Идея

Никакого приглашения я, конечно же, не ждал, так как привык всего добиваться сам. Месяца три назад увидел, что хабаровские «Кобры» собираются на Гуам, спросил у их главного тренера Таши Подуски, как там обстоят дела с судейством. Она поговорила с организаторами, но предупредила: «Они, наверное, не будут готовы платить за это».

Очень долго никакой связной информации со стороны Гуама не было. Пришлось взять билеты на свой страх и риск, благо относительно дешевые еще оставались. И вот буквально менее месяца назад я связался с их главным судьей Джоном Бенавенте, олдскульным дедом, у которого из всех гаджетов только сотовый телефон (которого он, мне кажется, побаивается). Этнически он наполовину чаморро (австронезийский народ, исторически населяющий Гуам), наполовину немец. Живет на острове уже лет 40, из них лет 30 судит.

Несмотря на задержку, в целом я был удивлен, что они вообще среагировали и почему-то ответили положительно на вопрос, можно ли приехать посудить. Там изначально планировался турнир четырех команд, и я себе рисовал большое количество игр. Но спустя какое-то время выяснилось, что будет всего два матча. Зато теоретически появлялись возможность попробовать себя на играх хайскул и детей.

Большим плюсом является тот факт, что виза в Гуам не нужна. Мы все – в том числе, «Кобры» – летели туда со стыком в Корее. Причем, большим таким, десятичасовым стыком. Таким образом, удалось погулять и по Сеулу.

Первые матчи

Мы прилетели в пятницу ночью, с 6 на 7 сентября. Я тут же узнал у Джона, что на день намечен матч хайскул (играли школы Джона Ф. Кеннеди и Санчес Хай) в рамках местной лиги, включающей восемь учебных заведений, и напросился к ним. Бенавенте препятствовать не стал, просто сказал: «Иди не на поле, а на задний двор школы». Я на всякий случай – на самом деле, с далеко идущими планами – бросил в сумку судейскую форму и отправился огородами на тот самый задний двор. Там – пара пикапов и компания из трех человек в дачных креслах. Дальше примерно такой диалог:

— А где остальные?

— Пока нет. Может, опоздают – с работы едут.

— О, а у меня как раз форма есть.

В общем, оставшиеся двое судей подошли за 10-15 минут до игры, но меня все равно оставили на матч. Сайд-джаджем.

Первым делом, само собой, поступило предложение: «Давайте пройдемся по механике». Что сказать… Механику там каждый раз как будто изобретают заново: где кто стоит на традиционных розыгрышах. Эти судьи работают давно и помногу, количество практического опыта колоссально. Ну, а то, что уровень знания теории средний, не стало для меня неожиданностью. Механика плохая, как таковая практически отсутствует. В каждой конференции любят придумывать своё, поэтому часто приходилось уточнять по ходу игры. Люди работают на расслабоне, впрочем, и живут так же. Это же Гуам.

Я прекрасно представляю, что уровень знаний у судей лиги школьного уровня (в гуамской ассоциации 15 судей) сильно разнится и в большинстве своем является низким. Безотносительно того, остров это или американская глубинка. Этнически местный корпус достаточно разношерстный: половина – коренные чаморро. Есть дядечка с Тонги весом 150-160 кг. Есть американцы из самых разных штатов (Техас, Калифорния). Практически все судьи делятся на две категории: те, кто только судит (и не только футбол, но и баскетбол с кросс-кантри), и те, кто занимается только футболом, но в разных ипостасях (одновременно тренер и судья или же игрок взрослой команды и судья). Последних больше.

В общем, я отсудил первый матч. Всем вроде все понравилось – это стало понятно еще к перерыву. Выделю момент, который разительно отличает местный футбол от нашей действительности. Практически полностью отсутствуют визги со стороны бровки. Единственный вылетевший флаг за восемь игр в этом плане случился на возврате начального удара, когда я врезался в тренера. Дело в том, что там традиционно бровку «обнимают» очень плотно, но при угрозе столкновения чаще всего стараются отходить вглубь, а вот в одном из эпизодов коучу это не удалось. Любопытно также, что боковые судьи там работают на пару-тройку ярдов в глубине поля, а не на самой бровке.

После первого матча Джон позвал на второй, тоже хайскул и в тот же день. Это уже был классический Friday Night Lights, на котором мы работали всемером. Предварительно забрали из отеля экипировку Дарьи Шахиной, которая на этой игре была филд-джаджем.

По ходу матча не раз отмечал (и для себя, и для них) разницу в подходах – например, вспомогательные жесты. В Европе меня поймут, условно говоря, и скандинав, и итальянец. А американец зачастую – нет. В частности, сигнал: прикрыт или не прикрыт внутренний принимающий на каком-то фланге.

Худо-бедно, а за десять дней «отпуска» мы отработали с Дарьей по восемь игр на нос (пусть и не получив за то ни гроша). У нас многие судьи за год столько набирают. Это к вопросу – стоило ли туда ехать…

«Кобры»

На следующий день играли наши девушки. В два часа дня под проливным дождем. Прогноз в целом рисовал ливень и грозы на все время поездки, но во второй половине следующей недели все-таки выглянуло солнце. Да такое, что я напрочь сгорел.

На Гуаме все поля натуральные, влажность стопроцентная, а почва очень мягкая. Поэтому вылетевшие куски дерна и грязевые лужи были сплошь и рядом. Белые бриджи «Кобр» тут же превратились в коричневые.

