Первое, что сделал Дэн Куинн в роли главного тренера Атланты, — установил баскетбольное кольцо в переговорной. И, конечно, не только для того, чтобы размяться перед совещанием или забросить пару ленивых мячей, не вставая с кресла. Этот простой инструмент отлично отражает его философию и то, чего он собирался добиться от команды, которая стремительно скатилась от финала конференции в 2012 году к безалаберности, самодовольству и десяти победам в двух следующих сезонах.
Годы прыжков на диване в попытках подражания Сэму «Бэму» Каннингхэму, заносящему тачдауны в очковую зону его старших братьев, как и годы тяжелых тренировок, завершившиеся рекордом колледжа в метании ядра, убедили Куинна в простой истине: любое занятие можно превратить в увлекательное соревнование. Не для того, чтобы унизить проигравшего и посмеяться над ним, но чтобы каждый участник, стремясь к победе постоянно повышал свой уровень. Философия, которая могла бы в равной степени понравиться как Биллу Беличику, так и «Up with People».
Впервые он увидел, как это работает, стоя с раннего утра до 5 пяти вечера под жарким июльским солнцем перед забором университета Фарлея Дикинсона в пригороде Нью-Джерси. Восхищенный подросток часами наблюдал за Лоуренсом Тэйлором, Гарри Карсоном и Биллом Парселлсом в летнем тренировочном лагере «Нью-Йорк Джайентс». В тот день Куинн первый раз обратил внимание на работу тренеров. Как и любой ребенок, выросший в семье фанатов «Джайентс», он хотел стать похожим на Тэйлора, и конечно, на него стене у него висел постер с Тэйлором, а не Парселлсом. Но в тот день Куинн был поражен методами Парселлса — отработкой упражнений с каждым игроком, яростью, с которой игроки врезались в тренажеры. Он смотрел в глаза тренера и восхищался тем, с какой выдержкой он заставляет игроков работать даже на тренировках — никто не позволял себе работать вполсилы или расслабляться, в каждом подходе все работали до изнеможения, несмотря на изнурительную июльскую жару и влажность.
И вот этим летом, спустя несколько десятков лет с тех пор, как Куинн понял, что у него больше шансов пойти по стопам Парселлcа, чем Тейлора, — каждый раз, когда «Фэлконс» собирались в зале совещаний, он выводил на экран фотографии двух игроков. Выходите, не стесняйтесь, Хулио Джонс и Дэсмонд Труфант. Под жесткий рэп на полную мощность и веселые подбадривания остальных членов команды выбранная пара сражалась под кольцом один на один. Куинн был уверен, что даже эта надуманная игра в оборудованном по последнему слову техники помещении поможет его игрокам лишний раз почувствовать стремление к победе.
«Наш девиз: на что еще ты способен? — сказал Куинн после завершения летних сборов — Будем ли мы работать до изнеможения, чтобы увидеть, на что еще вы способны? Я бы сказал, что выдержка, выносливость — это талант, который, как любой талант, нужно развивать».
Вы не услышите в его офисе Мэри Джей Блайдж. Куинн публикует свои тренировочные плейлисты в твиттере, поздравляет подписчиков с днем рождения Тупака Шакура, приглашает диджея играть вживую на тренировках. Он носит резиновые браслеты, сегодня на его руке один с надписью «Run and Hit». Джейсон Тэйлор, которого Куинн тренировал будучи одним из помощников Ника Сэйбэна в «Майами Долфинс», вспоминает, что он был настолько глубоко вовлечен в тренировочный процесс, что однажды вынужден был уйти с поля с разбитым носом: один из игроков влетел шлемом прямо ему в лицо.
Тогда Куинн только начинал свою тренерскую карьеру. Но и теперь, когда ему исполнилось 45, мало что поменялось. Когда в феврале этого года он покидал пост координатора защиты «Сихокс», чтобы в первый раз попробовать свои силы в качестве главного тренера, Пит Кэролл дал Куинну всего один совет. «Просто будь собой, — сказал ему Кэррол. — И будь верен себе».
И вот этим летом Куинн со сверкающей от пота лысой головой, в черных трико и футболке с длинными рукавами оказался посреди толпы игроков защиты, но даже стоявшие в двух шагах не могли услышать ни слова – рев музыки из-за его спины заглушал любые звуки.
