Казалось бы, что за дело ИФАФ — Международной федерации американского футбола — до развития спорта в нашей стране? И тем не менее, именно эта организация как никакая другая способна сегодня оказать решающее влияние на то, где окажется отечественный футбол через несколько лет. Логика предельно проста: если американский футбол станет олимпийским видом, если стараниями ИФАФ он будет включён в программу летних Игр-2024 — он совершит гигантский качественный скачок.

First & Goal попытался разобраться, насколько обоснованы и реальны наши олимпийские притязания.

Чемпионат в Кантоне

18 июля 2015 года в городе Кантон, штат Огайо, финальной игрой между сборными США и Японии завершился пятый по счёту чемпионат мира по американскому футболу. До того дня обе команды имели по два чемпионских титула, однако в этот раз никто не сомневался в превосходстве американцев, одержавших в итоге убедительную победу со счётом 59–12.

Матч между США и Японией за золото ЧМ-2015. Фото: USA Football

Матч между США и Японией за золото ЧМ-2015. Фото: USA Football

Но нас интересует не результат игры за «золото» и даже не её участники. Нас — в свете нашего повествования — больше интересует количество зрителей, собравшихся в тот день на трибунах стадиона Тома Бенсона. Каким бы странным это ни показалось, но на этот счёт единого мнения нет. Так, в официальном протоколе матча указано, что на игре присутствовало 5500 человек. Те, кто непосредственно был на стадионе, заявляют, что эта цифра завышена как минимум вдвое: один дотошный корреспондент SBNation насчитал 2500, и с ними согласна «Википедия» (куда же без неё), которая сообщает, что аудитория матча составила 3000 зрителей.

Две с половиной тысячи. В приведённых выше цифрах нет ошибки в количестве нулей.

Кантон — город в футбольном смысле весьма и весьма славный. Именно здесь в далёком 1920-м была основана Ассоциация профессионального американского футбола, которая сегодня известна нам как НФЛ. Именно здесь находится Зал славы профессионального футбола, и каждый год в первый августовский уикенд игрой в честь новых его членов здесь открывается предсезонка лиги. Как это ни странно прозвучит, для проведения чемпионата мира нельзя было найти худшего места.

Зрители на матче между США и Японией за золото ЧМ-2015. Фото: USA Football

Зрители на матче между США и Японией за золото ЧМ-2015. Фото: USA Football

Две с половиной тысячи. Это столько же, сколько посетило полуфинальную игру чемпионата России между «Чёрным штормом» и «Патриотами» в совершенно нефутбольной Москве в позапрошлом году. Но послушайте, это ещё не всё! На игре за «бронзу», где французы уступили сборной Мексики, присутствовало 250 человек. Это столько же, сколько наблюдало за игрой «Спартанцев» против «Уральских Молний» на совершенно не приспособленном для зрителей «Салюте» в этом августе. Надо было сильно постараться, чтобы найти место хуже, чем Кантон.

Население его в обычные дни (то есть, когда там не проходят церемонии, фестивали и концерты в честь прославленных атлетов и тренеров НФЛ) составляет чуть больше 75 тысяч человек, включая грудных младенцев и немощных стариков. Эти семьдесят пять тысяч донельзя избалованы. В дни, когда их не пичкают футболом как таковым, их развлекают любыми другими способами: то парад, то барбекю-пати, то вообще показ мод или фестиваль воздухоплавания — и всё это так или иначе связано с футболом. Вот на каком фоне проходили игры чемпионата мира. Игры, в которых незадрафтованные свободные агенты — спортсмены, не нашедшие себе места в профессиональном футболе — с неприличным счётом громили команды, составленные из «лучших из лучших из лучших, сэр!» атлетов других стран. Команду США и сборные остального мира разделяет пропасть. Американцы обыграли французов: 82–0. Те, в свою очередь, победили сборную Австралии (53–3), которая переиграла Южную Корею (47–6). Да, японцы два раза подряд были чемпионами, но лишь потому, что США в те годы игнорировали турнир.

Две с половиной тысячи. Слышите едва заметный свист? Это улетучивается в трубу пар наших с вами олимпийских надежд.

Немного истории

Чтобы понять, почему ЧМ-2015 завершился таким провалом, совершим краткий исторический экскурс. Признаемся: сведения о событиях, предшествовавших подготовке и проведению чемпионата мира, неполны и отрывочны; где-то они почерпнуты из обтекаемых формулировок протоколов заседаний президиума Шведской федерации американского футбола (САФФ), где-то — вообще основаны на сообщениях, достоверность которых проверить невозможно (увы, ИФАФ — очень закрытая и непрозрачная организация).

