Даже не став в кои-то веки лучшими в стране, «Патриоты» остаются едва ли не самой обсуждаемой командой. И виной тому – не только то, что случилось в финале чемпионата России. Они на первых ролях в отборе на Евро и в кубковых матчах, пусть уже и как отдельные боевые единицы. Амбиций и опыта этим парням не занимать. С ними как минимум непросто.
Насколько непросто – мы узнали у главного тренера «Патриотов» Виктора Скапишева.
«Если в моих парнях нуждается другой клуб, значит, я не зря тренирую их»
— Со стороны порой кажется, что вы в клубе занимаетесь всем: от организации нанесения разметки на поле до назначения комбинаций. Что на самом деле входит в сферу вашей ответственности и кто помогает?
— В сферу моей ответственности входит все, как вы отметили. К большому сожалению, за долгие годы мы не смогли сколотить большого количества тренеров и помощников в нашем клубе. Но зато смогли 10 или 11 раз выиграть титул чемпионов России.
Распределение обязанностей в клубе зависит от задач, которые мы ставим перед собой. Я говорю про игру, турнир или собрание команды. У нас в клубе на начало сезона было 58 игроков, три тренера, два доктора, один менеджер, один фотограф и большая армия любителей нашего вида спорта. Каждый из них вносит свой вклад в организацию любого мероприятия, которое мы проводим.
Перед игрой я стараюсь задействовать минимум игроков для подготовки поля. Парням еще играть. Как показывает практика, я приезжаю всегда очень заранее до начала игры, чтобы подготовить разметку, раздевалки, встретить музыку, видео и т д .
— Все эти оргмоменты, которые закольцовываются в итоге все-таки на одной фигуре, лично вам в радость или в тягость?
— К сожалению, я не всегда успеваю выполнить свою основную функцию, и настрой с подготовкой команды к выходу на поле часто ложатся на плечи моих помощников.
— Чемпионат закончился для «Патриотов» не лучшим образом. Поражение в финале, скандал с болельщиками, а сейчас часть игроков, в том числе, и дисквалифицированные ФАФР, заявились на матч Кубка России за «Черный Шторм»…
— Я не размышлял на тему того, могут или нет играть футболисты «Патриотов» за другие клубы в Кубке. Есть регламент, который это разрешает. Но не этот факт был для меня основополагающим. Тони Ален – вот вам ответ на все вопросы, которые будут дальше. Это специалист очень хорошего уровня. И я считаю, что для клуба «Патриоты» это хорошая возможность потренироваться и получить колоссальный опыт. Я не присутствовал на тренировках, но могу с уверенностью сказать, что Аллен тренирует пять блокировщиков моей команды, а это означает, что мы продолжаем работать с сердцем футбольной команды даже после окончания сезона.
Про дисквалификацию. Мы не нарушаем регламент. Говоря о команде, которую сняли с Кубка – если бы все перешли в другой клуб, то можно было бы говорить о нечестной игре «Патриотов». Что мы нашли лазейку в регламенте и воспользовались ею. Игроки «Патриотов» играют в «Шторме», «Мишках», «Легионе», так что прошу не раздувать эту тему. Мы ничего не нарушили.
— Если у «Шторма» найдутся ресурсы задержать Тони Аллена и на чемпионат, есть вероятность, что эти самые пять блокировщиков останутся играть у него. Какова мотивация возвращаться в «Патриоты»?
— Каждый из игроков, прежде чем пойти в «Шторм» спросил, зачем мне это нужно? Я сказал про тренера, про дополнительные тренировки и т.д. Думаю, «Патриоты» – они не только в названии. Не хочу загадывать, но думаю, перед ребятами не стоит выбор, где играть.
— А если уйти от темы регламента и представить ситуацию, в которой игрок, выступая за другую команду, получает травму и подходит к сезону за «Патриотов» не совсем в порядке? Насколько вам самому комфортно видеть своих ребят в другой форме и есть ли опасения за них?
