Для большинства болельщиков спецкоманды – нечто вроде подушек безопасности или холестерола. Никто не обращает на них внимания, пока не случились проблемы.
Спецкоманды попали на первые полосы нью-йоркских газет в декабре 2010-го благодаря поведению на бровке Сэла Алоизи и возврату панта в исполнении Дешона Джексона на последних секундах игры с «Джайентс». Однако несмотря на звучное название, спецкоманды обычно не славятся сенсациями и скандалами, поэтому не так интересны фанатам.
Многие, напротив, видят в этом возможность сгонять к холодильнику или отлить в уборной. Подавляющее меньшинство осознает, что игра спецкоманд – кикоф, панты, филд-голы и реализации – занимает в среднем двадцать процентов времени в НФЛ. Обычно команда проводит в спецкомандах столько же времени матча, сколько в обычных розыгрышах.
Не так уж много тренеров уделяют достаточно времени и внимания спецкомандам. Вы можете отличить тех, кто этим занимается серьезно – они работают с ними посреди тренировки, когда в происходящее вовлечены все. Менее успешные клубы имеют обычай проводить занятия для спецкоманд до или после тренировки, не привлекая к ним игроков основы из нападения и защиты.
Отчасти это потому, что многие игроки спецкоманд не являются специалистами в тех сферах, где их используют. Тренеры вроде Билла Беличика всегда любят держать небольшое ядро в спецкомандах. С появлением потолка зарплат команды не могут себе позволить роскошь из футболистов, которые в основном, в первую очередь, считаются игроками спецкоманд. Помимо пантера, кикера и, возможно, лонгснэппера, остальные члены состава из 53 человек представляют собой игроков нападения или защиты.

Фото AP
Обычно тренер спецкоманд вооружен группой новичков и молодых игроков, не выступавших в спецкомандах в колледже. Парней, которым говорят, что если они хотят пробиться в состав, они должны играть в спецкомандах. Тренер начинает чесать репу, учить ребят всему, что можно успеть за предсезонку, и в это же время они тренируются на своих родных позициях. В итоге к сезону они поступают неподготовленными во всем. Они не держат линию, нападают на пантера и делают простейшие ошибки при захватах. Именно поэтому в первые три недели сезона мы так часто видим немалое количество пантов и кикоф, которые возвращают в тачдауны.
Тренер спецкоманд продолжает работать с молодежью и к октябрю появляются первые признаки прогресса. Однако к ноябрю игроки стартового состава начинают получать травму, и молодых бросают в бой – они получают больше снэпов в атаке или обороне. Они либо полностью забывают о своих навыках в спецкомандах, либо не так часто отрабатывают их в течение недели. С этого самого времени львиная часть их времени посвящена основной позиции на поле.
Отличным примером является Джейсон Пьер-Пол в 2010 году. Новичок «Джайентс» только учился тому, как играть в спецокмандах, как вдруг травмировался Матиас Киванука. Пьер-Пол вынужден был сфокусироватьсяна той позиции, на которой «Гиганты» выбрали его в первом раунде драфта. Вместо того, чтобы слушать наставления тренера спецкоманд о том, как нужно блокировать, он играл в защите. Он покидал поле, когда оборона «Джайентс» заставляла соперника выбить пант, а затем возвращался и набрасывался на пантера.
В итоге «Джайентс» получили истощенного игрока, утомленного ментально и периодически ошибавшегося. В конце концов, команда поместила Кивануку в резерв для травмированных, Пьер-Пол сосредоточился на обороне, а его место в спецкомандах занял другой. Такие случаи происходят сплошь и рядом. Заменяющие обычно выбираются из практис-скуад или из числа свободных агентов, с улицы. И тренер спецкоманд вынужден начинать все сначала.

(11-23-14) Jason Pierre-Paul during the NY Giants and Dallas Cowboys game. Photo by Joseph E. Amaturo
Не помогает и тот факт, что даже при 45 игроках в составе есть дефицит на крупных и быстрых футболистов с такими навыками, которые делали бы их оплотом спецкоманд. Вымирание такой позиции, как традиционный фуллбэк, стоило спецкомандам характерного игрока, как и эволюция блокирующего тайтэнда. Сейчас спецкоманды загружены в основном лайнбекерами и сэйфити, но также и принимающими с раннинбеками, которые не научены захватам. Таких игроков в избытке, особенно у команд, играющих по схеме 3-4.
В то же время команда, исповедующая 4-3, рассчитывает в игре на пятерку лайнбекеров, вместо восьми. Если вы посмотрите на команду, играющую 4-3 в обороне, которая исполняет спред в нападение в основном с персоналом 11 и имеет в наличие тайт-энда как вертикальную угрозу, вы можете предположить, что в спецкомандах у нее могут быть определенного рода сложности.
—
На этом частичный перевод книги Пита Кирвана «Take Your Eye Off the Ball» закончен. Для более внимательного и полного ознакомления с книгой, схемами и даже видео (прилагается CD) советую купить ее и прочесть на оригинальном языке. Заодно проверите качество перевода :).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.Источник: Take Your Eye Off the Ball: How to Watch Football by Knowing Where to Look