Всякий раз, когда менеджеры команд НФЛ смотрят на то, как конфетти падают на нового чемпиона лиги, они обращают внимание на состав его команды, чтобы понять, что можно перенять. Они оценивают, какие шаги чемпион предпринял на драфте, как действовал на рынке свободных агентов и какие обмены совершал, чтобы собрать состав, способный добыть трофей Ломбарди.

После победы «Филадельфии» над «Нью-Инглендом» в Супербоуле 52 с дублером на позиции квотербека генеральные менеджеры команд и скауты обсуждают «Иглс» и то, какие идеи или тактики в построении команды можно почерпнуть из их триумфа.

Инвестируйте в квотербека-дублера

Embed from Getty Images
Сколько раз вы слышали, как генеральные менеджеры и тренеры называют НФЛ «лигой квотербеков»? Слишком много, чтобы сосчитать. Вот почему  подход «Филадельфии» к этой позиции может стать новым стандартом. В то время, как любая команда НФЛ заинтересована в поиске молодого франчайз-квотербека, вроде Карсона Венца, «Иглс» мудро вкладывали деньги и ресурсы в сменщика.

Конечно, «Филли» делали это и в 2016 году, подписав дублером Чейза Дениэла на трехлетний $21-миллионный контракт, когда в стартовом составе играл Сэм Брэдфорд. Но Ник Фолс выступал на уровне MVP-лиги уже  первые годы в «Филадельфии». Помните, в первые сезоны Фолса в «Иглс» он имел результат 14-4 (в сезонах 2013 и 2014). В 2013 году он вышел на космический уровень с 27 тачдаунами при трех перехватах и имел пасовый рейтинг 119.2,  в то время как «Филадельфия» лидировала в своем дивизионе. Несмотря на то, что при Чипе Келли Ник попал в немилость, в дальнейшем он доказал, что может играть на высоком уровне, окруженный плеймекерами и в схемах, раскрывающих его сильные стороны.

Перенесемся в 2017 год. В межсезонье «Иглс» приняли решение вернуть Фолса в команду и избавиться от Дениэла. У сторонних наблюдателей это решение вызывало вопросы, основанные на больших вложениях в Дениэла, но в команде, очевидно, чувствовали, что Фолс даст им больше шансов на победу, если давать ему достаточное количество снэпов.

«Мы хотим быть уверенными в том, что на позиции дублера у нас выступает лучший из возможных вариантов», — сказал Джеффри Лури на пресс-конференции перед Супербоулом.  «Я даже не называл Фолса дублером, мы оценивали его как очень сильного распасовщика. Ник выиграл 18 из 23 игр, в которых выходил в старте и доигрывал до финального свистка. Он игрок для больших игр, он большой игрок. Это все Ник».

«Мы потратили $12 миллионов, чтобы получить второго квотербека. Может показаться иррациональным, но у меня был телефонный разговор с нашим вице-президентом по футбольным операциям (Хауи Розманом), и мы обсуждали, сможем ли потратить эти деньги на другую позицию и получить сопоставимый эффект. И мы оба пришли к выводу, что поступаем правильно. Мы не знали, чем все обернется в итоге, но мы точно знали, что Ник может выигрывать важные игры для нас».

Подумайте об этом: «Иглс» выделили большие деньги на квотербека №2 как на страховочный вариант, чтобы команда могла оставаться конкурентной даже при потере стартового распасовщика. Естественно, легко пойти на такой шаг, когда твой основной квотербек играет на контракте новичка, но «Орлы» серьезно подошли к вопросу, и это окупилось сполна в конце сезона. Статистика Фолса в финале конференции (26 из 33, 352 ярда, 3 ТД, 0 перехватов) и в Супербоуле (28 из 43, 373 ярда, 3 ТД, 1 перехват и пасовый рейтинг 106.1) просто потрясающая.

«Миннесота Вайкингс» также добились успеха с дублером в лице Кейса Кинама. В дальнейшем мы можем увидеть больше команд, вкладывающих деньги и ресурсы в квотербека №2, что позволит их составам оставаться конкурентоспособными, не зависимо от того, здоров ли их основной распасовщик или нет.

