Симулятор Madden NFL можно смело рекомендовать любому, кто решил приобщиться к миру американского футбола. Процесс вовлечения пойдет гораздо быстрее: ты не только видишь изнутри механику игры, особенности каждой позиции и тактику, но и быстрее усваиваешь, как работает рынок свободных агентов, драфт и прочие технологии НФЛ.

Для меня в 2010 году таким проводником стал Madden NFL 08 – последний из числа тех, что были выпущены для PC. Дальше вся серия выходила только на приставках.

Все эти восемь лет я так или иначе возвращался к игре – посмотреть, как отыгрываются те или иные комбинации, просто поразвлечься или совершить погружение в сезон 2007 года. Ни один материал в интернете и ни один документальный фильм не дают такого всеобщего охвата лиги накануне почти идеального сезона «Пэтриотс».

Понятное дело, за столько лет я излазил игру вдоль и поперек, прошел десятки, если не сотни карьер. Как-то раз я доиграл до 2035 года. Но необязательно залезать так далеко, чтобы из сегодняшнего дня сделать вывод: разработчики EA Sports весьма наивно представляли себе будущее лиги. А их «настоящее» десятилетней давности может казаться нам диким сейчас. Вот мои наблюдения о связи симулятора и реальной жизни:

Добро пожаловать обратно в эпоху раннинбеков

В середине нулевых лига и близко не была настолько пасовой, как сейчас. Как минимум не уступали квотербекам ни в чем бегущие. В реальной жизни в 2005 году MVP сезона стал Шон Александр, а годом позже – Ладейниан Томлинсон. С тех пор лишь раз награда вручалась не квотербеку, да и то Адриан Питерсон в 2012-м только на флажке забрал этот титул у Пейтона Мэннинга.

Во время фэнтези-драфта в Madden 07 и 08 искусственный интеллект звездным раннинбекам уделяет даже больше внимания, чем квотербекам. Если хочешь выбрать Томлинсона, то ниже первого общего выбора сделать этого не удастся. Очень часто по итогам первого сезона в режиме «Франчайз» все пятеро кандидатов на MVP – бегущие. Если не играть матчи самостоятельно, а симулировать их, без сильного первого раннинбека побед добиться будет очень трудно.

Миром НФЛ начинают править династии

Это в настоящей НФЛ все ненадолго, а вот в режиме карьеры старых «Мэдденов» зачастую все сводится к спортивной антиутопии. Дело в том, что участники и особенно победители Супербоула получают резкий рост навыков. Если Супербоул выиграла просто хорошая команда, то на следующий год она автоматически становится невероятно сильной на всех позициях. И ей еще проще выиграть финал.

Через 10 лет игры в карьеру приз Ломбарди будут разыгрывать две-три команды, а одна из них будет способна забирать трофей пять-шесть лет подряд. И с наибольшей долей вероятности это будет та команда, которая выиграла Супербоул в первый год вашей игры. Через пять лет у нее в команде будут четыре квотербека с рейтингом выше 90 и постоянное доминирование на драфте из-за порочного круга: победа в Супербоуле дает высокий рейтинг всем игрокам – команда обменивает лишних элитных игроков за драфт-пики – команда выбирает высоко на драфте перспективных новичков – команда побеждает в следующем Супербоуле. Абсолютное неравенство при формальной системе равенства.

Брэди завершает карьеру в 35 лет

В этой симуляции Брэди уходит в 37 лет сразу после сезона 2013 года. Обычно уходит даже раньше.

Бывает, что чуть позже. И я говорю сейчас только об оригинальных сериях, без всяких фанатских патчей и поздних обновлений составов. Разработчики игры вообще куда скромней оценивали физические возможности организмов, слепо ориентируясь на статистику среднего завершения карьеры квотербека. Мне даже не удавалось воссоздать знаменитый ренессанс Бретта Фарва в «Миннесоте» в сезоне-2009, он тупо завершал карьеру до этого.

Вот и Брэди завершал карьеру обычно где-то в сезоне-2013. У Брэди в реальной жизни к этому моменту было еще только три чемпионских перстня. А самое смешное, что система настроена таким образом, что довольно быстро карьеру завершают успешные тренеры, у которых в резюме есть призы Ломбарди. Догадываетесь, о ком я? Да-да, сколько раз после одного-двух сезонов со времени старта карьеры в Madden 07 Билл Беличик заканчивал со словами: «Ну все, я исполнил все свои цели и задачи». Какие же вы наивные, EA Sports.

Майкл Вик крут, но не всесилен

Майкл Вик времен выступления за «Атланту» считается самым крутым и непобедимым игроком за всю серию «Мэдден», исключая разве что Бо Джексона из совсем уж доисторических времен. Фанаты американского футбола любят рассказывать байки о том, какое у них было в детстве правило – за «Фэлконс» не играть. Мол, нечестно.

В Madden 07 и 08 все зависит от уровня сложности, который вы выставляете (благо можно ставить не только общий, но и подкручивать отдельные параметры, например, сообразительность защиты соперника). Да, Вик самый быстрый квотербек, способный убегать от большей части преследователей, но насколько же он криворукий! По общему уровню навыков он входит в топ-10 и топ-12 разыгрывающих, но точность пасов равняется всего лишь 75, это один из худших показателей.

Проще говоря, когда надо будет отыгрываться и быстро проходить поле за счет передач, то Вик не лучший помощник. И даже несмотря на его очень сильный бросок, половина передач хэйл-мэри заканчивается тем, что мяч просто улетает в аут. Но на низких уровнях сложности Вик откровенная имба и машина по набору первых попыток.

