В четверг на «Лэмбо Филд» пройдет торжественная церемония увековечивания номера квотербека «Грин-Бэй Пэкерс» Бретта Фарва. В перерыве игры с «Чикаго Беарс», исторически главным соперником «Упаковщиков» джерси с четвертым номером поднимут под сводами арены. В сложной и местами необъяснимой истории пары Фарв – Грин-Бэй будет поставлена точка.
Редкий случай, когда введение игрока в Зал славы франшизы имеет большее значение, чем попадание в Зал славы НФЛ. Я навскидку и не припомню аналогичной истории, но в случае с Фарвом иначе быть не могло. Слишком уж заметной фигурой он стал в истории «Пэкерс» и слишком уж противоречивыми в итоге оказались его отношения с болельщиками, руководством, действующими и бывшими игроками «Грин-Бэй». Всеми теми, кто называет себя Тайтлтаун.
В Кантон Фарва выберут с первой же попытки, это даже не обсуждается. Лига боготворит цифры и красивые истории. И того, и другого в карьере Бретта было с избытком. Начиная от серии из матчей в стартовом составе и заканчивая количеством пасовых тачдаунов и пасовых ярдов. Начиная с той самой игры в Окленде, случившейся на следующий день после смерти отца и обернувшейся четырьмя тачдаунами в первой половине встречи и лучшим рейтингом квотербеке в карьере Фарва. И заканчивая возвращением на «Лэмбо Филд» в фиолетовом джерси непримиримого соперника, обернувшимся обструкцией трибун и победой «Миннесоты» вопреки обстоятельствам.
Стал ли он лучшим игроком в истории НФЛ? Нет. Можно ли считать его лучшим квотербеком в истории лиги? Тоже вряд ли. Даже мнения насчет его места в летописи «Пэкерс» расходятся. Старр, Фарв, Роджерс – как их расставить так, чтобы не было обидно ни убеленным сединой болельщикам, ни юным бандвагонерам?
Но однозначно нет и не будет фигуры, о которой можно было бы рассказывать дольше, чем о Бретте Фарве. Те 15 лет, что он провел в «Замерзшей Тундре» (практически официальное название арены), полны футбола и только его. Под конец карьеры некоторые пытались раскрутить историю с телефонным секс-скандалом, но выглядело это вяло – настолько чужой казалась она рядом с фамилией Фарва. Мяч, поле, ворота, трибуны. Больше не нужно ничего. И вы еще смеете называть «Футболом» улыбающегося мальчика в форме «Браунс»?..
Футбола не бывает без поражений, ошибок и перехватов. Броски Бретта приводили к чемпионству не только его команду, но и соперника (см. «Джайентс»). Он играл со сломанным пальцем, выбитым плечом, больным коленом и сотрясениями. Наверное, в некоторых случаях это было лишним. Но дело в том, что для Фарва не было некоторых случаев. В каждом матче он проживал целую жизнь. Видимо, поэтому и поседел раньше времени и выглядеть стал на все пятьдесят относительно рано.
«Каждый ди-лаймен, против которого он играл, старался сделать ему больно», — вспоминает Джим Маршалл, легендарный защитник «Вайкингс», еще один динозавр лиги (270 матчей подряд).
Говоря об уже упоминавшейся игре в Окленде, Фарв произносит: «Меня там как будто не было. В том смысле, что и был, и не был. Понимаете? Это сложно описать словами. Но когда пришло время играть, я очнулся… и почувствовал, что не одинок». Убежден, что он имел в виду не только супругу, сидевшую в тот день на трибунах.
Одиночество. То, к чему стремился Бретт уже после завершения карьеры. Не того, о котором было объявлено в 2008 году, а всамделешнего, в которое некоторые, особо отчаянные генменеджеры не могут поверить до сих пор. Фарв, что твой Петр Мамонов, ушел в лес и начал жить, как принято писать в учебниках истории, натуральным хозяйством. Иногда к нему наведывались журналисты, пытали его каленым микрофоном, все впустую. Никаких откровений и сенсаций. Дающий интервью или делающий прогноз Фарв выглядит так же нелепо, как Фарв, отсылающий смс непристойного содержания симпатичной репортерше. Впрочем, что было, то было…
Лишь с ружьем и топором в руках он смотрелся так же гармонично, как с футбольным мячом. Про таких раньше говорили – «мужик», Сейчас в это слово вкладывают непонятно какой смысл. Без татуировок, укладок, собственных способов праздновать тачдауны. Для Тайтлтауна он стал не только тем, кто первым домой вернул Трофей Ломбарди. Он стал воплощением всех тех простых и понятных вещей, которые хотели видеть друг в друге и в себе жители этого маленького городка, где нет ничего, кроме футбола.
Именно поэтому так долго никто там не мог понять, как Бретт оказался где-то еще. Понять значит простить. На это ушел не один год. И вот чем закончилось.
http://www.youtube.com/watch?v=oufb0bmoqUc
Мне не довелось застать Фарва в форме «Грин-Бэй Пэкерс». Не успел совсем немного. Но архивных матчей с его участием я в первый же свой год посмотрел, наверное, столько же, сколько игр того сезона-2010. Смотрю сейчас. Посмотрите и вы. Там найдется все, что только может быть в футболе. А иногда даже то, что сложно было себе представить.
***
В настоящий момент Бретт Фарв является обладателем 24 рекордов «Грин-Бэй Пэкерс». Вот некоторые из них:
255 сыгранных матчей
255 матчей подряд
5377 точных пасов
372 точных пасов за сезон
36 точных пасов за матч
61655 пасовых ярдов
442 пасовых тачдауна
19 матчей с 4+ тачдаунами пасом в карьере
5 матчей с 4+ тачдаунами пасом за сезон
55 матчей с 300+ ярдами пасом
20 точных пасов подряд
4 сезона с наибольшим в лиге количеством пасовых тачдаунов
36 матчей подряд с пасовыми тачдаунами
99 ярдов – самый длинный пасовый тачдаун
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.