Юниорская сборная России после довольно продолжительного отрезка времени, когда о ней не было слышно, вновь напомнила, что она существует. Более того, вызвала большой интерес — новости о турнире в Дубае, где выступала команда, собирали огромное количество лайков и репостов.
Чем живут сейчас юниоры, откуда взялась идея поехать в Эмираты и каковы перспективы команды — ответы на все эти и другие вопросы взялся прояснить главный тренер сборной.
«Спонсору было интересно привезти именно сборную России»
— Изначально мы должны были участвовать в Кубке Северных стран — вспоминает Максим Осокин. — Полгода готовились к этому турниру. Но в последний момент организаторы — шведы — нам отказали, сославшись на якобы отсутствующее свободное место. Возможно, пригласили норвежцев — если у тех, конечно, имеется юниорская сборная.
В общем, вариант с турниром в ОАЭ возник довольно спонтанно. На Павла Хорошилова вышли его знакомые из Китая и свели его с организаторами. Мы знали и раньше, что этот турнир существует, но по разным причинам не получалось раньше поехать.
— Очевидно, что американский футбол в России пока не привлекает к себе большие деньги. Как это удалось сделать юниорам?
— Как это нередко бывает, у спонсора есть ребенок, который живет в Дубае и играет за местную команду. Собственно, он и попал в местную All-Star Team. Спонсору было интересно привезти именно сборную России. В Дубае есть русская община, человек собрал нужных людей, организовал все это дело, нашел деньги. Но на самом деле, большую часть расходов взяли на себя организаторы — в частности, проживание тренеров и игроков.
— Организаторы — это федерация футбола ОАЭ?
— Они самые. Там работают одни американцы, бывшие военные баз ВМФ. Местных вообще нет. Американский подход к работе, к развитию футбола нам очень понравился. Мы поговорили с людьми, которые непосредственно связаны с этими товарищами. Те рассказали, как они прогрессируют с каждым годом. К этому турниру, например, был подписан «Дженерал Моторс» в качестве генерального спонсора.
— Если такие шоколадные условия, почему снялись китайцы?
— Мы задали этот вопрос организаторам. Ответ был: «У них нет финансов». Наверное, речь шла о перелетах и визах. Забегая вперед, скажу, что виза в Арабские Эмираты стоит 11 тысяч рублей. И билеты на команду — это не индивидуальный билет купить на сайте за 12 тысяч, получается более 20 т.р. на человека в групповом тарифе. Думаю, у китайцев выходит не дешевле.
— Сами за что еще платили?
— Все потратились на билеты и визы. У детей дальше все оплачивалось принимающей стороной, у тренерского состава — проживание и завтраки. Остальное — сами, но оно того стоило.
— Так получилось, что турнир прошел примерно в те же дни, когда взрослая сборная готовилась к отбору на Евро. С главным тренером национальной команды отлучка тренеров как-то обговаривалась?
— Речь шла всего об одном тренере — Викторе Скапишеве. Только он был задействован в сборах взрослой сборной. Мы знали даты сборов и отборочных матчей. При планировании поговорили со Скапишевым, у него очень удобно получилось попасть на юниорские сборы, приехать в Польшу, улететь через два дня в Дубай. А остальные тренеры — я, Александр Сайженков, Марат Липатов — не были вовлечены в дела взрослой сборной.
— С организацией все прошло отлично, как оцените сам футбол?
— Сборная у нас абсолютно новая. Мы успели провести учебно-тренировочные сборы в России, плюс организаторы нам отдавали поля в Эмиратах за день до матча, в день игры. Все, что могли успеть сделать — сделали.
Немецкая команда — чемпионы страны. Слаженный коллектив с 8 тренерами и еще столько же — из обслуживающего персонала. Они показали, как нужно заниматься процессом организации команды. У хозяев примерно такая же картина, как у нас. Провели несколько сборов, собрали команду, но им тоже, в некоторой степени, времени не хватило.
Мы рассматривали турнир в Дубае как продолжение тренировочного лагеря, но уже с игровым опытом.
— Откуда взялись русские ребята в All-Star Dubai?
— Родители переехали в ОАЭ по бизнес-делам и отдали детей в футбольные команды. Ну, а те, в свою очередь, по итогам чемпионата страны попали в All-Star team.
«ФАФР обещает чемпионат страны среди юниоров»
— Существует базовый клуб юниорской сборной России как таковой?
— Большинство — игроки «Северного Легиона». Также много ребят из Москвы, из «Волков» и «Патриотов».
— Все так или иначе числятся в каких-то командах? С улицы талантливому ребенку в юниорскую сборную не попасть?
— Попасть. Но в реалиях нашего футбола, где о юниорском футболе в принципе забывают… Во многих командах игроки, не достигшие 18 лет, стоят на бровке и не получают игрового опыта. Тренируются ради тренировок.
