В 1994 году я работал в «Джетс» — мы готовились к драфту, первому для Пита Кэрролла на посту главного тренера команды. Пит свято верил в принципы персонального прикрытия, поэтому львиную часть подготовки мы просматривали корнербеков, которые могли играть лицом к лицу с принимающим, сбивать его с маршрута и вообще убирать с поля зрения по всему периметру поля.

Прессингующие корнербеки должны уметь реагировать на изменение движения ресивера и обладать достаточной скоростью, чтобы развернуться и не отстать от самой быстрой дальней угрозой в игре. Наша работа заключалась в том, чтобы найти именно такого человека.

Мы взяли 12-м пиком на драфте Аарона Гленна. Он идеально подходил под схему, которую хотел играть Пит, и тот отблагодарил солидной 15-летней карьерой.

28308d41d11bd8e5fa9df3ef6f4f4cac

Фото thejetsblog.com

 

Прошло пять лет. К 1999 году ушел и Пит, и его преемник Рич Котит. В «Джетс» третий сезон работал Билл Парселс и координатор защиты Билл Беличик. Гленн был заслуженным ветераном, дважды подряд выбиравшимся в Пробоул, но уже не считался идеальным корнербеком для «Реактивщиков». Беличику нравился Аарон как человек и он ценил его навыки, но искал другого. Беличик предпочитал скорее типичного корнербека из схемы Cover 2, другими словами – более крупного и сильного. И он готов был пожертвовать скоростью ради того, кто был бы способен оказать помощь против выноса. Таким образом, Гленн, основополагающий игрок в одной схеме, не подходил под видение другого специалиста.

Ситуация с Гленном иллюстрирует классический философский дуализм ди-бека: персональное прикрытие против зонного. Как и в случае с фундаментальной разницей между фронтом 3-4 и 4-3, принципы, которыми руководствуется тренер, определяют тех четверых беков, которые нужны его обороне.

Рассмотрим различие в работе корнербеков в двух схемах. Во время снэпа корнербек поворачивается спиной к квотербеку и бежит за принимающим. Защита выноса – дело второе, самое главное – закрыть своего игрока. В зонном прикрытии – особенно в Cover 2, моду на которую установила «Тампа-Бэй» – корнербеки всегда стоят лицом к квотербеку, так что они самым непосредственным образом помогают против выноса. Персональный корнер разворачивается и бежит, тогда как зонный – работает ногами на месте, чтобы среагировать, если нападение сыграет вынос.

В случае с персональным прикрытием, корнербек держит своего игрока, где бы тот ни находился. Это особый навык, особенно с учетом того, что сейчас правилами дозволен минимальный контакт с ресивером. Быть плотно закрывающим корнебеком сложно, настоящие мастера этого дела очень редки и очень дороги.

Лестер Хэйес и Майкл Хейнс играли во времена, когда корнербеки не убирали руки с принимающих, где бы те ни были. Сегодня жизнь на острове для парня вроде Намди Асомуа радикально отличается. После сезона-2008 «Рейдерс» сделали Асомуа самым высокооплачиваемым ди-беком в истории. Его талант и репутация базировались на том, что квотербеки соперника скорее готовы были зацепиться взглядом за «Черную дыру» (фанатский сектор «Окленда» — Прим.пер.), чем посмотреть в направление Асомуа. За два сезона после подписания рекордного контракта на счету Асомуа числился один перехват и 10 защищенных пасов – все это ценой в 15 миллионов долларов в год.

asomugha1

Фото edthesportsfan.com

 

На контрасте, корнербеки, играющие зону, передают своих принимающих – либо внутрь к лайнбекеру, либо в глубину к сейфти. И это то, что смущает многих фанатов. Вы должны понимать, по каким принципам играет ваша команда, прежде чем обвинять кого-то конкретно в том, что прошел дальний пас.

Скажем, ваша команда играет зону Cover 2, что подразумевает двух сейфти, располагающихся глубоко и ответственных каждый за свою половину поля. Корнербек встает лицом к линии скримиджа и работает ногами на месте, держа ресивера вертикально, пока во флэте (зона в двух-четырех ярдах от линии скримиджа – Прим.пер.) не объявится вторая угроза. Тогда корнер оставляет первого ресивера, надеясь, что его подхватит сейфти, и закрывает флэт. Если квотербек находит пасом ресивера на кромке поля, многие болельщики думают, что опростоволосился корнербек. В действительности же он пропустил принимающего на сейфти, который не сумел достаточно быстро сократить расстояние, чтобы защитить пас.

Некоторые тренеры предпочитают персональную схему, потому что так проще видеть, какие именно игроки делают ошибки. В персональном прикрытии ты знаешь, кто кого уделал.

Для болельщика на трибунах или дома достаточно просто разгадать, какой тип прикрытия будет обеспечивать корнербек, еще до снэпа. Просто посмотрите, куда направлены бедра корнербека: если его задница обращена по направлению к бровке, он играет зону.

Зонные корнербеки располагаются с внешней стороны от ресивера, образуя для него внутри воронку, где его может подхватить сейфти или лайнбекер. Персональные корнербеки выстраиваются с внутренней стороны от ресивера и стараются выдавить его наружу. Они используют бровку как второго защитника и стараются заманить квотербека на дальний фейд (вертикальный пас ближе к зачетной зоне – Прим.пер.) или другой пас с высокой сложностью приема. Главный недостаток персонального прикрытия в том, что если ресивер откроется-таки внутри, подстраховать будет некому.

Разумеется, если болельщики могут легко прочитать тип прикрытия, еще проще об этом будет догадаться квотербекам и принимающим. Ресиверов сегодня учат читать прикрытие еще на уровне школы, и их маршруты специально заточены под то, чтобы преодолевать как персоналку, так и зону.

Против зонного прикрытия принимающие ищут дыры в прикрытии. Когда играешь против персональщика, твоя задача – суметь оторваться. Зачастую у ресиверов есть в загашнике опшн-маршруты: если корнер садится во флэт, они бегут слент (маршрут, когда ресивер моментально отрывается и принимает мяч под углом 45 градусов – Прим.пер.), если корнер задерживается, они бегут 9-ярдовый маршрут с остановкой.

c4S_kiffin120912_251205a_8col

Фото tampabay.com

 

Сегодня многие команды НФЛ используют комбинацию типов прикрытия. Даже Монте Киффин, культовый координатор защиты в «Тампа-Бэй» играл персоналку со своими корнербеками чаще, чем думают многие болельщики. Конечно, он играл это в основном на выносных розыгрышах, когда вероятность паса была низка. Но с этой защитой принимающим и квотербеку соперника было о чем задуматься.

Продолжение следует…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.