В отличие от 3-4, схема 4-3 не так богата загадками. До той поры, пока защита не играет «огненный блиц» (пять рашеров, три глубоко играющих бека, три игрока в прикрытии и один – в прикрытии стороны, противоположной блицу – Прим.пер.), нападение в курсе, кого ждать. Четырех лайнменов, собирающихся сделать больно. Когда они в состоянии врываться в бекфилд – против пятерых линейных нападения, то получают огромное преимущество, так как максимум пятерых принимающих контролируют в таком случае семеро игроков.

Знаете, что ищут команды, когда строят защиту 4-3? Достаточно заглянуть в 2009 год и взять «Миннесоту». Кевин Уильямс (195 см, 141 кг) и Пэт Уильямс (190 см, 143 кг) в роли тэклов, Джаред Аллен (198 см, 122 кг) и Рэй Эдвардс (195 см, 121 кг) в качестве эндов. Эти четыре парня с их габаритами и скоростью наводили хаос в нападении соперника.

В отличие от ноуз-тэкла в 3-4, в бекфилд в 4-3 пытаются прорваться два тэкла. Один становится напротив гарда, второй – напротив центра. Они используют как можно более быстрый первый шаг, чтобы обыграть блокирующих их оппонентов. Никто не делал это лучше, чем Уоррен Сапп в лучшие годы, хотя Крис Хован также преуспел на месте Саппа во фронте защиты «Тампа-Бэй».

Случаи с некрупными лайнменами в схеме 4-3 не столь критичны, как при 3-4. Когда «Джетс» выбрали на драфте Деуэйна Робертсона (185 см, 139 кг) четвертым пиком в 2003 году, они играли защиту 4-3 под руководством Херма Эдвардса. С приходом Эрика Манджини команда перестроилась на 3-4, Робертсон не смог найти себе места. Для ноуз-тэкла он был слишком низок, чтобы видеть, что происходит за плечами соперника. Когда игрок с мячом проходил через А-коридор, он не мог его прихватить из-за отсутствия необходимого размаха рук. Плюс он не собирал на себе двух лайнменов нападения, что необходимо для ноуз-тэкла. В конце концов, Робертсон был обменян в «Денвер», где влился в схему 4-3, которую наигрывали «Бронкос»… До тех пор, пока те не перешли на 3-4 после сезона-2008. Впоследствии Робертсон был отчислен.

Denver+Broncos+v+Oakland+Raiders+_1JJy_hFQp1l

Getty Images

 

Энды в 4-3, разумеется, — пас-рашеры и занимают места напротив внешнего плеча тэклов. Они должны быть чуть легче и соответственно быстрее своих коллег по амплуа в схеме 3-4, так как им надо обеспечивать прессинг с помощью скорости и мощи. Будь то Джаред Аллен, Марио Уильямс (198 см, 133 кг), Дуайт Фрини (185 см, 121 кг) или Джулиус Пепперс (200 см, 128 кг), все эти энды – большое подспорье для защиты команд. Они набирают отличную статистику, но и стоят немало денег, поэтому некоторые генменеджеры порой приходят к выводу, что менее затратно будет построить состав из игроков схемы 3-4.

Корпус лайнбекеров в схеме 4-3 представляет собой три разных амплуа: Майк (центральный лайнбекер), Уилл (игрок слабой стороны) и Сэм (игрок сильной стороны). Рассматривая позицию Майка, интересно подметить ряд отличий между двумя схемами. В 4-3 вы видите менее высокого, более быстрого лайнбекера позади пары более худых и быстрых тэклов. В 3-4 у вас большой, тучный ноуз-тэкл перед парой крупных внутренних лайнбекеров.

4-3

Майк в схеме 4-3 должен быть более маленьким и быстрым, так как ему приходится действовать в прикрытии чаще, особенно в так называемом втором прикрытии (кавер-2). Играя 4-3, Майк имеет перед собой двух тэклов, которые занимаются двумя или тремя блокирующими, и у него самого есть возможность добежать до мяча. Зак Томас (180 см, 109 кг), выступавший за «Долфинс» – отличный пример.