В последнем чемпионате России вообще запретили играть юниорам, даже если у тебя есть нотариальная доверенность от родителей, что они разрешают играть в 17 лет. В тех городах, где клубы не имеют юниорской команды, это гасит желание у ребят заниматься футболом. С таким правилом в отношении юниорских команд мы теряем хороших игроков.
— Когда мы собирали информацию по командам из чемпионата России, очень немногие указали, что у них есть и детское направление…
— Я сам вырос в юниорских «Гладиаторах» из Астрахани, прошел всю школу до взрослого футбола. На недавнем матче против Норвегии очень много московских игроков было как раз выращено с помощью детского футбола. Мы видим, что они могут на поле, когда вырастают.
Испытываю огромное разочарование и сожаление, когда вижу, что не развивается молодежный футбол. Причем, делается это, в большей степени, из-за человеческой глупости. Просто говорят: мы не можем принять детей, у нас нет документов на право тренировать, нас не пускают.
— Футбол — контактный вид спорта. Люди не хотят брать на себя риски, связанные со здоровьем других людей, и это, наверное, правильно.
— Набирая взрослую команду, вы также берете на себя ответственность за здоровье игроков. Формируйте правильно тренировочный процесс — и тогда риски травм у игроков любого возраста будут минимальны.
Давайте вспомним: когда начинала формироваться ДЛАФ, когда появились Василий Добряков, Виктор Павлович Иванов, Дмитрий Максимов — у них не было никакого опыта работы с детьми. Но они подняли лигу, сделали сильнейшие юниорские команды в России и Европе. Без всякого образования. Так что все упирается в нежелание людей создавать юниорские команды.
Я займу первые места в числе тех, кто будет голосовать за то, чтобы в будущих чемпионатах России обязательно привязывались бы юниорские команды к взрослым. В Европе ты можешь иметь огромный бюджет, привезти десяток американцев, но если у тебя нет юниорской команды, участвовать в высшей лиге ты не имеешь права.
— Перспективы отдельного турнира для юниорских команд осязаемы?
— Его обещают. Вроде как, мы должны играть осенью чемпионат России среди юниоров. Но опять-таки это будет выглядеть, скорее всего, как сборная Москвы и «Северный Легион». Месяц назад Евгений Чехов говорил мне, что пока есть лишь две команды, которые готовы участвовать в формате 11 на 11 в чемпионате страны. Есть юниорский футбол еще в Череповце, Луге и в других городах, но в таком формате они пока не могут играть — элементарно не хватает народу.
— Осень как бы уже наступила…
— ФАФР обещает, мы ждем, готовы. На конец октября – начало ноября планируют еще турнир в Екатеринбурге с участием местных команд, которые вроде как есть.
«Есть полуторагодовой план подготовки к Евро-2017»
— Некоторое удивление вызвала статистика матчей в Дубае. Позиция квотербека, как бы это тактичнее сказать, вакантна?
— (смеется) Нет. Мы провели сборы и поняли, что у нас есть выносная игра. Увидели, что квотербек на данном этапе не готов играть семьдесят процентов пасового нападения. Шли от того, что можем. В Эмираты не поехали еще пара квотербеков. Плюс, мы нашли себе еще одного квотербека уже на турнире. У него российское гражданство, он еще и 2000 года рождения, так что это запас нам на четыре года вперед.
— Играл за местную All-Star?
— Да. Даниил Перлин зовут. Нам он понравился. Подает надежды, физические данные хорошие, обеспечит хорошую конкуренцию нашим разыгрывающим.
Тот квотербек, что поехал на турнир, Никита Гуреев, сделал все, о чем просили, и занес еще сам два тачдауна. Мы полностью довольны его работой на поле, и сейчас он стартовый квотербек юниорской сборной России. У нас было минимум паса, максимум выноса. Это то, что мы могли играть после непродолжительных сборов.
— Сыграть 6-7 с чемпионом Германии дорогого стоит. Козыри у юниоров те же самые, что и у взрослой команды — мощная защита, в первую очередь?
— Защита не пропустила ни одного тачдауна за две игры. Тачдаун с немцами позволило сделать нападение, сделав фамбл у себя в зачетной зоне. Тачдаун с Эмиратами пропустили спецкоманды с возврата кик-оф. Защита отстояла на ноль, и я очень благодарен за это Сайженкову и Липатову, которые проделали отличную работу.
— Долгосрочная программа развития у юниорской сборной имеется?
— Мы проработали план на полтора года подготовки к отборочной игре чемпионата Европы 2017 года. Думаю, за это время мы сможем сделать отличную команду, которая не только пройдет отборочные матчи, но и покажет себя на самом турнире.
— Когда в следующий раз мы услышим о команде и в связи с чем?
— Мы планируем в течение полутора лет провести еще несколько сборов, участвовать в международных турнирах и товарищеских играх.