Но не позволяйте новомодной музыке, широкой улыбке и невероятной энергии обмануть вас. Команда Куинна, начавшая сезон с рекордных для себя 5-0, в неповторимом стиле переламывая ход игр, так же консервативна, как те тренировки «Джайентс», жесткостью которых он восхищается до сих пор. Он требует от игроков злости, скорости и отличной техники. Он создает команду, которая сможет меняться в зависимости от соперника и находить выход из любых ситуаций – та же мантра, которую много лет повторяют Парселлс и Беличик. В летнем тренировочном лагере он каждый день устраивал просмотры подборок определенных игровых ситуаций, подробно разбирая, как действовали другие команды, что работало, а что – нет. И сразу после этого выводил команду на поле, чтобы отрабатывать те же самые ситуации. Главное, чего Куинн хочет от своей команды, — то, что они так здорово продемонстрировали, переломив ход встречи и одержав победы в играх с «Гигантами» и «Ковбоями», а затем, последовательно уничтожив «Техасцев», — продуманность, жесткость, упорство.
«Каждый раз, когда мы выходим на поле, в каждом матче, мы должны демонстрировать психологию чемпионов, — говорит Куинн. — В каждой игре мы должны стремиться к этому, и когда настанет время плэй-офф, у нас не должно быть мыслей: «Теперь мы должны играть лучше» или «Теперь мы должны действовать по-другому». Чем тогда мы занимались до этого? Я думаю, именно такой подход позволит нам всегда действовать на максимуме и избежать взлетов и падений».
Между тем, вся история «Фэлконс» состоит из взлетов и падений.
До того, как в 2008 году команду возглавили Майк Смит и Томас Димитрофф в качестве главного тренера и генерального менеджера соответственно, «Атланте» ни разу не удавалось провести два удачных сезона подряд. Этому тандему удалось провести целых пять и даже вывести команду в 2012 году в финал НФК, в котором «Фэлконс» не смогли занести, казалось, неизбежный решающий тачдаун, находясь всего в 10 ярдах от очковой зоны «Сан-Франциско» более чем за минуту до конца четвертой четверти.
Этот неудачный драйв как нельзя лучше отражает суть той команды: она определенно была хороша, но прыгнуть выше головы все же не могла. Но самое печальное, по словам людей, которые внимательно следили за происходящим вокруг команды, что выход в финал НФК был настолько неожиданным достижением и праздновался так бурно, что все вдруг стали думать, что они лучше, чем было на самом деле. Хорошие игроки считались выдающимися, посредственные – хорошими, но в реальности их результаты были не слишком впечатляющими. Даже за эти пять лет «Фэлконс» только дважды смогли стать первыми на Юге НФК и, конечно, ни разу не добрались до Супербоула.
Возможно, им показалось, что они могут просто выходить на поле и выигрывать без усилий. И возможно, именно поэтому они скатились к двум совершенно неудачным сезонам. Но самое страшное, что команда просто перестала бороться. И хотя Смит нравился всем в команде, его уважали, и он действительно заботился о командном духе и отношениях между игроками и тренерами, на протяжении этих двух сезонов огонь борьбы в «Атланте» погас.
Когда прошлой зимой «Фэлконс» начали поиск нового тренера, им нужен был кто-то особенный. Они хотели найти человека, у которого была бы стратегия развития команды – и не обязательно того, кто стал бы самостоятельно управлять всем, но того, кто знает свои сильные и слабые стороны, знает, где он отлично справится сам, а где ему не помешает помощь. Кого-то с невероятным зарядом энергии и, как бы охарактеризовал бы его опытный скаут, «настоящего» и «кто не болтался бы по полю, как клоун».
Личная стратегия Куинна сформировалась довольно рано. Он был младшим из шести детей в семье и, как он осознает сейчас, это помогло ему понять очень много о взаимоотношениях и командной работе. Как сказал его брат Питер в интервью местной газете: «Он младший в семье, но тогда он был взрослее всех нас».
