В далеком 1977 году самым желанным подарком к Рождеству у американских детей была, без сомнения, игровая приставка ATARI Video Computer System. Всего за небольшую по нынешним меркам сумму в 199 долларов (однако с учетом инфляции сегодня это составило бы уже чуть меньше 800 долларов) можно было получить современную консоль со сменными игровыми картриджами. Приставка настолько быстро обрела популярность, что в первый же полный год продаж обогнала своего главного конкурента Fairchild VES (известную также как Channel F). В комплекте поставки шла игра Combat, но за дополнительную плату можно было приобрести другие игры. Одной из таких стала Atari Football, вышедшая в продажу в 1978 году.

Крайне примитивная даже по меркам того времени, включавшая всего трех игроков с каждой стороны поля, напоминавших больше злобных орков, чем любимцев всей страны, игра стала по сути первой попыткой создать виртуальный симулятор футбола. Несмотря на отсутствие связи с правилами реального футбола и проблемы с графикой, игра стала отдушиной для болельщиков, получивших возможность играть в течение всей недели между заветными воскресеньями.

Фото: Sikids.com

Фото: Sikids.com

Потребовалось некоторое время, чтобы основные игроки осознали поистине гигантский объем потенциального рынка спортивных видеоигр, и уже с начала 1980-х одна за другой начали появляться игры. Визуальная составляющая постоянно улучшалась, правила становились все сложнее, количество игроков, одновременно появлявшихся на поле, увеличивалось, появились перехваты. Впрочем, забавных нюансов тоже хватало – например, игроки защиты могли выйти за пределы на одном конце поля и появиться за спиной квотербека на другой. И самое удивительное, что пользователям рекомендовалось это делать в официальном руководстве к игре! Самым большим прорывом стала игра Super Challenge Football, на долгие годы ставшая хитом продаж для консоли Atari 2600.

Фото: Insert-disk.com

Фото: Insert-disk.com

В 1982 году на прилавках магазинов появился компьютер Commodore 64, впоследствии вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый компьютер всех времен и народов. Разработчики довольно быстро оценили продвинутые возможности компьютера и в 1987 году известная компания Accolade представила вниманию публики игру 4th and Inches. Игра обладала по-настоящему незаурядным геймплеем. Впервые в истории виртуального футбола у игроков появилась возможность выбирать построения и комбинации, причем среди последних числились как выносные draw-комбинации, так и длинные бомбы на ресиверов. Команд было всего две – красные и синие. Красные были физически более крепкими и играли выносом, в то время как синие были быстрыми и предпочитали пас. Для победы игроку постоянно приходилось нивелировать недостатки одних и использовать слабые стороны других. О наличии лицензии на использование настоящих имен речи, разумеется, не шло. Догадайтесь, кто такой Джо Дакота?

Но ни одна другая игра не смогла так вобрать в себя все достижения прошедших десяти лет разработки компьютерных видеоигр футбола, как TV Sports Football от компании Cinemaware, вышедшая в 1988 году для платформ Atari, Amiga, Commodore 64 и DOS. Многие решения, впервые внедренные в этой игре, на долгие годы стали стандартом в индустрии. Так, на экране игроки могли лицезреть комментатора, который с некоторой долей юмора представлял актуальные новости. Анимация вообще стала основной «фишкой» игры. После тачдауна камера могла выхватить группу чирлидерш, радостно взмахивающих яркими помпонами. Графика для того времени выглядела передовой – лица игроков были крупными, прорисованными, полноцветными, а сама игра почти не тормозила. В плане игровых возможностей все тоже было на высоте – пользователь мог переворачивать розыгрыши, отправлять футболистов в движение, а процесс ловли мяча здорово отличался от привычного «бросил-забыл». Ну а самым невероятным выглядел тот факт, что в игре были представлены все 28 команд, причем каждая обладала собственными плейбуком. Режим «сезон» позволял 28 пользователям управлять командой на протяжении 16 игр регулярного сезона и плейофф. А для особых ценителей был придуман режим тренера. Это была поистине революция!

Однако несмотря на все свои достижения, игра не снискала огромной популярности, а через несколько лет сама студия вынуждена была сообщить о закрытии проекта.

Борьба между платформами раскалилась до предела. Игровая индустрия уже оправилась от последствий лопнувшего пузыря в середине 1980-х и снова стала приносить приличные доходы разработчикам. Это сегодня у любителей поиграть по сути выбор стоит между тремя платформами, а тогда этих вариантов было гораздо больше.

Первая игра франшизы Madden увидела свет в 1988 году для платформы Apple, а годом позже для MS-DOS, C64 и С128. У истоков проекта стоял Трип Хокинс, глава известной всем любителям видеоигр корпорации Electronic Arts. Еще в бытность студентом Гарварда Трип разработал программу, которая весьма точно предсказала исход будущего Супербоула 1974 года – 23-6 в пользу «Майами» (в реальности «Викинги» проиграли 24-7).

Хокинса называли младшим Стивом Джобсом, поэтому когда в 1984 году он ушел из Apple, чтобы основать свой проект EA, никто особо не удивился – любовь к футболу у Трипа была в крови и он готов был рискнуть благополучным будущим ради собственного проекта.

1 июня 1988 года на прилавках магазинов появилась игра John Madden Football. Да-да, в честь того самого Джона Мэддена, легендарного тренера «Окленд Рэйдерс», приведшего команду к победе в Супербоуле 1976 г. Впрочем, возможно, что легендарная серия игр была бы известна миллионам под совсем другим именем, если бы, как это часто бывает, не одно обстоятельство…

Кандидатом номер один на то, чтобы носить имя новой компьютерной игры, был Джо Монтана. Но в этот момент компания ATARI подписала долгосрочный контакт с Хладнокровным Джо и Трипу пришлось искать новое лицо. Поиск длился уже некоторое время, пока однажды в вагоне поезда Трип с партнером Джо Ибарра не встретил Джона Мэддена. Двухдневное путешествие принесло сторонам обоюдное удовлетворение – разработчики получили старинный плейбук Рэйдерс, а Джон Мэдден – собственную серию компьютерных игр.

