Представьте себе такую картину будущего: через два года Расселл Уилсон выходит в стартовом составе за «Кливленд Браунс». Рид-опшн, Уилсон оставляет мяч у себя и не передает его Дюку Джонсону, уворачивается от несущегося на него лайнбекера и бросает мяч в зачетную зону прямо в руки Тэрреллу Прайору, который со скоростью метеорита взлетел на самый высокий уровень и стал основным принимающим в «Браунс». Уилсон бежит к боковой линии, дает пять Джонни Мэнзелу, запасному пасующему команды, и его тут же заключает в объятия главный тренер Джим Харбо.
Да ладно вам, можно и помечтать.
Судя по всему, Уилсон и «Сихокс» решили сыграть в гляделки, но пока никто еще не моргнул, в смысле не пошел на уступки в переговорах по новому контракту. Частенько в воздухе начинает витать идея, что Уилсон и вовсе может покинуть «Сиэтл». Дуэль между клубом и его квотербеком потенциально может затянуться и продолжаться и во время сезона и даже в следующее межсезонье. Ведь «Сихокс» недвусмысленно дают понять, что они могут и расстаться с двукратным участником Супербоула в том случае, если Уилсон не согласится на их условия.
Я лично не верю, что дело дойдет до крайних мер, но давайте же разбавим краски скучной поры межсезонья и представим, что было бы, перейди Уилсон в другую команду. Продолжился ли бы тогда его подъем к статусу суперзвезды или же он спекся бы без поддержки одной из лучших защит в футболе и неудержимого Маршона Линча?
Чтобы найти ответ на вопрос, нужно учитывать несколько факторов.
Уилсон: винтик внутри системы или сам себе режиссер?
Если думаете, что Уилсон – всего лишь продукт среды, то вынужден заметить, что вы смотрели мало матчей с его участием. Возможно, вы просто оказались под влиянием не совсем объективных товарищей. Ведь даже мой приятель Пит Приско, которого многие фанаты «Сихокс» считают самым злобным ненавистником Уилсона среди всех более или менее известных журналистов, признает, что Уилсон является одним из 10 или 12 лучших пасующих в лиге. А топ-10, между прочим, — это компания, в которую входят Роджерс, Брэди, Мэннинг, Бриз, Ротлисбергер, Райан, Риверс, Ромо и Лак. Быть в такой компашке даже десятым явно не зазорно.
Но забудьте про нумерацию. Суть в том, что Уилсону явно тесно в звании второстепенного персонажа и глупо сравнивать его с тем же Трентом Дилфером. Уилсон атлетичен, он точно пасует как из конверта, так и из-за его пределов. Бросает мягко и точно, потери совершает редко, а уж в бросках на дальние дистанции ему может и не быть равных в лиге. К тому же он и сам эффективно и порой эффектно умеет выносить.
Даже с учетом серьезного перекоса нападения «Сиэтла» в сторону выноса Уилсон по результатам за первые три сезона:
- набрал 72 пасовых тачдауна и занимает по этому показателю седьмое место в истории
- набирает в среднем за попытку 7.95 ярда — четвертый результат в истории
- его процент точных передач составляет 63,25% — шестой результат в истории
Уилсон также уже успел совершить 10 камбэков в четвертой четверти и 15 раз приводил команду к успеху победным драйвом – а эти показатели являются лучшими в истории для квотербека после трех сезонов в лиге. Он также два года подряд отдавал победный пас в матчах за звание чемпиона НФК.
Можете сами развлечься и попытаться определить место Уилсона среди лучших квотербеков НФЛ, но факт остается фактом: этот парень способен самостоятельно решать исход матчей. Не думаю, что, перейдя в другую команду с другой системой, он потерял бы это качество.
Система против философии
Не стоит путать эти два термина. «Система» означает набор схем, формаций и комбинаций одной отдельно взятой команды. «Философия» относится, скорее, к определению приоритетов команды, ее целей и задач. Важно учитывать оба этих аспекта при прогнозировании успеха какого-либо игрока при переходе в новый клуб.
Пит Кэрролл и «Сихокс» очень строго придерживаются выбранной ими линии и их философия проста – «мяч важнее всего». Первоочередное требование Кэрролла к игре команды – минимизировать число потерь в нападении. Эту программу вбивали в голову Уилсону с его первого дня в клубе. В сезоне-2014 Уилсон по проценту потерь (число перехватов на попытку паса) был четвертым в лиге после Аарона Роджерса (без комментариев, он вообще инопланетянин), Карсона Палмера (сыграл всего в 6 играх) и Алекса Смита (никогда не бросает мяч дальше, чем на 10 ярдов).