Кстати, Madden 08 вышел за считанные дни до его ареста, так что здесь открывается реальная возможность пофантазировать, а что было бы, если бы. Ну или можно при выборе карьеры соблюсти все правила и самостоятельно сбросить Вика из команды.

Те, кого нельзя называть

Кстати, Билла Беличика не существует в обоих «Мэдденах», о которых идет речь в этом материале. Вместо них там некий NE Coach. Беличик известен тем, что не дает добро компьютерным симуляторам на использование своего образа. EA Sports не привыкать к подобному – в свое время они не могли договориться с баскетболистом Майклом Джорданом и футболистом Роналдо, вместо которого на поле просто выходил «номер девять».

В Madden 07 Беличик не единственный тренер, чье имя нельзя называть. Один из самых уважаемых специалистов в НФЛ Билл Парселлс известен как Cowboys Coach.

Бесперспективный Роджерс

Madden NFL совершенно не умеет предсказывать будущее отдельных игроков. Взять хотя бы Аарона Роджерса, одного из лучших квотербеков современности. Если вы возьмете его в Madden NFL 2007, когда он еще был дублером Бретта Фарва, то вы утомитесь развивать его до статуса элитного игрока. После двух лет нахождения в лиге Роджерс имеет рейтинг 76 и ни по одному параметру не считается перспективным.

Еще более бесперспективный Джон Харбо

В середине нулевых Харбо уже считался одним из лучших тренеров спецкоманд и в таком качестве вы можете запросто нанять его к себе в команду, при этом стоит он какие-то смешные деньги. Координаторы нападения и защиты через какое-то время готовы соглашаться только на должность главного тренера, а вот тренеры спецбригад так и остаются юродивыми. Харбо станет главным тренером только если вы сами этого захотите, в противном случае он так и будет всегда доступным и дешевым special teams coach.

Веселая забава – переезды команд

В режиме карьеры каждое межсезонье можно пытаться перевезти команду на новое место. Выбор городов (по крайней мере, в Madden 08) богатейший. Речь идет не только про (на тот момент пустующий) Лос-Анджелес или какой-нибудь Луивилл, но даже про заграницу: к вашим услугам Мехико или целых пять-шесть канадских миллионников. Не хотите команду в Пуэрто-Рико или на Гавайях? Это уже больше походит на извращение? Нет, сейчас я вам расскажу про извращение.

Анкоридж, штат Аляска. Полтора землекопа людей, минимальная заинтересованность в команде, ужасная погода и пустующие трибуны. Квотербек Пейтон Мэннинг защищает цвета команды Alaska Yeti.

Теоретически можно заставить все 32 команды НФЛ сменить местоположение, названия, эмблемы и цвета, превратив это в какую-то другую лигу. В вашей альтернативной Вселенной произошла ядерная война, и клубы могут располагаться лишь за пределами США или в крохотных городках посреди долбаного ничего. Подгружаете заглавной мелодией саундтрек старенького «Фоллаута», устанавливаете погоду «Ядерной зимы» и вперед – разыгрывать постъядерный чемпионат.

Ранний Палмер

«Мэддены» с шестого по восьмой напоминают нам, каким же крутым был Карсон Палмер в начале карьеры. Квотербек «Цинциннати» в этих выпусках последовательно имеет рейтинг 95, 96 и 96, оставаясь третьим по крутизне распасовщиком после Пейтона Мэннинга и Брэди. Тем, кто застал Палмера нестабильным и вечно травмированным, будет сюрпризом узнать, какие огромные надежды он когда-то подавал.

Другой Адриан Питерсон

Благодаря «Мэддену» я узнал, что в НФЛ уже был раннинбек Адриан Питерсон до драфта 2008 года. Представьте себе, парень сделал неплохую карьеру в «Чикаго», даже завоевал награду Уолтера Пэйтона, а потом в лигу пришел его практически полный тезка и стал лучшим бегущим современности. Он даже загуглить свои достижения нормально не может.

Феномен Пламмера

В списке лучших квотербеков Madden NFL 07 самое малознакомое имя – Джейк Пламмер. С рейтингом 90 он опережает Илая Мэннинга, Фарва, Макнейра, Уорнера и других узнаваемых разыгрывающих. Более того, в Madden NFL 08 его уже нет совсем. Кто это такой?

Наверное, его хорошо помнят только те, кто смотрел НФЛ в середине нулевых. Для людей, приобщившихся к американскому футболу позднее, Пламмер набрал слишком скромную статистику за карьеру: одно попадание в Пробоул, одна выигранная игра в плей-офф, соотношение тачдаунов к перехватам 161-161.

Пламмер был «стрелком», то есть пасовым квотербеком, играющим очень рискованно. За шесть сезонов в своем первом клубе – «Аризоне» – он лишь в 2001-м бросил тачдаунов больше, чем перехватов. При этом ярдов он набирал по тем временам вполне прилично.

В «Денвере» при тренере Майке Шенахене он стал играть гораздо эффективней. В сезоне-2005, предшествующем выпуску Madden NFL 06, он провел лучший год в карьере: 3366 ярдов пасом, 18 тачдаунов при семи перехватах, рейтинг 90.2 и тот самый единственный Пробоул. Сезон-2006 сложился куда хуже, и Пламмер просто завершил карьеру в 32 года.

Игрок седьмого «Мэддена» видит пик карьеры чрезвычайно интересного квотербека, после которого следует резкий провал и забвение. И есть возможность создать его альтернативную историю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.