Через несколько дней после назначения Джона Харбо главным тренером «Балтимора», над каждым шкафчиком в раздевалке клуба разместили индивидуальные маленькие плашки, на которых были указаны все личные достижения каждого игрока от участия в Пробоулах до индивидуальных наград и попаданий в сборные All-Pro. Маршал Янда прекрасно помнит, как он в 2007 году едва оказавшись в команде прошел мимо таблички с достижениями будущего члена Зала славы Джонатана Огдена. «Я стоял с открытым ртом и думал: «Этот мужик попадал в Пробоул 10 лет подряд?», — вспоминает Янда. «Никогда не забуду ту табличку и надписи на ней».

Янда тогда был 22-летним юнцом и он оказался в лиге в статусе выбранного в третьем раунде новичка, который не поражал зрителей и скаутов ни игрой, ни габаритами. Вскоре после знакомства с перечнем заслуг Огдена, Янда встретился со своим именитым одноклубником лично и был поражен его внешним видом даже больше, нежели его послужным списком. «В колледже я играл правого тэкла, так что предполагал, что и в НФЛ буду играть на той же позиции. Но когда я встретился в тренажерном зале с Огденом, то поймал себя на мысли: «Нихрена себе! Как я буду играть рядом с этим великаном? Он же просто монстр!»

В начале своего пути Янда старался не лезть на рожон и оставаться тише воды ниже травы во время тренировок «Балтимора». Но он все равно сумел быстро произвести впечатление и завоевать расположение того самого мифического персонажа, заслугами и размерами которого Янда был так впечатлен. «Я помню, что сразу приметил одного парня, который был не слишком велик ростом, да и вообще не внушал страх защитникам», — вспоминает Огден о первом знакомстве с Янда. «Но в игре он демонстрировал четкую технику и играл очень жестко и как бы говорил окружающим: «Я вырос на ферме и швырял огромные стога сена, поэтому тебе меня не задавить».

Embed from Getty Images

Огден был девятикратным участником сборных All-Pro и первым пиком в истории существования «Рэйвенс» как организации, но в 2007 году его карьера шла к скорому закату. И ветеран сразу понял, что у новичка есть все, чтобы стать «одним из лучших». Даже если сам «новичок» этого еще не понимал. Им было суждено провести в одной команде лишь год, но Янда был намерен извлечь из этого партнерства все соки и постоянно искал совета у своего матерого наставника. «Он мне весь мозг изъел на тему того, как мне удалось так долго продержаться в лиге», — усмехается Огден.

Десять лет назад Янда стоял в раздевалке под впечатлением от резюме Огдена на позолоченной табличке. Сегодня 32-летний уже линейный сам мог бы похвастаться своими достижениями. За последние шесть лет Янда шесть раз вызывался в Пробоул. Пять раз за шесть лет его выбирали в первую или вторую сборную All-Pro. Его считают лучшим игроком НФЛ на своей позиции. Но, как и многие классные линейные до него, он добился всего этого, находясь в тени.

Янда – один из лучших футболистов из ныне выступающих, но за пределами Балтимора его имя мало кому будет знакомо. Он представляет из себя живой парадокс и продолжает оставаться будущим членом Зала славы, которому удается прятаться от всех у всех на виду.

«Мне довелось поиграть рядом с несколькими парнями, котоые были удостоены места в Зале славы», — рассказывает бывший центр «Рэйвенс» Мэтт Бирк. «Поиграл и с теми, кто в будущем имеет шанс попасть в Зал славы. Янда я бы поставил на самую верхнюю ступеньку лестницы наиболее одаренных и совершенных игроков, с которыми мне выпала честь выйти на поле».

Когда Янда пришел в «Балтимор» в 2007 году, то сразу же оказался в компании матерых ветеранов вроде Рэя Льюиса, Эда Рида и Тодда Хипа. И один совет Янда запомнил на всю жизнь – во время сезона ты должен работать так, чтобы заработать право провести межсезонье где душа пожелает.