— Опасение есть всегда, даже когда мы тренируемся в межсезонье и во время сезона. Мы не профессионалы и не всегда качественно можем подойти к тренировочному процессу.
В форме других команд? С одной стороны, я горжусь игроками. Если в моих парнях нуждается другой клуб, значит, я не зря тренирую их. И это говорит о том, что они на очень хорошем уровне, так как команды в России становятся с каждым годом сильнее.
С другой стороны, команды завоевывают кубки и медали не своими силами, а с помощью ресурса, который у них появился, а тут есть опасения, что не чистые на руку тренеры могут спровоцировать переход игрока в следующем сезоне. Но к моему счастью, с тренерами команд, где играют «Патриоты», я в хороших отношениях, и мы разговариваем с ними на эти темы. Так что тут я спокоен.
«На данный момент, команду покинул только один игрок»
— Кто был лучшим игроком «Патриотов» в прошедшем сезоне? От кого вы ждете прогресса через год?
— Александр Хохлов – лучший игрок сезона в команде. Прогресса жду от блока нападения. Все видели, что новички, пришедшие в клуб, как-то странно выглядят? С одной стороны они как-то быстро научились блокировать и делать защиту паса. А с другой стороны, медленные (я очень часто слышал такие слова в разговорах). Не все узнали в этих ребятах футболистов. Так вот, от них я жду прогресса. И он уже есть: сезон в «Патриотах», межсезонье с иностранным специалистом.
— Чтобы закончить тему с Тони Алленом, на чем именно он специализируется? Знакомы ли вы лично? Чему у него учились, если было дело?
— Я был еще ребенком, когда услышал эту фамилию. Лично….Думаю, так сказать нельзя. Он меня не знает, хотя нет – теперь знает. На игре «Легиона» с «Мишками» мы поздоровались, меня ему представили как главного тренера «Патриотов». Про его специализацию не могу сказать. Сейчас он тренирует «Шторм» и координирует нападение. А самое главное для меня – он тренирует моих блокировщиков.
— В превью к старту чемпионата-2015 команда указала в графе «Процент обновления состава» гордый ноль. Со стороны кажется, что свежая кровь команде просто необходима. Какими будут «Патриоты» в следующем году?
— Мы всегда открыты для контакта, для набора игроков. Это не гордый ноль, просто мы, наверное, никому не нравимся, у нас все не так. Наверное, я не умею привлекать новых игроков в наши ряды.
Пользуюсь случаем, приглашаю игроков со стажем и новичков. Плюс к этому, тренер селекционер, координатор защиты и спецкоманд нам тоже не помешает. Одним словом, ждем всех, кто желает попробовать себя в «Патриотах».
— Сколько людей обратилось к вам после появления у нас материала «Как попасть в клуб чемпионата России»?
— Мне сложно пока сказать, но один человек мне пишет, интересуется про тренировки – когда, где и т д.
— Если игрок хочет уйти из команды, как, например, Кирилл Фузик, убеждаете ли вы его остаться? В целом и в этом конкретном случае?
— Опять этот Фузик… Он не хочет, просто кто-то задает ему провокационные вопросы, на которые он отвечает, и получается что вроде бы Фузик уже и не в «Патриотах».
После сезона нас покинул Никита Казаков. Это было обдуманное и взвешенное решение.
Я никого не уговариваю и не буду, все взрослые люди и принимают решения сами. После согласования определенных процедур мы расстаёмся с игроком, и самое главное, что ни у кого нет никаких претензий друг к другу.
— Наспех скроенная линия нападения из Каина и Ко остается на следующий сезон? Или вопрос по ним решится, как и весной, в самый последний момент?
— Вопрос по всем решен, настолько, насколько это возможно. Еще раз повторюсь, на данный момент, команду покинул только один игрок. Так что следующий год у нас будет в боевом составе.