Выстраивайте сильные линии нападения и защиты

Embed from Getty Images
Я не строитель, но знаю, дом надо строить на прочном фундаменте. Когда я смотрю на состав «Орлов», я вижу, что чемпионская команда построена вокруг линии нападения и защиты. Хотя квотербеки, ресиверы и бегущие получают гораздо больше внимания от фанатов фэнтези-футбола, проницательный управленец из НФЛ знает, что доминирующая линия с обеих сторон мяча всегда будет давать шанс на последовательные победы в лиге.

Наличие элитной линии нападения позволяет команде эффективно выносить мяч, не имея в составе звездного раннинбека. Вдобавок, надежный блок предоставляет квотербеку больше времени на пас в «чистом» конверте, что дает шанс даже среднему квотербеку играть на высоком уровне. Если посмотреть на линию нападения «Иглс», мы увидим талантливую пятерку, состоящую из пары пробоулеров по краям (Джейсон Питерс и Лейн Джонсон), а также звездного центра (Джейсон Келси). Прибавим к этому подписанного за $40 миллионов гарда (Брэндон Брукс) и пару атлетичных гардов (Стефен Вишневски и Ченс Уормак) соперничающих за место в стартовом составе. С Халапуливаати Вайтай, играющем на позиции травмированного Джейсона Питерса всю вторую половину сезона, мы получаем команду с одним из лучших нападений в лиге, без 1000-ярдового раннинбека и 1000-ярдового ресивера – такого мы не видели в Супербоуле со времен «Пэтриотс» 2003 года.

Большинство генеральных менеджеров хотят собрать линию нападения в основном через драфт, но интересно, что «Орлы» и здесь не ограничились только драфтом (Лейн Джонсон), но и подписывали свободных агентов (Питерс и Брукс), развивали свои таланты (Келси, Вайтай) и подбирали ненужных другим (Уормак). Это хороший урок для скаутов всех мастей, как создать качественную линию любыми путями.

В защите «Иглс» имеют коллекцию игроков, выбранных в первых раундах драфта, способных доминировать индивидуально и в коллективе. «Филадельфия» потратила высокие пики на Брэндона Грэма (13-й пик в 2010), Флетчера Кокса (12-й пик в 2012) и Дерека Барнетта (14-й пик в 2017), а также пик во втором раунде 2012 года на Винни Кёрри. Добавим к этому подписание свободного агента Криса Лонга (второй пик в 2008) и трейд Тима Джернигана (48-й пик в 2014) и мы получим группу элитных атлетов в линии защиты.

Мощная линия защиты может скрывать недостатки в секондари, через постоянное давление на квотербека и надежную игру против выноса. Инвестиции «Филадельфии» в линию, предоставили тренерскому штабу достаточно персонала для ротации и контроля игры на линии схватки. В ориентированной на пас лиге, где давление на квотербека является приоритетом для каждого координатора защиты, коллекция талантов в линии «Иглс» должна стимулировать других, вкладываться в «больших парней» в это межсезонье.

Ок, согласен, не линия защиты выиграла этот Супербоул – «Иглс» и «Пэтриотс» совместно установили несколько рекордов в нападении, но Грэм точно совершил важнейший розыгрыш в тот момент, когда «Орлы» больше всего нуждались в нем.

Не бойтесь прочесывать рынок свободных агентов и совершать обмены в поисках подходящих игроков

Embed from Getty Images
Большинство новоиспеченных генеральных менеджеров, получив должность, обычно говорят о строительстве команды через драфт. Мне, как бывшему студенческому скауту, нравится такой подход, но я понимаю, что одним драфтом не обойтись и нужно использовать другие методы для заполнения дыр в составе. Изучая состав «Иглс», я, конечно, впечатлен их воспитанниками (включая Венца, Джонсона, Келси, Зака Эрца, Кокса, Грэма, Барнетта и Майкла Кендрикса), но добавление некоторого числа «наемников» помогло команде взлететь на самую вершину.

Последние подписания свободных агентов, таких как ресивер Алшон Джеффри, сейфти Малкольм Дженкинс и сейфти Родни Маклеод добавили интереса к команде, а игроки стали лидерами в раздевалке. Лагаррет Блаунт, попавший в команду за смешные деньги в прошлом мае, помог укрепить бэкфилд. Массивный игрок не стал главным бегущим в команде, но его эффективность на коротких ярдах и в красной зоне добавила разнообразия в выносную игру команды. Трейд Патрика Робинсона не блистал на передовицах газет в прошлом марте, но его подписание принесло команде уверенность на позиции никельбека.