Лайнбекер Уилл также более низок и быстр, он может передвигаться от бровки до бровки во время розыгрышей. Команда может прятать его за спиной одного из ди-тэклов и рассчитывать на то, что соперник не станет ставить блокирующего против него, так что готова иметь на этой позиции не самого рослого футболиста. Кой Уайр играл сейфти в «Баффало». Перейдя в «Атланту», он стал играть лайнбекера Уилла. В схеме 3-4 нет места 102-килограммовой тэкл-машине . Этот тип игроков подходит только для схемы 4-3.

Coy-Wire-Cowboys

http://www.coywire.com/

 

Лайнбекер Сэм – нечто вроде гибрида. Занимая места напротив сильной стороны, он обычно самый высокий и сильный лайнбекер, так что он может действовать и в роли внешнего лайнбекера в 3-4. Ему хватает мощи, чтобы опекать тайт-энда (или даже правого тэкла), когда нападение играет через его зону, но ему надо быть также достаточно проворным, чтобы опекать тайт-энда, когда сейфти опускается в бокс, чтобы помочь фронту. Вспомните Джуниора Сейау во времена его 12 Пробоулов в «Сан-Диего» и вы получите идеального Сэма. Брайан Кушинг из «Хьюстона» (190 см, 117 кг) – еще один неплохой пример.

КАКАЯ СХЕМА ЛУЧШЕ?

Сколь долго команды будут играть, отталкиваясь от имеющегося у них персонала, нет смысла ставить одну схему выше другой.

Возьмем рейтинг защит 2008 года. Обороны «Стилерс» и «Рэйвенс» – обе 3-4 – лидировали в НФЛ. Следующие четыре команды – «Иглс», «Редскинс», «Джайентс» и «Вайкингс» – играли 4-3.

В 2009-м шесть из десяти лучших защит в целом, шесть из десяти лучших защит против выноса и шесть из десяти лучших по сэкам играли 3-4. В то же время, семь из топ-10 лидеров по индивидуальным сэкам действовали в рамках схемы 4-3. Оба участника Супербоула – «Нью-Орлеан» и «Индианаполис» – проповедовали схему 4-3. В 2010-м шесть из топ-10 оборон (в целом и против выноса) играли 3-4. И обе команды в Супербоуле – «Грин-Бэй» и «Питтсбург» – также действовали по схеме 3-4.

Pittsburgh Steelers vs Green Bay Packers in Super Bowl XLV

http://titletownsoundoff.com

 

Стоит отметить, что определенное преимущество команда получает, если она единственная играет по той или иной схеме в своем дивизионе. С 2008 по 2010 годы все четыре команды в Южном дивизионе Национальной конференции действовали в защите 4-3. Это означает, что все линейные нападения в том дивизионе отрабатывали на тренировках примерно одно и то же накануне дивизионных матчей. Одна из команд по идее могла получить преимущество, перейдя на схему 3-4, элементарно в силу того, что соперники не были бы готовы к этому. Это то, что сделали в «Грин-Бэй». Это была единственная команда в Северном дивизионе Национальной конференции, игравшая 3-4, что делала ее сложным соперником для «Вайкингс», «Беарс» и «Лайонс».

Линейные нападения не любят блокировать против защиты 3-4. Большинству нравится работать с 4-3 – даже если та очень хороша – потому что, на газоне четыре лайнмена. Легче понять, кого именно нужно блокировать. Против 3-4 линейным надо разобраться, откуда придет четвертый (или пятый, или шестой) защитник. Элемент неожиданности всегда играет в пользу обороны.

В общем, нет оснований полагать, что сегодня та или иная схема более эффективна. Речь не о схеме, а об игроках, которыми богат ваш состав. Спросите об этом у Майка Томлина.

Пэт Кирван — о схеме 3-4

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.