Другими словами, Уилсон прекрасно справился с той задачей, которую перед ним поставил главный тренер и вице-президент клуба. Порой приверженность этой философии идет ему больше во вред – он избегает рисков и не выполняет пас, если видит опасность, что зачастую приводит к сэку. В рейтинге допущенных сэков Уилсон располагается чуть ли не на самом дне таблицы.
Смог бы Уилсон перестоится под началом другого тренера и чаще рисковать? Стала бы его статистика при этом лучше? Чаще ли бы его пасы перехватывала защита соперника? Реже ли бы его валили на землю? Я отвечаю положительно на все эти вопросы. Но тогда и сам Расселл рассматривался всеми как совершенно иной, нежели сейчас, игрок.
Еще одним краеугольным камнем философии Кэрролла является ставка на вынос и акцент на сохранении этого баланса в нападении. «Сихокс» за последние три сезона выносили мяч чаще, чем любая другая команда. Следовательно, ни один стартовый квотербек не отдает так мало передач по воздуху, как Уилсон. Неужели это означает, что Уилсон чмо и лох? Нет, просто философия Кэрролла зиждется на контроле мяча и времени и агрессивной игре.
Бывали ведь и случаи, когда «Сихокс» уступали в счете в концовках игр, и тогда им приходилось отказаться от своего брутального стиля и надеяться на Уилсона. Последний, в свою очередь, в такие моменты демонстрировал свой истинный уровень и 15 победных драйвов тому подтверждение.
Перейди Уилсон в другую команду, его умения, возможно, стали бы использовать в более традиционной манере и тогда он и сам бы выглядел иначе. Его новая команда могла бы потребовать от него выполнять совсем другие типы бросков. Его новая команда чаще бы использовала его таланты именно в конверте, и вместо бутлегов он чаще бы играл плэй-экшн и бросал бы быстрее. Сложно сказать, насколько успешен был бы Уилсон в такой системе, но можно вспомнить его собственные слова перед драфтом: «Я играл West Coast-нападение в университете штата Северная Каролина, а затем перешел в прекрасную команду в Висконсинский университет, где мне пришлось влиться в новую систему и играть в вертикальном нападении, где много плэй-экшна».
За считанные недели он выучил новую систему и провел самый эффективный сезон в истории университетского футбола.
Видимо, менеджмент «Сихокс» сначала посмотрели на цифры, которые Уилсон демонстрировал будучи частью West Coast-нападения, потом сравнили их с показателями, которые он продемонстрировал внутри вертикальной и прославляющей выносную игру системы нападения Висконсинского университета и решили, что этот парень им определенно подходит.
Уилсон идеально вписывается в структуру игры «Сиэтла». Он умеет бросать на бегу – это «Сиэтлу» и нужно. Он аккуратен и точен в дальних пасах – «Сихокс» любят играть активно в даунфилде. Он дисциплинирован – команда ставит своей задачей терять мяч как можно реже.
Но не только Уилсон приноравливался к «Сиэтлу», но и сами «Сихокс» не постеснялись использовать сильные черты своего стартового пасующего. До прихода Уилсона Кэрролл особенно не жаловал вниманием популярный в университетах рид-опшн. Но именно Уилсон и его умение проворачивать этот трюк без угрозы своему здоровью и без потерь позволили «Сихокс» добавить еще один вариант к арсеналу нападения команды.
Его умения сыграли немаловажную роль в том, что «Сиэтл» в прошлом году был лидером НФЛ на выносе. Не зря ведь Том Кейбл недавно сказал: «Маршон нуждается в Рассе точно так же, как и Расс нуждается в Маршоне. Вдвоем они – идеальное сочетание. Один без другого никуда. Ни один из них не находится в тени другого. И, если честно, мне кажется, что поодиночке они не были бы столь успешны, как вдвоем».
Все говорят, мол, Уилсону повезло, что у команды столь сильный вынос. И я не отрицаю, что Маршон Линч чудовищно хорош и что он лучше других продирается сквозь тэклы соперника. Но выносная игра «Сихокс» не была бы столь хороша без Уилсона, ведь он сам по себе представляет угрозу при рид-опшн, а это значит, что он отвлекает на себя внимание и уводит за собой из бокса одного, а то и двух защитников. В ситуациях, когда Уилсон не передавал мяч Линчу и выносил сам, он набирал в среднем почти 8 ярдов за попытку выноса и в сумме набегал на 296 ярдов и шесть тачдаунов. Еще 550 ярдов он набрал в комбинациях, которые были написаны специально под вынос квотербека и на скрэмблах, которые ему удается проворачивать не хуже великого Фрэна Таркентона.