— Насколько правдивы слухи, что Виктор Бут начнет сезон не в «Патриотах»? В интервью он намекал, что не понимает, почему его не ставят играть на приеме. Этот вопрос полностью в компетенции координатора нападения?
— Думаю что это сплетни, что Виктор начнет играть в следующем сезоне в другом клубе. Но это возможно, так как никто не подписывает контракты с игроками и не сковывает их в выборе клуба. Если Виктор окажется в другом клубе, думаю, это будет не московский регион. От меня еще никто просто так не уходил… (смеется)
Насчет игры в нападении – да, это компетенция координатора. По ходу сезона у нас не было проблем с игроками на приеме мяча, поэтому Виктору было доверено сделать столько перехватов, сколько он сам смог получить. Кстати, это тоже в своем роде прием мяча. Собственно, все возвраты тоже его. Так что говорить, что ему не давали мяч – не совсем верно.
«Мы идем своими путем, а «Юнайтед» своим. Но рано или поздно пересечемся»
— В команде играет большое количество ярких игроков, индивидуально очень сильных. Всех ли устраивает количество игрового времени и позиции на поле? Как вы справляетесь с таким количеством «звезд» в составе?
— Естественно, не устраивает. Все хотят быть на поле максимальное количество времени. Но для этого есть тренер, и только он решает, кто сколько времени проведет на поле. Справляюсь я или нет? Пока я возглавляю клуб, будем считать, справляюсь. Как только, я перестану влиять на ситуацию, значит, мое время в «Патриотах» прошло.
— Есть мнение, что «Патриоты» не привыкли к конкуренции и как только появился серьезный соперник в виде «Грифонов», который сделал себя сам, без привлечения внешних ресурсов, в команде начался разлад. Как вы относитесь к тому, что сделали «Грифоны»? Надолго ли это?
— Да, мы к конкуренции не привыкли, мы проиграли за всю историю российского футбола три игры. Но хочу напомнить, что в полуфинале 2014 года в Питере мы всю игру уступали «Грифонам», итог вам известен. Так что говорить, что мы не готовы к такому положению дел, я считаю неправильно.
«Грифоны» – хорошая команда, которая шла к своей цели. Я уважаю их за тот труд, через который они прошли, чтобы создать коллектив. Но выиграть – это только половина успеха, важно не растерять все то, что они построили, в следующем году. Речь идет не о титуле. Все может поменяться по взмаху руки. Не растерять азарт и желание быть первыми – вот что я имею в виду.
— Как «Патриоты» собираются возвращать титул?
— Поставим PRO и будем играть Q30 (квотербек располагается непосредственно за центром в момент получения мяча, идет вынос по центру на третьего игрока, Q — обозначание работы блокировщиков — Прим.ред.).
— Игорь Чернолуцкий в интервью обронил фразу «Если «Патриоты» распадутся». Вы в шутку говорили после финала об объединении с «Юнайтед». Вы в хороших отношениях с Маратом Липатовым, а в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки… Здесь есть тема для разговора?
— Тема для разговора есть, но она пока не осуществима Руководство команды «Юнайтед» видит свое развитие в другом ракурсе. Пока мы идем своими путем, а «Юнаты» своим. Но рано или поздно мы пересечемся.
— За момент вашего управления командой, какое поражение было самым болезненным?
— Смотря что считать болезненным. Первая игра против «Шторма» – это был наш лучший футбол, на мой взгляд. Мы просто не были готовы к такой борьбе. Сейчас начнут: как так «не готовы» и т д… На тот момент мы выигрывали у всех без особых проблем. А тут приезд иностранцев. Мы не подготовились тактически. Если посмотреть игру, нельзя сказать, что мы не были готовы. В защите играли очень хорошо, хотя допускали нелепые нарушения, чем привели себя к тому, что пришлось играть против «Шторма» еще раз. «Шторм» усилился игроками, которых, я думаю, они планировали пригласить, и знали, на что те способны. В нашем случае я совершил ошибку. Нужно было играть своим составом. И возможно все было бы по-другому.