  • Декабрь 2010: САФФ, возглавляемая Томми Викингом, направляет в президиум ИФАФ заявку о проведении чемпионата мира в 2015 г. в Стокгольме.
  • Август 2011: САФФ сообщает о проведении переговоров с компанией American Football World Wide Ltd. (AFWW) о привлечении её в качестве организатора ЧМ-2015. Контракт должен снять с САФФ финансовые риски, связанные с организацией и проведением игр.
  • Декабрь 2012: президиум САФФ делегирует AFWW всю ответственность по организации и проведению ЧМ-2015. С этого момента судьба чемпионата оказывается в руках «компании ЧМ», как её называют в протоколах — она получает все полномочия, чтобы действовать от собственного имени, без какого-либо контроля со стороны САФФ или ИФАФ. Следует также отметить, что к этому времени обе организации (и САФФ, и ИФАФ) возглавляет Томми Викинг.
  • Апрель 2013: Викинг сообщает, что, вопреки достигнутым договорённостям, денежные средства до сих пор не перечислены AFWW. В самой компании в течение 2013 года происходит смена руководства, а в качестве партнёра по вопросам организации ЧМ-2015 она привлекает компанию Amfium, президентом которой (вы таки будете смеяться!) также является Томми Викинг. САФФ принимает решение покрыть затраты Amfium на ЧМ-2015. (Всего на покрытие затрат компании САФФ перечислила 2,7 млн. шведских крон, что примерно равно 350 000 евро. Бюджет САФФ формируется из взносов клубов, входящих в её структуру, спонсорских отчислений и государственных ассигнований.) В обмен на это компания гарантирует полное принятие риска возможных финансовых потерь и обещает САФФ участие в прибыли от проведения чемпионата. Появляются слухи, что средства САФФ — единственный источник денег, которыми располагает Amfium.
  • Осень 2014: становится известно, что Amfium без согласования САФФ или ИФАФ пытается вести переговоры с представителями НФЛ для привлечения средств лиги на проведение чемпионата, но та, в конечном итоге, отказывается от участия.
  • Сентябрь 2014: шведское религиозно-политическое движение «Республиканская ассоциация» (Republikanska föreningen), казначеем которого по 2011 год служил Томми Викинг, выдвигает против него обвинения в хищении и растрате. Функционер арестован, но не оставляет своих постов в САФФ и ИФАФ, взяв отпуск «по состоянию здоровья». Переговоры с альтернативными источниками финансирования чемпионата обрываются в связи с арестом Викинга.
  • 6 декабря 2014: Микаэль Густаффсон, член президиума САФФ, уведомляет заинтересованные организации, что ЧМ-2015 находится под угрозой срыва в связи с отсутствием финансирования в достаточном объёме. Судьба ранее перечисленных в адрес Amfium денег неизвестна.
  • 19 декабря 2014: Роопе Норонен, вице-президент ИФАФ, официально объявляет об отмене чемпионата мира в Стокгольме. Из его слов следует, что судьба турнира не определена: либо он будет перенесён в другую страну, либо отложен на год или два. Томми Викинг по-прежнему находится отпуске по состоянию здоровья — и в ИФАФ, и в САФФ.
  • Январь 2015: USA Football, руководящий орган любительского футбола США и одна из богатейших организаций в структуре ИФАФ, выносит на рассмотрение ИФАФ инициативу провести ЧМ-2015 в Кантоне. Предложение принимается, чемпионат спасён. Из 11 команд, прошедших квалификационный отбор на турнир, 4 объявляют об отказе от участия — в их числе и сильнейшие европейские команды, сборные Германии и Австрии, бюджет которых не покрывает возросшие транспортные расходы. Некоторые страны — члены ИФАФ выражают сомнение в целесообразности проведения игр в городе с 80-тысячным населением.
  • Март 2015: Ежегодное собрание САФФ общим решением освобождает Томми Викинга от должности президента. Его сменяет Минетте Рогнер.
  • Июнь 2015: МОК заявляет об исключении американского футбола из числа видов-претендентов на участие в программе Олимпиады-2020 в Токио. Управляющий директор ИФАФ Энди Фуллер, комментируя решение МОК, подчёркивает, что федерация полна оптимизма и продолжит работу в этом направлении с удвоенной энергией невзирая не временную неудачу.
  • Июль 2015: накануне финальной игры ЧМ-2015 Конгресс ИФАФ утверждает президентом Роопе Норонена. Несколько участников, несогласные с этим решением, демонстративно покидают заседание и переизбирают Викинга. Раскол в ИФАФ становится достоянием общественности. Невозможно понять, кто контролирует сайты организации и её аккаунты в социальных сетях, которые начинают обвинять друг друга в «неофициальности».
Дискуссия на странице ИФАФ в Фейсбуке

