Вы наверняка помните это: финансовый кризис 2007-2008 года (тот самый, после которого доллар в России перестал стоить меньше 30 рублей) сделал сверхпопулярным имя американского экономиста Нассима Талеба. Он давно и плотно занимался изучением влияния маловероятных событий на экономику, и удачно предсказанный крах «Фэнни Мэй» сделал из него суперзвезду, а понятие «черный лебедь» плотно вошло в обиход. «Черным лебедем» называется событие внезапное, до определённого момента казавшееся невероятным, но ведущее к серьезным и даже структурным изменениям и при этом чрезвычайно логичное и очевидное при последующем анализе. По Талебу, люди переоценивают свои способности прогнозирования событий и придают слишком мало внимания мелочам, которые на деле могут изменить всё.

«Джайентс» в сезоне-2017 стали в полной мере воплощением этой идеи. Нью-Йоркский суперпроект пошел без малого «олл-ин» годом ранее, вложившись в защиту и сменив главного тренера; по итогам 2016 года было полное ощущение, что после нескольких лет болтания в середине НФК-Восток команда пошла на взлет. Этому вторили аналитики и эксперты: по прогнозам NFL.com, Yahoo! и CBS «Гиганты» должны были стать шестой или седьмой франшизой в лиге в целом. Чуть скромнее были авторы ESPN, ставя их на 11-ю позицию. Но даже пессимисты из SB Nation со своим 16-м местом вряд ли ожидали 1–6 по итогам седьмой недели.

Embed from Getty Images

Карточный домик «Биг Блю» рассыпался по сценарию «Фэнни Мэй». Американское ипотечное агентство скупало дешевые высокорисковые кредиты и маскировало их с помощью надежных залогов — точно также и «Джайентс» скрывали проблемы в игре с помощью суперталантов Оделла Бекхэма в Лэндона Коллинса. И если в защите получилось поправить дела удачными действиями на рынке свободных агентов (более 60% зарплатной ведомости на данный момент приходится на защитников, еще 11% — контракт Илая Мэннинга), то в нападении всё действительно держалось на Бэкхеме лично. Это работало, пока удавалось избегать травм и выигрывать равные матчи — лидеры были в строю, в коллективе была хорошая атмосфера. Но один удар резервного корнербека «Кливленда» Бреана Бодди-Калоуна — и вся система начала сыпаться. Команда не была готова держать этот удар.

В прошлогоднем успехе нью-йоркцев было слишком уж большая доля везения. Из 11 побед 8 были одержаны с разницей меньше одного владения. С одной стороны, стоит порадоваться, что игроки боролись до конца (хорошее качество для чемпиона), с другой — не многовато ли равной борьбы для столь амбициозного проекта? Если бы из всех матчей с разницей меньше 7 очков «Джайентс» побеждали в 50% случаев, то результат был бы 8-8 или 9-7. Сравните с «Атлантой», которая при том же результате 11-5 с разницей меньше 7 очков обыграла всего 3 соперников: «Грин-Бэй», «Нью-Орлеан» и «Денвер» (и 4 равных матча проиграла, что сказалось потом в Супербоуле). Иными словами, «Джайентс» показали результат сильно лучше, чем должны были, бросив пыль в глаза фанатам, аналитикам и самим себе.

Embed from Getty Images

Главными жертвами этого фальшивого успеха стали генменеджер Джерри Риз и главный тренер Бен Макаду, которым, по всей видимости, показалось, что они нашли свой собственный рецепт успеха. Риз в межсезонье закрыл все вопросы, кроме того, который действительно нужно было решать в первую очередь — линии нападения (да, на драфте с линейными было плохо, но на рынке свободных агентов они имелись). Макаду выпустил ситуацию в команде из-под собственного контроля и явно начал паниковать, когда всё пошло не так. Лишившись главного оружия в лице кроссов Оделла Бекхэма, нападение перестало работать: на первый тачдаун в регулярном сезоне ушло аж 12 драйвов. Матч с «Филадельфией» был проигран конкретно самим главным тренером: «Джайентс» не хватило тех очков, которые они могли бы спокойно заработать на филд-голах, если бы не начали разыгрывать ненужные четвертые попытки в начале матча. Одна из них — в полуярде от голевой линии, где пригодился бы силовой вынос по центру, но в составе не оказалось персонала для этого простого розыгрыша.

Трудно предъявлять какие-то претензии к генменеджеру, при котором в Нью-Йорк приехали сразу два трофея Винса Ломбарди, однако, когда команде некем выносить и некому блокировать (583 ярда по земле), то и с пасовой игрой будут проблемы. За 7 матчей у Илая Мэннинга всего 15 комплитов на 20 и более ярдов при 17 сэках. Это в ситуации, когда группа ресиверов перед началом сезона выглядела едва ли не сильнейшей во всей лиге! То есть, у разыгрывающего в большинстве случаев просто нет времени ждать пока откроется кто-то в глубине. Да, «Джайентс» не единственная франшиза с проблемами в блоке нападения (можно вспомнить хотя бы «Сиэтл»), но сочетание маломобильного квотербека и конверта, рассыпающегося в первые секунды, делают пасовое нападение нежизнеспособным — и вряд ли это сюрприз для руководства.

Embed from Getty Images

Беда и в том, что эти проблемы возникли не вчера, а накапливались много лет. «Биг Блю» начали свой путь наверх, не имея для этого достаточного фундамента. Перекос в формировании команды в пользу свободных агентов на тяжелых контрактах имеет свои причины: из 37 игроков, задрафтованных клубом с 2008 по 2012 годы, профессиональные контракты на сегодняшний день имеют только 6 футболистов, а в самом Нью-Йорке и вовсе остался один Джейсон Пьер-Пол. Крайне любопытно будет посмотреть, как сложится судьба первого пика драфта-2015 Эрека Флауэрса.

Конечно, проблема завышенных ожиданий и фактического провала не могла не сказаться на настроениях в раздевалке. Бен Макаду стремительно теряет авторитет и пытается удержать руководство жесткими решениями вроде дисциплинарных мер в отношении Доминика Роджерса-Кромарти и Джанориса Дженкинса.

На сегодняшний день придется признать, что сезон для «Джайентс» закончен и всё, что сейчас будет происходить с командой, должно рассматриваться через призму сезона-2018. Первые наблюдения уже можно делать: стоит порадоваться уверенной игре Уэйна Голлмана и Эвана Игрэма, ставшего целью номер 1 для Мэннинга; Орлеанс Дарква не зря 3 года ждал своего шанса в запасе; Илай Эппл и Далвин Томлинсон оправдывают свои высокие пики. У Бена Макаду всё ещё есть крепкая защита, которая сможет показывать хороший результат сезон или два. Есть ли в этом коллективе место самому Макаду — большой вопрос.

Embed from Getty Images

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.