Embed from Getty Images

Теперь он следует этому наставлению и проводит весенний отпуск в штате Айова и рыбачит в близлежащих водоемах. У него в межсезонье есть не так много времени, чтобы выдохнуть и сбросить с себя стресс завершившегося сезона. «На рыбалке я ощущаю, как все волнения и напряжение выливаются из меня прямо за борт лодки», — говорит Янда.

Все свободное от игры в НФЛ время он проводит далеко от базы «Рэйвенс» поближе к дому. Он вырос в городе Анамоса с населением в районе пяти тысяч человек, который находится в 50 минутах езды от Айова-Сити. В детстве Янда проводил каждую субботу перед телевизором, наблюдая за игрой команды университета Айовы под предводительством тренера Хэйдена Фрая. Янда всегда мечтал выйти на газон стадиона «Кинникс», но после школы из-за плохих оценок ему пришлось два года провести в общественном колледже Северной Айовы. На первой тренировке ОКСА тренер Тайлер Сиско собрал 122 игрока в аудитории и спросил игроков, кто из них надеется попасть в университет с сильной футбольной программой, выступающий в первом дивизионе. Все присутствующие подняли руку. Сиско объявил, что они должны держать в голове, что попасть в большой колледж получится только у 1% сидящих в зале. «Я был единственным, кому удалось пойти выше», — вспоминает Янда. «Никогда не забуду ту встречу».

Когда обучение Маршала в ОКСА подходило к концу, Янда получил только одно предложение по спортивной стипендии. Из «Айова Стэйт». «Тогда я понял, что пролетаю мимо университета Айовы», — вспоминает Янда. «Я рассматривал вариант платного обучения. Тогда я бы поиграл еще пару лет за колледж и все. Я не думал о своих шансах попасть в НФЛ». Янда пришел к выводу, что он все равно может стать тренером или вернуться на отцовскую ферму и выращивать кукурузу вместе с семьей.

Терять ему было нечего и он решил еще разок испытать удачу. По ходу сезона университетских команд 2004 года он садился в свою машину и ехал 165 миль до Айова-Сити, а потому во время разминки основной команды всячески старался пробиться на стадион и привлечь к себе внимание. «Он был похож на уличную собаку, которая никак не хотела уходить с порога вашего дома», — говорит главный тренер «Айовы» Кирк Ференц.

Нехитрый план, но он сработал. В то утро, когда он собирался подписать соглашение на поступление в университет Айова Стэйт, он обнаружил на своем автоответчике сообщение от трнера линии нападения «Хоукайс» Риса Моргана. Маршал добился своего.

Embed from Getty Images

Во время первых же тренировок Ференц начал думать, что совершил ошибку. «Янда выглядел, мягко говоря, невпечатляюще», — утверждает Ференц. «Поначалу он показался мне неуклюжим и неумелым». Янда и сам признает, что на первых тренировках смотрелся из рук вон плохо. Но потом начались тренировки в каркасах и Янда перестал чувствовать себя не в своей тарелке. Он оказался непреодолимой преградой для защитников и застолбил за собой место стартового правого тэкла к началу сезона.

«Перед драфтом 2007 года я сказал скаутам: «Тренер линейных будет хвататься за голову при виде этого парня», — смеется Ференц. «В какую бы команду он ни попал, тренеры будут недовольны материалом, с которым их обрекли возиться. На занятиях по физ. подготовке он тоже не будет выделяться ничем особенным. Но как только вы начнете играть в футбол, то спустя всего три дня в беседе между тренерами проскользнет фраза: «А кстати, этот парень Янда не так уж и плох!»

***

Представляю вашему вниманию запись розыгрыша, который можно назвать квинтэссенцией игры Маршала Янда. На 13 игровой неделе сезона 2014 года во второй четверти матча против «Чарджерс» «Балтимор» на своей половине поля при 1-и-10 играют выносную комбинацию вправо. Бегущий – Джастин Форсет.