Дискуссия на странице ИФАФ в Фейсбуке

  • Август 2015: вишенка на торте. Томми Викинг, пользуясь возникшим в ИФАФ двоевластием, получает полный контроль над банковскими счетами организации, одновременно лишая доступа к финансам людей из команды Норонена. Представители Société Générale подтверждают, что все документы оформлены в строгом соответствии с банковским законодательством и внутренними процедурами.

Это ещё не конец истории. И ничего хорошего от дальнейшего развития событий пока ждать не приходится.

О развитии футбола в России

Не знаю, как у вас, а у меня словосочетание «развитие американского футбола в России» с некоторых пор вызывает нервную усмешку.

С одной стороны, глядя на затраченные усилия, нельзя не признать: с каждым годом американский футбол в нашей стране становится всё краше. Если меня спросят, какое достижение в 2015 году я считаю важнейшим, колебаться не стану: поле, подготовленное ярославскими ребятами. Правильное поле, правильная разметка, правильные ворота. Это высокий уровень самоорганизации на местах, уж простите мне этот бюрократический оборот. Это высокий уровень ответственности ребят и девчонок — их никто не заставлял, они сами решили, что их команда заслуживает такой организации игры. Это даёт результаты: за ними потянулись нижегородцы. За ними потянулись мало кому известные (хочется надеяться, что временно) «Флибустьеры» из Ельца. Скоро ли настанут те благословенные дни, когда и в столицах перестанут уклеивать поля малярной лентой?

Поле «Рэбелс» перед матчем с «Северным Легионом»

Поле «Рэбелс» перед матчем с «Северным Легионом»

Другой пример: группы поддержки. Черлидеры были и есть у многих команд, но это скорее дань заокеанской традиции, чем попытка удовлетворить реальный социальный запрос. Куда более интересно — и куда более для нас востребованы — оказались, как ни странно, организованные группы болельщиков вроде спартанских ультрас. Те, кто видел игры плей-офф с участием «Спартанцев», не могут не признать: ребята — просто молодцы. Театрализация, заряды, баннеры, барабаны — всё как у взрослых! (А уж как их поддержка помогает настроиться самим игрокам — вы даже и представить не можете.)

Или: прямые трансляции. Год назад мы и вообразить смели, что сможем вживую посмотреть игру чемпионата России — да что там посмотреть! У нас тут чуть ли не целый «геймпасс» — мне, например, приходилось выбирать: «Патриоты» против «Северного Легиона» или «Рэйдерс 52» против «Чёрного Шторма»?

В общем, если всё это вместе сложить, получится, что в общем и целом футбол стал хоть чуточку, но лучше, чем год назад. А в следующем году, глядишь, ещё станет чуточку лучше. А потом ещё. И ещё.

Одна только беда: развитие у нас — это такой никуда и никогда не сходящийся процесс. Этот процесс пока ценен сам по себе, потому что никаких сколь угодно внятных конечных или хотя бы промежуточных целей он не имеет. Если даже какая-то организация и ставит перед собой какие-то количественные или качественные ориентиры, нигде они явным образом не артикулированы, померить их достижение не представляется возможным.

А ведь цели-то простые и очевидные! Доступность спорта для детей: чтобы секции футбола были такими же массовыми, как секции соккера или тхэквондо. (Ладно, пусть не соккера. Пусть хоккея.) Доступность подготовки и повышения квалификации для тренерского состава: чтобы тренеров по футболу готовили не только в подмосковной Малаховке, но по всей стране. Доступность экипировки для спортсменов всех возрастных групп: чтобы зашёл — хочешь, в «Спортмастер», хочешь, в специализированный магазин — и купил себе экипа на собственный вкус и кошелёк. Доступность тренировочных баз и полей для проведения соревнований.

Всё это может появиться в один момент. В момент, когда футбол станет олимпийским спортом.

Но станет ли?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.