А последнее поражение… Я уже говорил, что «Грифоны» планомерно шли к своей цели. Так что я назвал бы первое поражение от «Шторма» самым чувствительным, но не болезненным.
— «Нужно было играть своим составом». То есть без Бобби Роума? Разве он не дал команде то, что дает сейчас Тони Аллен «Шторму»?
— Бобби к тому моменту стал частью нашей команды и в том сезоне очень многое дал ей. Я говорил о тех ребятах, которые приехали из США на одну игру по рекомендации Бобби. Так что можно говорить, что Бобби Роум, безусловно, останется в истории нашего клуба, и только с положительной стороны.
— Почему вы отказались от практики проведения международных встреч? От приглашения легионеров?
— Финансы. Все это очень дорого. Легионеров я был бы не против звать, но опять это все затраты, которые мы как отдельная единица не потянем.
«У меня, как у тренера сборной и тренера «Патриотов», есть четкая грань»
— Выезд в Дубай на турнир юниоров – это в большей степени работа или отдых? Остались довольны тем, что успели сделать на сборах и непосредственно в ОАЭ?
— Дубай – это больше работа, кто бы что ни говорил. Когда с тобой 28 детей, отдыхать невозможно. Я получил большое удовольствие от того, что мы сделали за столь короткое время. Надеюсь, что мы продолжим тренировать команду и готовиться к следующим мероприятиям. Планов на эту команду очень много, там есть футболисты, а это главное. В Эмиратах парни показали, что могут бороться до конца, а это очень хорошее качество, которое мы будем развивать дальше.
— Линия нападения во взрослой сборной стала одной из самых обсуждаемых по ходу матчей с Польшей и Норвегией. Проблемы со снэпом, ротация центров – какие выводы можно сделать по этим играм и на перспективу?
— Вывод один, и он простой. Есть блок, с которым нужно работать. Опыт игры против иностранных команд очень важен. У нас же стартовая линия нападения, за исключением одного игрока, такого опыта не имеет. Это не товарищеская игра, которую можно просто отстоять на бровке. Парни что в первом, что во втором матче играли за себя, за парней, за наш футбол. Представьте, какая ответственность лежала на них. Вы даже вообразить не можете, что творится в их головах!.. Так что все приходит с опытом.
— Что более вероятно – появление в сборной набравших форму линейных «Патриотов», которые уже с опытом, или закрепление и развитие там молодых? Этот же вопрос не только в ведении главного тренера национальной команды?
— Это сборная, и тут все зависит от каждого игрока. Если на момент отбора они будут лучше, значит, будут и в сборной. У меня, как у тренера сборной и тренера «Патриотов», есть четкая грань. Я не буду рекомендовать главному тренеру сборной взять в команду игрока «Патриотов» только потому, что он играет в этом клубе. Тут только спортивный принцип. Но я уверен, если ребята захотят, то они станут стартовой линией нападения в национальной команде.
— Видел в вашем фейсбуке фотографию сына в хоккейной команде. На вопрос, а как же футбол, вы написали, мол, рано. С какого возраста посоветуете отдавать ребенка? Когда будет юниорская команда у «Патриотов»?
— Есть программа развития, в которой четко прописано – восемь лет.
Номинально у «Патриотов» есть детская команда. В школе, в которой я работаю, есть отделение американского футбола.
— Вы всю сознательную жизнь провели в «Патриотах». Можете себя представить в тренерском штабе другой команды, помимо сборной?
— Я не знаю, что будет завтра, тем более загадывать не стану. Если так произойдет, что передо мной встанет выбор, сделаю все, чтобы остаться в родных стенах. Несколько раз пытался уволиться с поста главного тренера, но не получилось. Команда настояла.
***
Редакция First & Goal благодарит Александру Полякову за предоставленные фотографии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.