«Иглс» также использовали обмены,  для закрытия своих проблемных мест. Рональд Дарби пришёл из «Баффало», чтобы стать корнербеком №1. Несмотря на пропуск части сезона из-за травмы лодыжки, он вернулся точно ко времени и к месту и совершил несколько ключевых розыгрышей. Джерниган был приобретен у «Рэйвенс» для усиления на позиции ди-тэкла. Он неплохо показал себя при игре против выноса на первых даунах, а также в пасс-раше. И последний, но точно не по значимости…Джей Аджайи, стал, вероятно, лучшим приобретением – универсальный большой бегущий, обладающий взрывной скоростью. Он не достиг отметки в 1000 ярдов выносом, но его вклад как динамичного плеймекера вознес корпус бегущих «Иглс» на третье место в лиге.

Говоря о вкладе раннинбеков, я должен отметить незадрафтованного свободного агента Кори Клемента, как одну из самых ярких находок. Бывшая звезда «Висконсина» был игроком ротации на протяжении сезона, но громко заявил о себе впечатляющим выступлением в Супербоуле (4 приёма на 100 ярдов и тачдаун). «Иглс» не специализируются на поиске свободных агентов из колледжей, но их способность обнаружить недооцененного игрока с потенциалом превратится в важную деталь «механизма», стала одной из причин, почему они закончили сезон на вершине.

«Иглс» перевернули традиционную модель построения команды с ног на голову, используя все возможные средства для приобретения талантов. Неважно как – через драфт и развитие, через рынок свободных агентов или путем обменов – Розман и компания заглянули под каждый камень в поисках плеймейкеров. И это то, что другие  команды должны будут повторить в ближайшие годы.

Что еще мы узнали из Супербоула-52

Embed from Getty Images
НФЛ – это лига подражателей, и я не удивляюсь, когда вижу, как тренеры использую наработки коллег, но Даг Педерсон по прежнему заслуживает тонны похвалы за заимствование части плейбука Чипа Келли, чтобы помочь Нику Фолсу сыграть на элитном уровне в плей-офф. В течение недели отдыха перед дивизиональным раундом Педерсон просматривал записи игр Фолса в сезоне 2013, чтобы вынести несколько идей, какие розыгрыши лучше всего подходят Нику.

«Я просмотрел много записей его игры, когда он играл в «Сент-Луисе» и в «Филадельфии» до моего появления тут. Короткие пасы, немного плей-экшн пасов, шотган-формация», — Даг Педерсон делился своими наблюдениями с журналистами во время недели отдыха. «Все эти вещи есть в нашей системе. Нам просто нужно освежить их в памяти и быть готовыми пустить их в дело».

Смотря на выдающуюся игру Фолса в плей-офф, становится понятно, что Педерсон не просто просмотрел эти идеи и концепты, а использовал их в игре, чтобы помочь квотербеку войти в привычную колею. «Иглс» увеличили количество коротких пасов, RPO (пасово-выносной опшн), плей-экшн пасов и комбинаций с пересекающимися маршрутами ресиверов – план на игру Педерсона в плей-офф был взят прямиком из 2013 года. И в Супербоуле копирование продолжилось. Согласно Pro Football Focus Фолс использовал различные формы плей-экшн в 44.2% розыгрышей, что значительно превосходит средний показатель по лиге.      Вдобавок к активному использованию плей-экшн пасов, «Иглс» использовали специфические маршруты, в которых Фолс был особенно хорош. Из его 43 пасовых попыток 61% пришлись на короткие пасы, кроссы и гоу-маршруты. Это не только легкие вещи в плане выполнения квотербеком, также эти маршруты подходили ресиверам «Орлов», выделяя их сильные стороны.

Например, Джеффри – специалист по ловле высоких пасов благодаря своему росту, атлетизму и способности высоко прыгать. Логично, что он 5 из 8 своих приемов в Супербоуле совершил на дальних маршрутах. Аголор в этом сезоне проявил себя как динамичный слот-ресивер. Он регулярно проскакивал за спины защитников, зарабатывая ярды в пустом пространстве центральных зон. В его сторону бросали мяч 10 раз, включая 4 паса на различных кросс-маршрутах в центре поля. Торри Смит считается лучшей вертикальной угрозой, из-за его умения совершать большие розыгрыши на протяжении своей карьеры. «Пэтриотс» были осведомлены о его умениях, их защитники оставляли «подушку», чтобы исключить дальние пасы на Смита. «Иглс» использовали эту тактику в свою пользу и несколько раз бросали короткие пасы на Смита.