Что касается цветов формы. Наши предупредили, что полетят именно в таких джерси. Однако соперник почему-то вышел на поле в тех же цветах, за исключением бридж и немного другого тона джерси, который стал идентичным российскому через пять минут после дождя. Впрочем, проблемой это не стало ни для судей, ни для самих игроков – слишком уж разные они были.

В женской лиге гуамского футбола сейчас каникулы, поэтому на полный состав не набиралось ни у одной команды. По сути, «Кобры» играли против сборных-солянок. «Станерс» – это три гуамские команды, а «Легаси» – три гуамские команды плюс японская.

«Станерс», которые стали первым противником, были, конечно, габаритнее, но вряд ли быстрее, и проходы благодаря своим размерам лучше тоже не раскрывали. А сыгранность у них была даже меньше в силу вышеупомянутых причин. Первая четверть прошла в абсолютно равной борьбе, местами наши были даже лучше. Возможно, за счет того, что это все-таки была одна команда. Желательно еще понимать, что Таша Подуска некоторое время назад уехала из России. Получается, «Кобры» тренировались фактически уже на месте, а до этого готовились к выезду самостоятельно. Таша, к слову, добиралась на остров по маршруту Солт-Лейк-Сити – Лос-Анджелес – Токио – Сеул – Гуам. И обратно так же. Домой она вернулась только на этой неделе.

Гуамки сделали буквально три паса за всю игру, но один из них был трикплей – передача хафбека на 30-40 ярдов в тачдаун. В основном, игра была выносная, чему способствовала погода. У «Кобр» в первой же четверти сломался квотербек (голеностоп), но девочки сражались, занесли хороший тачдаун и произвели отличное впечатление на всех. Несмотря на разницу, об «избиении» и речи не шло – равная игра. Особого расстройства у наших после игры не было, никто не плакал, но понятно, что хотелось победить.

Я был рефери на обеих играх «Кобр» (второй матч – с «Легаси» – был остановлен при счете 22-0 в пользу хозяев после двух четвертей из-за начинавшейся грозы). Представление капитанов и церемонию коин-тосс провел на двух языках, что всем очень понравилось.

Вопросов к судейству не возникло ни с одной стороны. В США в принципе это не принято. Максимум, что можно встретить, – вопрос от тренера, что, собственно, произошло. Плюс он узнает номер игрока и вливает потом на бровке литровые клизмы провинившемуся. Там сами футболисты натасканы затыкать друг друга, если у судьи пытаются узнать что-то лишнее. Фантастически комфортные условия для работы!

Местный колорит

В перерыве между матчами «Кобры» тренировались, а мы с Дарьей общались с местными судьями. По вторникам у них еженедельные встречи судейского корпуса. Все съезжаются в бар и обсуждают игры уикенда. К сожалению, там не принято делать видеоразборы, поэтому просто каждый говорит, что запомнил. Джон подводит итог, отмечая, на что можно обратить внимание, а затем все переходят к следующему матчу.

Политика там является добровольно табуированной темой. В частных разговорах, конечно, были вопросы про Россию (с их стороны) и Штаты (с моей). Но это скорее живой этнографический интерес, причем, встречный. Уровень доброжелательности и открытости среди жителей острова запредельно высокий.

Местные гуамки возились с «Кобрами» как с любимыми внуками. Возили на вечеринки на частный пляж с кормежкой и пивом, в ночные клубы, караоке. Водили в аквапарк. Показывали остров. Организовывали интервью на местном радио. Выглядело это в основном так: приезжают два огромных пикапа, туда загружаются «Кобры», и два таких вот цветника радостно перемещаются по всей территории. Сам Гуам напоминает обычный маленький американский городок с отличной инфраструктурой. Только за его пределами не прерия, как в некоторых штатах, а океан и коралловые рифы.

В последний день перед отъездом благодаря солнцу я был покрыт волдырями размером с полкулака, у меня были зафиксированы ожоги второй степени, а впереди предстояло отработать три игры у детей. И знаете, это такая милота, что никакие болячки не смогут заставить отказаться. Мы с Дарьей ловили друг друга глазами, постоянно улыбаясь с местных карапузов. Хотя на поле была дичайшая заруба! Оцените сами. Счет 14-6, близится большой перерыв, лидирующая команда постепенно «сливает» время, за 5 секунд до конца берёт таймаут и готовит бигплей в раздевалку. До этого она в основном играла вынос, а тут идёт пас и… другой карапуз перехватывает мяч и возвращает его через все поле!

Нет ничего такого, что заставило бы меня пожалеть о поездке. Ни деньги, ни ожоги. Да, я вряд ли научился чему-то новому с точки зрения механики (хотя за этим обычно и езжу). Но практический опыт работы незаменим для любого судьи. Плюс мне дико интересно было посмотреть на уровень игры и судейства в детском и школьном футболе, на тренеров, на культуру общения игроков и судей, на настоящий тэйлгейтинг, в конце концов.

Весь американский футбол в Штатах – это гигантская пирамида: в основе дети и школьные игры, потом колледжи, наверху профессионалы. Нельзя смотреть НФЛ, не зная, откуда это всё растет. Ты просто обедняешь в противном случае свои знания и понимание футбола. В этом смысле я получил совершенно бесценный опыт.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.