказалась несостыковка титула «чемпион России» и наличие среди участников белорусских команд. Предложение Артема Полякова считать чемпионом России российскую команду, занявшую наивысшую позицию в турнире (в случае, если чемпионами станут белорусы) было единогласно принято даже без формального голосования, а название турниру решили придумать как-нибудь потом.

А редакция First & Goal покидала заседание, услышав главные для себя слова: централизованной статистике в 2016 году быть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.