«День драфта»
http://www.youtube.com/watch?v=3E3N2wkoLtk
Режиссер: Иван Райтман
В главных ролях: Кевин Костнер, Дженнифер Гарнер, Денис Лири
Дата выпуска: 11 апреля 2014 года
Бюджет: $25 миллионов (сборы – $29.5 миллионов)
Алексей Туманов за фильм «День драфта»:
Когда меня спрашивают, нравится ли мне кинофильм «День драфта», я немного теряюсь. Это, безусловно, далеко не самая лучшая лента, которую мне довелось посмотреть, но вместе с тем это фильм, который лично у меня вызывает определённое уважение. Я вообще склонен уважать людей, которые по-настоящему хорошо умеют что-то делать. Американцы огромные молодцы во всём, что касается развлечений. Никто в мире не умеет так здорово делать шоу, как они. И конкретно «День драфта» хорошее тому доказательство.
Сделать более-менее интересное художественное кино из такой достаточно узкопрофильной вещи как драфт – это, безусловно, было вызовом для создателей фильма. И я нахожу, что они с этим вызовом справились, и что фильм стоит посмотреть уже хотя бы только ради того, чтобы увидеть как именно.
Итак, что конкретно вызывает уважение к этой ленте.
Во-первых, выбор темы. Не очередное семейное кино с Дуэйном «Роком» Джонсоном. Не ещё один фильм про то, как спорт помогает трудным подросткам выбраться из гетто. Не сотая по счёту комедия про добивающихся успеха неудачников и разгильдяев. Не поучительная драма на сложных щщах о ПРЕВОЗМОГАНИИ. Создатели фильма отбросили все эти проверенные годами и кассовыми сборами клише и сделали что-то относительно новое. А новое всегда делается путём проб и ошибок.
Во-вторых, выбор актёра на главную роль. Хорошее шоу определяет то, насколько качественно оно продаётся. Одним из самых проверенных способов в Голливуде продать публике что-то ненужное (давайте называть вещи своими именами) является привлечение большой звезды на главную роль. У «Джерри Магуайера» был Том Круз, у «Человека, который изменил всё» Брэд Питт. Ответственность за кассовые сборы «Дня драфта» доверили Кевину Костнеру, у которого последний успешный «сольный» проект был в далёком 2006 году. То есть тут создатели снова пошли не самой простой дорогой, пусть даже это и было обусловлено скорее финансовыми ограничениями. Можно спорить, справился Костнер или нет, но мне, как зрителю, в любом случае было приятно посмотреть на него в серьёзном кино, как в старые добрые 90-е. И, думаю, не мне одному.
В-третьих, собственно то, как они реализовали эту тему.
Сценаристы в Голливуде, они как «Битлз» – тонко чувствуют настроения в мире. Кто в «ДД» главный герой? «Кливленд». Город с великими спортивными традициями, город, у которого в своё время буквально украли футбольную организацию, город, который уже долго время является общепризнанным спортивным «неудачником». Неудачников любят, неудачникам симпатизируют. В какой момент времени снят фильм, где главный герой – «Кливленд»? Тогда, когда Леброн возвращается в «Кавальерс», и когда «Браунс» готовы взять на драфте звёздного эпатажного квотербека Джонни Мэнзела. То есть, в момент, когда происходит настоящий всплеск внимания аудитории на этом городе. Кто главный «злодей»? «Сиэтл»! Главный паверхаус настоящей НФЛ, команда с самым цепким менеджментом, самой злой защитой, самыми говорливыми игроками и с самой быстрорастущей популяцией «глоров». Нейтральные болельщики в массе своей не слишком любят «Сихокс». Они и оценят выбор «Поморников» как условных антагонистов хорошего менеджера Костнера, и им будет приятно увидеть, что в мире фильма «Сиэтл» выбирают под первым номером.