Смотря запись игры для тренеров (Coaches Film) я был удивлен тем, сколько раз «Иглс» используя одни и те же розыгрыши в разных вариациях, разрывали защиту «Пэтриотс». Например, они использовали комбинацию «мэш» (кросс маршруты двух ресиверов в центре, третий ресивер бежит маршрут в глубину поля, раннинбек открывается у бровки).

В этом розыгрыше квотербек, в первую очередь, ищет раннинбека, во вторую, смотрит на Z- ресивера, бегущего кросс, в конце – на X ресивера. Против персонального прикрытия комбинация кросс-маршрутов создает много открытых зон по всему полю, один-два ресивера будут открыты для приема и набора ярдов.

Мы видели как Клемент (R-маршрут) пару раз совершал дальние забеги через всю защиту «Патриотов» (55-yard reception22-yard TD catch) , Зак Эрц и  Аголор ловили мячи в критически важные моменты (critical fourth-and-1 play in the fourth quarter) с помощью этой комбинации.

Интересно, что именно этот розыгрыш был основным у Чипа Келли во время его работы в «Филли», и он использовал его в 2013 году с Ником Фолсом в его сенсационный сезон. Умное решение со стороны Педерсона, использовать этот концепт в каждой из побед «Филадельфии» в этот плей-офф.

Кстати, «Иглс» не играли так уж много RPO-комбинаций, как могло показаться после матча. Согласно Pro Football Focus они сыграли 9 таких розыгрышей, в 7 из них Фолс передавал мяч раннинбеку. Несмотря на то, что «Орлы» в среднем зарабатывали по 8.6 ярда на таких розыгрышах (показатель без RPO – 5.2 ярда за попытку), Фолс отдал только две удачные передачи на 12 ярдов через RPO-розыгрыш. Таким образом, основная часть успеха Фолса в пасовой игре пришлась на стандартный плей-экшн (RPO и плей-экшн похожи в моменте передачи мяча или фейка на вкладке, но линия нападения действует иначе).

В целом, это не имеет большого значения, т.к. использование обманных розыгрышей, смен направления, быстрых бросков и давно знакомых маршрутов помогало Фолсу войти в ритм. Успех Дага Педерсона в Супербоуле 52 во многом обусловлен использованием давно известных наработок из старого плейбука.

Embed from Getty Images

Я не знаю, что побудило Билла Беличика оставить Малкольма Батлера на бровке на весь Супербоул, но последствия этого решения будут обсуждать еще несколько лет. Несмотря на то, что есть несколько объяснений этому — начиная от дисциплинарных действий до плохого выступления на тренировке, и личной неприязни, удаление важной части работающего механизма стало одним из сюрпризов матча.

До Супербоула 52 Батлер лидировал среди защитников «Пэтриотс»  по игровому времени (98.1% всех защитных розыгрышей за этот сезон), он пропустил только 23 снэпа за 18 игр. Малкольм уже не выступал на уровне 2015 года, но все еще играл ключевую роль в «теневом» прикрытии («Пэтриотс» назначают некоторых защитников прикрывать определенных  ресиверов во время игры)  во второй части сезона. Батлер брал на себя небольших принимающих, в то время как Стефан Гилмор специализировался на крупных ресиверах. Гилмор и Батлер играли по краям поля, Эрик Роу большую часть времени действовал в слоте (53.7% снэпов до Супербоула). Патрик Чанг иногда  играл слотбека в некоторых расстановках, для лучшего соответствия персоналу соперника. Девин Маккорти и Дурон Хармон делили обязанности в глубине поля, прикрывая дальние маршруты.

Несмотря на то, что понадобилось некоторое время, чтобы каждый из них привык к своим обязанностям, защита «Нью-Ингленда» окрепла к финальной части сезона, и каждый знал свою роль. Вот почему так удивительно было видеть Батлера вне игры в самом важном матче года.