Отец Дэна играл в бейсбол в Северо-Западном университете, но затем переехал в Морристаун, небольшой городок в пригороде Нью-Джерси в 35 милях от западного Манхэттена, и стал работать в страховой компании. Дети играли в футбол в школе и на заднем дворе – его друзья говорят, что уже тогда он всегда умел найти нужные слова, чтобы воодушевить своих маленьких одноклубников. Он был капитаном школьной команды, играл и в защите, и в нападении, а в свободное от спорта время активно участвовал во всех школьных программах по развитию лидерских качеств. Позже выяснилось, что заниматься спортом профессионально он не сможет, и тогда Куинн поступил в университет Солсбери и решил посвятить себя обучению, надеясь, что однажды сможет стать тренером и учителем. Однако вместо этого он получил неоплачиваемую тренерскую работу в университете Уильям и Мэри и ночевал в раздевалке для новичков.
Куинн говорит, вспоминая об этом: «Я тогда думал: «Да ведь это даже лучше! Я могу заниматься этим, и никого не придется учить».
Первую оплачиваемую работу он получил в следующем году в Военном институте Вирджинии. В этом ему помогла его будущая жена Стэйси, которая в то время была тренером по легкой атлетике в том же институте. Несколько недель спустя уже сам Куинн помог получить помог получить работу в Вирджинии Майку Томлину — одному из игроков «Уильям и Мэри».
С 1996 по 2000 год Куинн был сначала тренером линии защиты, а затем координатором защиты теперь уже не существующей команды университета Хофстра. По счастливой случайности двое бывших игроков той команды – сэйфти Лэнс Шультерс и квотербек Джованни Кармацци – попали «Фотинайнерс», и когда тренеру Стиву Мариуччи понадобился новый ассистент по контролю качества, он обратил свой взор на Куинна. Тренер по контролю качества — нижняя ступень профессиональной тренерской карьеры, низкооплачиваемая, тяжелая работа, отнимающая огромное количество времени, которая в основном состоит из просмотра, разбора и сортировки видеозаписей. Куинн прошел собеседование и улетел домой. Мариуччи пообещал позвонить на следующий день. С раннего утра Дэн в ожидании сидел у телефона. Наконец, в 10 вечера раздался звонок, и Мариуччи попросил позвать к телефону Стэйси. Он хотел убедиться, что она готова бросить свою работу и переехать на другой конец страны. «Если у меня когда-нибудь будет шанс поступить так же, — говорит Куинн, — я обязательно это сделаю».
«Тогда он не был таким громким и многословным, — вспоминает Мариуччи, — но чем увереннее он становился, тем больше он говорил. Он собирал совещания, рассказывал о подготовке в драфту, мог рассказывать скаутам и тренерам о сильных и слабых сторонах потенциальных новичков в присутствии самих новичков. Это было потрясающе. Он никогда не вступал в конфликты, но всегда отстаивал свою точку зрения».
В 2003 году Киунн стал тренером линии защиты «Сан-Франциско». Два года спустя в той должности он присоединился к команде возглавившего «Долфинс» Ника Сэйбэна, где ему предстояла довольно сложная задача: линия защиты «Майами» тогда состояла из таких ветеранов, так Тэйлор и Дэвид Боуэнс. Как признает сам Тэйлор, наладить взаимоотношения с этой компанией было довольно сложно.
«Мы отпускали шуточки насчет того, что он сам не играл профессионально, что ему самому не помешало бы хоть раз примерить бутсы. И на первую тренировку перед началом сезона он вышел в бутсах, как игрок. И я тогда сказал Боуэнсу: «Ты только посмотри на этого парня!» Одно из самых важных качеств тренера – это умение слушать. Он всегда прислушивался к тому, что замечали игроки и чего они не замечали. С ним всегда легко быть откровенным. Такое редко встречается».
«От Мариуччи я научился тому, как важно быть всегда быть заряженным и как важно правильно налаживать контакт с игроками. Сэйбэн и Кэррол – люди с совершенно разным отношением к жизни и к тренерской работе – преподали мне один и тот же урок: Четко выражай свои мысли и объясняй, какой ты хочешь видеть свою команду, верь в свою систему – и потом, что бы ни случилось, не сомневайся».
Какими он хочет видеть «Фэлконс» Куинн объяснил крайне доходчиво: они должны быть быстрыми и сильными. И они должны бороться до последней минуты.