Стала бы новая команда Уилсона затачивать свой вынос под рид-опшн? Позволила бы она Расселлу скрэмблить и брать инициативу на себя? От ответов на эти вопросы зависел бы успех Уилсона в новой команде.
Вывод
В лиге не так много игроков настолько одаренных, что их можно было бы вписать в любую схему игры, и они светили бы одинаково ярко в любых условиях. Если вам повезло заполучить такого игрока, то советую фанатам и тренерам клуба запасаться шампанским, ибо поздравляю, вы выиграли в лотерею.
Есть, конечно, несколько уникумов, но практически каждый квотербек рано или поздно воспринимается как игрок определенной системы – координаторы клуба осознают сильные стороны и слабости пасующего и пляшут уже от этого. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что не стоит заставлять своего квотербека делать то, чего он не умеет или в чем он не слишком силен. Здравый смысл никто не отменял.
Я не пытаюсь убедить кого-то в том, что Расселл Уилсон – уникум. У него есть свои болевые точки, но у любого квотербека в лиге они есть. Он не совсем уверенно работает в конверте. Его видение поля несколько ограничено его ростом. Он редко бросает мяч коротко по центру. На третьем дауне, особенно в 2014 году, он ненадежен. Ему еще есть что развивать. Он периодически выдает откровенно плохие игры. Несколько раз за игру упускает некоторые моменты из виду.
Думаю, Уилсон лучше всего подошел бы для нападения, которое представляет из себя нечто среднее между тем, что играл Висконсин при Уилсоне, и тем, что играет «Сиэтл» сейчас. В обоих случаях команды играли физически активно, чаще задействовали вынос, использовали плэй-экшн и вертикальную схему пасов. Это рай для Уилсона. Может ли он играть в West Coast-нападении? Скорее всего, да. Опыт в этом у него имеется. Эффективность его, конечно, при этом упадет и он будет допускать больше потерь. Будет меньше импровизировать. Меньше бутлегов. Все будет иначе.
Координатор нападения, который не может применить на деле сильные стороны своего пасующего, в этой лиге вряд ли задержится надолго. Поэтому и предположения касательно того, кем мог бы стать Расселл Уилсон, неразрывно связаны с тем, кем он уже стал в «Сихокс».
Пора уже прекратить разговоры о том, что Уилсон хорош только за счет хорошей выносной игры команды. Нападение «Сиэтла» было пятым по эффективности в лиге в прошлом году. Таких высот исключительно за счет бездумной беготни оно явно не смогло бы достичь. Но ей управляет Уилсон, и именно за счет его усилий успешными оказываются не только пасы ресиверам, но и выносы.
Аналогично тому, как складываются отношения в симбиозе Уилсон – Линч, сосуществуют и нападение с защитой «Сихокс» в целом. Именно нападение «Сиэтла» помогает защите доминировать в НФЛ. Нападение каждый драйв играет вдумчиво и не спеша (больше трех минут на драйв в среднем), подолгу владеет мячом (третье место в лиге, нападение находится на поле в среднем больше 32 минут) и очень эффективно набирает очки (9-е место по соотношению набранных очков к драйву). Все это они умудряются реализовывать, несмотря на то, что Уилсона чаще всех в лиге прессингуют защитники соперника (34% от всех владений). «Сихокс» набирают линейных не за умения прикрывать принимающего, но даже с учетом этого Уилсон был под прессингом вторым самым эффективным пасующим в лиге.
Если вас все эти доводы все равно не убедили, то взгляните на еще один момент. В 2014 году Уилсон был третьим лучшим квотербеком по рейтингу в ситуациях, когда его не прессинговала защита (лучше только Роджерс и Ромо). Другими словами, если Уилсону выпадал шанс бросить пас без того, чтобы его вот-вот бежал ломать пополам защитник соперника, то Расселл был чрезвычайно хорош и использовал этот шанс на все сто.
Вряд ли Уилсон в обозримом будущем примерит форму другой команды. Вероятность того, что нам доведется лицезреть такое зрелище, крайне мала. Случись это, и нам долго пришлось бы привыкать к разительным переменам. Но, без сомнения, Уилсон был бы звездой в любой команде.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.Источник: SBNation