Способность Батлера надежно прикрывать свой «остров» позволяла «Пэтриотс» назначить одного из сейфти в центр поля, на расстояние до 10 ярдов от линии схватки, и оставить другого сейфти в глубине.  Этой тактикой «Пэтриотс» пользовались многие годы, заставляя квотербека делать дальние броски в бровку, вместо более надежных бросков в центр поля. Без Батлера на поле «Пэтриотс» пришлось отрядить нескольких защитников на непривычные для них позиции, и последствия были ужасными. Роу, в частности, был переставлен из слота на край поля (правый корнербек) на большую часть игры. Согласно Pro Football Focus в его сторону бросали 9 раз, что привело к 6 приемам на 79 ярдов и тачдауну (рейтинг квотербека соперника 131.3).

Роу, однако, не был одинок в своих трудностях, как мы можем увидеть из статистики PFF для защитников, участвующих в прикрытии паса.

  • Патрик Чанг: 7 бросков, 5 приемов, 70 ярдов, рейтинг пасующего — 103.3
  • Девин Маккорти: 7 бросков, 4 приема, 20 ярдов, 1 ТД, рейтинг  — 101.8.
  • Стефан Гилмор: 6 бросков, 3 приема, 19 ярдов, рейтинг – 56.9
  • Кайл Ван Ной: 4 броска, 4 приема, 55 ярдов, рейтинг – 118.8
  • Джордан Ричардс: 3 броска, 3 приема, 81 ярд, рейтинг — 118.8
  • Дурон Хармон: 2 броска, 1 прием, 10 ярдов, 1 перехват, рейтинг — 25.0
  • Джонсон Бадемоси: 1 бросок, 1 прием, 17 ярдов, рейтинг -118.8
  • Маркис Флауэрс: 1 бросок, 1 прием, 22 ярда, 1 ТД, рейтинг – 158.3
  • Эрик Ли: 1 бросок, 1 прием, 1 ТД, рейтинг — 118.8

Можно наблюдать эффект домино, когда такого игрока как Батлер внезапно убирают из состава. Практически все, кроме Гилмора были выбиты из колеи.

Embed from Getty Images

Трудно отмечать мастерство координатора защиты, после игры, в которой его команда пропустила больше 500 пасовых ярдов, но Джим Шварц достоин внимания за свое решение назначить Малкольму Дженкинсу  персональное прикрытие Джеймса Уайта. В то время, как большинство из нас предполагало, что Шварц направит своего универсального сейфти играть против Роба Гронковски в попытке нейтрализовать наиболее опасное орудие «Патриотов», «Иглс» решили прикрыть недооцененного добытчика пасовых ярдов. Уайт закончил сезон 2017 с 56 приемами на 429 ярдов и тремя тачдаунами.

«Пэтриотс» построились в формацию без задних бегущих, но с Уайтом на позиции ресивера. Брэди переместил Уайта в бэкфилд, чтобы определить играет защита зонное или персональное прикрытие и сделать необходимые изменения, исходя из реакции защиты. «Пэтриотс» бы просто воспользовались превосходством Уайта как ресивера и плохой игрой лайнбекеров на защите паса. Сколько раз мы видели, как «Пэтриотс» используют Уайта на опшн-маршрутах при построении 3×1 (3 ресивера с краю и 1 раннинбек в бэкфилде)? А сколько раз мы видели, как Уайт выходит победителем в противостоянии с лайнбекером на пасовом розыгрыше?

Вот почему «Иглс» поступили мудро, когда назначили сейфти держать Уайта, лишая Брэди козыря при игре против персональной защиты. В Супербоуле 51 против «Атланты Фэлконс» с их жестким персональным прикрытием Уайт финишировал с 14 приемами из 16 на 110 ярдов и тачдауном. Способность Уайта уходить от лайнбекеров на открытом пространстве давала Брэди надежную опцию для паса в критические моменты, в частности, на третьих даунах и в красной зоне. Зная об этом, «Иглс» нужно было придумать, как нейтрализовать Уайта. Способность Дженкинса держать Уайта, вынудила Брэди искать другие цели для паса в важные моменты. Уайт закончил игру с двумя приемами на 21 ярд.

Конечно, у Брэди получилось  заработать больше 500 ярдов пасом, с тремя ресиверами, набравшими больше 100 ярдов каждый. Но выключение Уайта из пасовой игры не должно остаться незамеченным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: официальный сайт НФЛ