Но чтобы донести это до игроков, ему пришлось немного отойти от стандартных тренерских методов. Чтобы поладить с каждым и достучаться до самого дальнего угла раздевалки Куинн использовал все средства: от карточек НБА до боевых искусств и выходящих в прокат фильмов. Любой, кто работал с Куинном, вам подтвердит, что он уделяет огромное внимание личностям игроков, но лишних слов вы от него не услышите, а его тренировки хорошо продуманы и структурированы. Он никогда не кричит. Он не кричал даже в раздевалке в перерыве матча с «Далласом» после 30 минут ужасной игры (если верить людям, которые были в той раздевалке). Благодаря ужасным захватам со стороны футболистов «Атланты», «Ковбои» дважды в первой половине вели с разницей в 14 очков. Но после перерыва схема игры «Фэлконс» не поменялась: они продолжали много играть на выносе и старались перехватывать короткие пасы Брэндона Уидена, просто после перерыва они стали делать все это значительно лучше. А прямо перед окончанием неудачной первой половины занесли тачдаун в результате потрясающего двухминутного драйва – одна из тех ситуаций, которые Куинн разбирал во время летних тренировок.
«Он очень приятный человек, — говорит Уилл Машчамп, координатор защиты команды Оберна, который работал с Куинном сначала в университете Флориды, а затем и в «Долфинс». — Он умеет достучаться до игроков. Он может найти подход к каждому и надавить на правильные рычаги — лучше всех, с кем мне приходилось работать».
«У него очень необычный подход к тренерской работе» — отмечает Мэтт Райан. Куинн заставил его как следует познакомиться со всеми новичками команды — как игроками, так и тренерами. Он спросил каждого в команде: какую подготовку к сезону они считают лучшей в своей жизни, чтобы понять, каким образом они лучше запоминают и усваивают информацию. Перед тем, как встретится с лайнбекером Джастином Дюрантом, который перешел в «Атланту» из «Далласа», Куинн просмотрел несколько записей игр с его участием, и уже точно знал, чему стоит уделить внимание и над чем новичку нужно поработать. Но даже уделяя столько внимания каждому игроку, Куинн убежден: чем сильнее команда, тем сильнее будет каждый ее игрок, тем лучше они будут стараться и держать друг друга в тонусе.
И эта одна из причин, по которой Куинн хранит на полке рядом с дверью своего офиса сложенный флаг США и ордена нескольких военнослужащих ветеранов, с которыми свела его судьба. Он долгое время участвовал в кампаниях по поддержке военнослужащих. Несмотря на уверенность, что спорт и армия – два совершенно разных мира, Куинн считает, что подходы к организации командной работы и построению отношений в коллективе, применяемые в армии, могли бы использоваться и в спортивных командах.
«Он заставил меня поладить практически со всеми в команде, чтобы понять их психологию, мотивацию, что заставляет их работать и двигаться вперед, — говорит Райан. — Это было действительно непривычно. Координатор нападения, квотербеки, тренеры квотербеков, их жены, да кто угодно – что вы делаете сегодня вечером? Каждый день я завтракал и ужинал в новой компании. Иногда мы просто вязнем в ежедневых делах, тренировках и перестаем замечать что-либо вокруг себя, годы пролетают, а нам даже нечего вспомнить».
Всем есть чему поучиться у нынешних «Фэлконс» и Куинна. В этом сезоне им осталось сыграть всего три игры против команд, попавших в плэй-офф в прошлом году, включая действующих чемпионов Юга НФК – «Каролины». Но, как показал первый месяц сезона, «Фэлконс» играют именно так, как хочет Куинн: быстро и жестко. Они играют так сейчас, и они будут играть так в плэй-офф.
На стене своего офиса Куинн написал мотивирующую цитату из книги «Отношения».
«Чем дольше я живу, тем больше осознаю, насколько существенно влияние отношения человека на его жизнь, — написал Куинн у себя на стене. — Это верно и для меня. Насколько далеко вы готовы зайти, чтобы достичь своих целей? Мы, зачастую, концентрируемся на сопернике и забываем, что в первую очередь работать нужно над собой, ведь все зависит от нас самих».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.