Фото: 15minutenews.com

Фото: 15minutenews.com

Впрочем, позже Трип Хокинс все-таки заполучил Джо Монтану. В 1990 году для приставки Sega Mega Drive вышла игра Joe Montana Football (очевидно, что в те годы нейминг игр был весьма незамысловатым процессом), разработчиком которой выступила студия EA. Она отличалась аркадной простотой, легким управлением и «заточенностью» под пас (ну еще бы!). Просуществовав несколько лет, серия благополучно канула в лету.

Итак, что же представляла из себя самая первая из ставшей культовой серии? С самого первого дня работы разработчики трудились над максимальной реалистичностью игрового процесса. Поговаривают, что одним из обязательных условий сотрудничества Мэддена стало одновременное появление на поле всех 11 игроков с каждой стороны – в те времена это казалось серьезным достижением, учитывая, какие компьютерные ресурсы для этого требовались. В игре присутствовала смена погодных условий, учитывались травмы и физическая усталость игроков. Впрочем, были и недостатки. Из 28 команд тогдашней Лиги присутствовали лишь 16 да и те имели названия отличные от настоящих в связи с отсутствием у создателей лицензионных прав на название команд и игроков.

В 1991 года на платформе Nintendo Entertainment System вышло продолжение игры Tecmo Bowl, добавившее в название слово Super. Обладавшая почти полным ростером игроков и названий команд, игра настолько понравилась публике, что позиции франшизы John Madden Football серьезно пошатнулись, а перспективы развития стали туманными. Tecmo Super Bowl продолжает оставаться довольно популярной игрой и по сей день. В 1997 году игру включили в топ-100 игр всех времен, а поклонники и по сей каждый год выпускают обновления, которые включают актуальные составы. Интересно, что бы сказали 8-летний Аарон Роджерс и 9-летний Джаред Аллен, увидев на экране телевизора следующее изображение?

Фото: Tecmobowl.org

Фото: Tecmobowl.org

Осознавая опасность положения и не слишком теплый прием публикой последующих нескольких игр серии John Madden Football, в 1991 году Electronic Arts выпустила игру на платформе Sega Genesis, известную в нашей части мира, как Sega Mega Drive. Впервые было реализовано новое решение, которое стало стандартом для всех последующих игр – трехмерное игровое поле. Разработчики также внедрили повтор, а игроки получили возможность изменить решение судьи. Кроме того, игра запомнилась еще и тем, что каждый раз, когда игрок получал травму на поле, по полю мчалась, сбивая футболистов, карета скорой помощи. Кстати, по просьбам поклонников серии, EA несколько раз возвращала эту «фишку» в игру, в последний раз в 2001 году.

В 1993 году наконец-то случилось то, чего так все долго ждали. EA выкупила лицензионные права и все команды получили свои настоящие названия (впрочем, игрокам пришлось ждать целый год) в новой игре серии. Кроме того, игрок мог сыграть и за одну из 38 легендарных команд прошлого. Плейбуки заметно потяжелели, появились новые опции, в частности, возможность переворачивать построение, защиты научились блефовать. C точки зрения кинематики тоже произошли изменения – при пантах, кикоффах и потерях мяч картинка теперь разворачивалась на 180 градусов. Игра получилась настолько удачной, что Джон Мэдден собственной персоной занял место в комментаторской будке. Однако не обошлось и без забавной ошибки – разработчики перепутали ростеры двух нью-йоркских команд и, к удивлению фанатов, купивших копию игры примерно в канун рождественских праздников, игроки «Джетс» стали выступать в голубом.

Фото: Undergroundsportsreport.com

Фото: Undergroundsportsreport.com

В том же году еще один великий тренер удостоился чести заполучить игру, названную в его честь. Билл Уолш, создатель знаменитого West Coast Offense, стал лицом серии Bill Walsh College Football. Созданная на базе серии Madden, игра могла похвастаться 24 колледжами сезона 1992 года и 24 историческими командами. Игра стала одной из первых, посвященных университскому футболу в США, и быстра приобрела популярность.

Фото: Sportsunbiased.com

Фото: Sportsunbiased.com

Через год вышла новая игра серии, которая помимо лицензированных команд, запомнилась и тем, что обладала плейбуками и розыгрышами, характерными только для университетского футбола того времени. Построение wishbone, ставшее основой колледж-футбола в 1970-80-х, triple option и многое другое заставляли оппонентов изрядно потеть при работе в защите.

Однако данная игра стала последней в серии и на смену ей пришла серия NCAA Football, на долгие годы ставшая эталоном видеоигр об университетском футболе. Впрочем, и во взрослом видеофутболе тоже надвигались перемены.

В Madden NFL 95 (годом ранее игра избавилась от полного имени своего создателя в названии) хоть и появились лицензированные игроки (прошли долгие восемь лет!), но особой новизной в плане геймплея не отличалась — основной упор был сделан лишь на улучшенную анимацию и звуковые эффекты.

В 1995 году игровая индустрия увидела выход в свет двух игровых консолей нового поколения Sony Playstation и Sega Saturn. Детище Билла Гейтса Windows также расправляло крылья. Игровой мир готовился к новой войне и обойтись без жертв было нельзя…

Продолжение следует

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.