Как приковать внимание зрителя к фильму о математике, болтологии и подковерной толкотне локтями? Надо придумать интересную визуальную фишку, такую как параллельный монтаж, когда кадр разбивается вертикальной гранью на две части, которая отделяет двух персонажей друг от друга, но при этом не мешает им условно взаимодействовать друг с другом: задевать друг друга плечами, переходить из одной части кадра в другую. Этакий визуальный ребус, который просто вынуждает человеческий глаз сосредоточиться на нём и тем самым «возвращает» зрителя в фильм, если тот отвлёкся.
А ещё можно заставить героев весь фильм общаться друг с другом так, словно они травят зрителю анекдоты. Да, будет выглядеть наигранно, но человеческая психология такова, что когда нам рассказывают анекдот, или какую-то историю – мы чаще всего внимательно слушаем в ожидании развязки.
Все эти мелкие киношные хитрости в «Дне драфта» просматриваются очень отчётливо и они одновременно и забавны и эффективны. Ты начинаешь смотреть кино, ты их замечаешь, ты их оцениваешь и понимаешь, что фильм уже чем-то тебя подкупает.
Лента старается в равной степени позаботиться и о тебе, любитель футбола, и о твоей девушке, которую ты притащил с собой в кино. Тебе пытаются показать настоящую атмосферу внутренней кухни дня драфта, с настоящими игроками, журналистами, аналитиками и даже Роджером Гуделлом в кадре. Дают заглянуть за кулисы «war room», послушать телефонные переговоры менеджеров, ощутить всю психологическую тяжесть того выбора, который вынуждены делать менеджеры, когда у них рушатся все планы и когда на принятие решения остаются считанные мгновенья. В последней трети фильма динамика подана очень достойно. Она с легкостью подминает под себя сказочность сценария, и всё его мракобесие ты начинаешь осознавать в полной мере уже только после финальных титров. Что, в общем-то, тоже скорее плюс.
А чтобы девушка не свернула себе челюсть в зевоте, к героям фильма привязывают обязательные психологические маркеры и драму. Гадкий квотербек – гадкий. Хороший лайнбекер – хороший, с непростой судьбой. У главного героя в жизни происходит драма, а лучше три. Его жена – сильная яркая женщина. Владелец команды – тот ещё делец и прохиндей, но всё-таки свой парень. А в конце хэппи-энд. Тут уж создателям никуда от клише деться не удалось, но продать-то кино надо было!
Фильм напоминает факира, который ходит по раскалённым углям и жонглирует при этом топорами. Он старается угодить всем и привлечь к себе как можно большую аудиторию (при этом сохраняя достаточно серьёзный тон). Это похвально, но, в конечном счёте, это его и подводит. «Жизненные» моменты ленты очень наиграны, а основная «футбольная» канва сюжета слишком надумана. Но сделано кино, по большей части, грамотно. Его интересно смотреть. Оно хорошо справляется с передачей атмосферы как самого драфта НФЛ, так и предшествующих драфту событий. И в своей нише «День драфта» однозначно штучный продукт, что увеличивает его ценность. Просто надо помнить, что это абсолютно художественный фильм, шоу о шоу, и не ждать от него слишком уж много. Всё, что может раздражать в этом фильме поклонника футбола – всего лишь то самое необходимое зло, без которого этот фильм просто не мог бы появиться на свет в принципе.
Станислав Рынкевич против фильма «День драфта»:
«День драфта» не мог избежать сравнений с «Человеком, который изменил все» (Moneyball). Фильм с Брэдом Питтом был образцом околоспортивной драмы, основанной на реальных событиях. В ней было все: прекрасный невыдуманный сюжет, отличные диалоги, качественная актерская игра и динамичность.
Что от этого есть у фильма с Кевином Костнером в главной роли? Разве что последнее, и то на протяжении завершающих 30 минут.