Ну а что касается времени и места проведения Евро-2017, то информации, на самом деле, пока нет. В лучшем случае, за полгода до турнира ИФАФ даст какие-то данные. Пример: взрослая сборная, которая до сих пор не знает, с кем будет играть — формирование групп еще не закончилось.
— В чем специфика формата проведения юниорского Евро?
— У юниоров все попроще, чем у взрослых, и очень сильные конкуренты. В числе лидеров — Франция, Германия и Австрия. Все остальные выходят к ним. Нет деления на группы, есть единая отборочная кампания.
«Горжусь теми, кто обыграл Норвегию»
— Какие впечатления оставили два матча взрослой сборной России?
— Игра с Норвегией расставила все точки над i. Показала нам, для чего были сборы в Белоруссии, для чего был матч с Польшей. Считаю, что сборная стопроцентно выполнила задачу попадания на чемпионат Европы. Мы были бы все довольны и счетом 7-0, но парни смогли победить более убедительно, что принесло еще больше радости.
А игра с Польшей — она ничего не решала в плане результата на табло. Плюс, проходила в непростых погодных условиях. Я много общаюсь с игроками национальной команды, и очевидно, что дождь внес коррективы в игру нападения. По сухой погоде счет был бы другим.
— Как оцените игру довольно многочисленного представительства «Северного Легиона» в сборной?
— На самом деле, порадовали все футболисты. Все 12 человек, что попали в расширенный список после сборов. Для меня было неважно, прошел затем кто-то в окончательную заявку или нет, — они все получили огромный опыт игры на международной арене. Мы прекрасно понимаем, что на таком стадионе и на таком уровне — при нынешнем развитии футбола — не каждый может сыграть в любимую игру.
Горжусь теми, кто обыграл Норвегию. Наблюдал общую картину, за персоналиями пристально не следил.
— Если попробовать выделить по линиям?
— Конечно, о-лайн. Но порадовало и то, что выходили и бегущие, и принимающие «Северного Легиона».
— Квотербеку Егору Попову повезло меньше остальных? Столько проблем со снэпом с первых же минут в Польше…
— Играть на такой арене в присутствии такого количества зрителей, если у тебя сразу что-то не пошло, безумно трудно. Сложно перестроиться на хороший лад и исправить свои ошибки. И я Егора ни в чем не виню.
— Общались с ним после той игры?
— Он в порядке. У него главная цель была — выход сборной на Евро. Он очень командный игрок — и в клубе, и в сборной. Помогает всем, чем может, как тренерскому штабу, так и персонально игрокам. Так что своей цели он добился.
— Вместо анонсированного главным тренером Александра Симанчева большую часть снэпов в роли центра играл Павел Петровых из «Легиона». Почему так случилось?
— На самом деле, у нас он не играет центра, на этой позиции выступает другой. Но Паша справился с задачей. Да, два-три раза снэп пошел не туда, куда надо, но, с учетом неродного амплуа, он справился.
Мы знали о проблеме центра во взрослой сборной. Там никак не могли найти подходящего, постоянно играющего человека в клубе. Поэтому выбирали из тех линейных, что приезжали на сборы. Паша, видимо, подошел лучше всех.
— У «Северного Легиона» на подходе четвертьфинал Кубка России с МЧС. Некоторые команды очень прохладно отнеслись к турниру, другие, напротив, усилились специально под него. Какие задачи у вашего клуба?
— Даже при отсутствии Кубка страны мы сыграли бы еще две игры. К сожалению, не смогли выйти в плей-офф чемпионата России по итогам регулярного сезона и закончили год с восемью играми. Многие говорят, что и восемь — много. Но я считаю, что это глупость! В третьем дивизионе чемпионата Финляндии, где играют мужики с заводов, команды проводят по 14 матчей за сезон.

May 16, 2015 / Yaroslavl, Russia / Rebels and Nroth Legion teams after the game / © First&Goal (firstandgoal.ru) / Yuriy Marin
На Кубок согласились, в общем, с превеликим удовольствием. МЧС для нас — темная лошадка. Видели несколько матчей в Санкт-Петербурге, я лично смотрел их в Карелии на турнирах. Задача у нас одна — проходить в следующий раунд, на «Брюинс», а там уже будет видно.
— Очень много команд претерпели или еще претерпят кадровые изменения по сравнению с прошлым сезоном. Насколько изменится «Легион»?
— Команда изменила свой облик ещё в прошлом сезоне, соединившись с юниорами клуба «Хогс», который перестал существовать в 2014 году. Тот сезон стал для нас периодом сыгрывания. Уже говорил, что не было цели выхода в плей-офф, была задача освоиться тренерскому составу, игрокам; посмотреть, кем мы можем играть, как нам планировать следующие сезоны. Посмотрели свои силы, увидели, на что способны — и в дальнейшем уже, безусловно, задачей команды станет выход в плей-офф.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.