Первое, что меня раздражает как футбольного болельщика – это абсолютная нереалистичность происходящего. По сюжету генеральный менеджер «Браунс» за считанные часы до драфта проводит сделку, которую в реальной жизни ему бы провести не дали. Просто уволили бы на середине телефонного разговора. Отдать право выбора в первом раунде драфта в ближайшие 3 сезона ради первого общего номера на текущем драфте – на такое даже не всякий 10-летний ребенок в футбольном менеджере решится.
Обсуждение этого решения с владельцем? Неа. Обсуждение этого решения с тренером? Что за глупости. Попытка хотя бы иметь ввиду ситуацию под потолком зарплат? Кому это нужно вообще. Что делает затем гражданин Санни? Он собирает своих скаутов и говорит им: «Ребята, накопайте мне про нашего потенциального первого номера что-нибудь эдакое». «Что-нибудь эдакое» должно было быть известно несколько месяцев назад, если речь идет о профессионалах. Можете перечитать текст про то, как собирается информация об игроках в реальной жизни.
Знаете, в прежних версиях Madden NFL можно было менять уровень искусственного интеллекта соперника? Так мне кажется, что именно это и произошло в сценарии фильма. У Санни не было никакой возможности выбраться из ситуации, которую он сам создал… кроме массового идиотизма его конкурентов. Генеральный менеджер «Сиэтла» заключает сделку, которая вызывает закономерный вопрос – из какой палаты для душевнобольных сбежал этот человек?
И вот это отсутствие реализма проявляется в любых мелочах. Даже когда проводить церемонию драфта на сцену выходит комиссионер Гуделл, зал ему аплодирует. Позвольте узнать, в какой параллельной вселенной это возможно? В лучшем случае, на что может рассчитывать этот господин – не слишком громкий свист от уже выдохшихся болельщиков.
Вы скажете, что я придираюсь как фанат НФЛ, и что фильм был ориентирован на массовую аудиторию? Хорошо, только почему-то и там нереалистичность происходящего перебивает любые другие ощущения. Фильм устроен таким образом, что мы переживаем последние часы перед драфтом и саму церемонию. За эти часы происходят два важных события: подруга Сонни Уивера объявляет ему, что она беременна, а мама решает развеять прах мужа на футбольном поле именно в этот день и ругает сына за то, что он думает о другом.
То есть, две этих женщины, которые всю жизнь прожили в семьях фанатов футбола вдруг решили за пару часов до главного события в жизни Сонни Уивера начать есть ему голову пусть важными, но посторонними вещами? И когда весь тренерский штаб, скауты выходят с мамой на поле, чтобы выполнить ее желание, когда до драфта остаются считанные минуты – это что такое?
Обе этих сюжетных линии никуда не ведут, у них нет логического конца. Женские персонажи поставлены как картонные декорации для того, чтобы фильм было не совсем тоскливо смотреть женской аудитории. И эта «картонность» замечается везде – между Костнером и Гарнер нет никакой актерской «химии», их отношениям не веришь. Я смотрел фильм с оригинальной звуковой дорожкой (то есть, на дубляж вину не свалить), поэтому ответственно утверждаю – актерская игра ниже среднего, при всем моем глубочайшем уважении к Костнеру.
Лучшее, что есть в фильме – это драйв во время церемонии драфта. Если включить какой-нибудь китайский язык и не понимать, что именно обсуждают персонажи, то можно получить удовольствие от темпа повествования, от ощущения общей движухи.
Но, в общем, «День драфта» стал большим разочарованием. Он попытался угодить сразу двум категориям людей – болельщикам НФЛ и тех, кто футболом не интересуется. Первых фильм решил покорить исключительно наличием эпизодических ролей реальных людей, наплевав на такую важную составляющую, как реализм. Вторым фильм предложил заурядную «мыльную оперу» об отношениях, в которой нет ни изюминки, ни страсти. Погнавшись за двумя зайцами, режиссер не поймал ни одного.
«День драфта» интересно смотреть так же, как объявление выбора в седьмом раунде настоящего драфта.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.