Задача Янда довольно простая – помочь правому тэклу Рику Вагнеру справиться с ди-эндом, а затем выйти на следующий уровень и заблокировать лайнбекера. Этот невыдающийся розыгрыш превратился в бенефис одного линейного «Балтимора». Ди-энда Янда откинул назад резким ударом правой руки. Затем он приметил, что ноуз тэкл вот-вот прорвет блок центра Джереми Зутта, поэтому он на секунду остановился на помощь партнеру и только после этого Янда нейтрализовал своего игрока. В одном розыгрыше он оставил не у дел троих защитников и позволил Форсету набрать 23 ярда в будничном розыгрыше. «Оказался в нужное время в нужном месте», — замечает Янда, просматривая повтор того момента. «Можно сыграть ту же комбинацию 100 или даже 1000 раз, но больше ни разу у меня не пройдет такой фокус, какой получился здесь. Я действовал инстинктивно, поскольку уже много лет оказывался в таких ситуациях и знаю, как нужно себя вести и куда прикладывать силу».

Для Янда подобный розыгрыш может стать единственным из тысячи, но другие парни и о таком не смеют мечтать. Янда очень редко делает в игровой ситуации шаг не в том направлении или кладет руки не туда, куда нужно. «Он как будто видит игру в замедленной съемке», — рассуждает Мэтт Бирк. «Он успевает среагировать на каждое событие, всегда четко играет сдваивания, то есть когда ему надо блокировать половину соперника, то он не лезет не в свое дело и блокирует половину защитника».

Зачастую линейные, столь же одаренные физически как и Янда, своей силой мешают партнерам по команде и перегибают палку в попытках создать коридор для бегущего. «Частенько бывает, что игрок играет слишком агрессивно и ваши совместные усилия сводятся к нулю», — поясняет бывший центр «Балтимора» ныне играющий за «Сан-Франциско» Джереми Зутта. «Он прикладывает силу к сопернику под неправильным углом и ваши действия оказываются бесполезными. Маршал всегда делал так, чтобы мне тоже было комфортно блокировать и у меня оставалось достаточно пространства».

Нужный баланс достигается за счет неустанных повторений и тренировок. Гард «Рэйдерс» Келечи Осемеле был задрафтован «Балтимором» в 2012 году и он до сих пор прекрасно помнит, с какой маниакальным перфекционизмом Янда относился к совершенствованию работы ног. «Тренер может задать определенные координаты. Показать, как надо двигаться, куда ставить руки и куда прикладывать силу. Но рано или поздно, вы окажетесь наедине с самим собой и вам придется самостоятельно развивать свои умения и работать над игровыми инстинктами», — рассказывает Осемеле. «Янда – один из тех, у кого в голове есть четкий план. У него есть все нужные умения, и он четко знает, как их использовать и над чем надо дополнительно работать».

Embed from Getty Images

Янда выработал за время карьеры множество полезных привычек. Вагнер рассказывает, что время в расположении «Рэйвенс» можно узнать по местоположению Янда. «Завтрак, горячая ванна и все остальное он делал каждый день и никогда не отступал от расписания».

Столь привычному к заведенному порядку игроку наверняка было непросто в первые четыре сезона в НФЛ неоднократно менять позицию. Он играл то правого тэкла, то гарда, то снова тэкла. На четвертый год он наконец-то сможет на полную мощность отыграть сезон на привычной позиции. «Блин, я так хотел играть гарда в 2010 году», — утверждает Янда. «Лагерь прошел отлично, у меня все получалось как надо. А потом мне сказали: «Эй, будешь играть правого тэкла». Я, конечно, не сказал ничего в ответ. Тэкла так тэкла».

Впервые в карьере все 16 игр сезона Янда провел на своей привычной позиции лишь в 2011 году и с тех пор он не пропустил ни одного Пробоула. «Я просто недостаточно высокий, чтобы быть доминирующим тэклом», — поясняет Янда. «Я буду играть на приличном уровне, но не буду доминировать».

Несмотря на то, что Янда является самым заметной фигурой в лиге на позиции гарда, по нему не стоит учить молодых игроков технике, слишком уж своеобразно он все делает. К примеру, он так долго играл на позиции тэкла, что привык двигаться таким образом, чтобы не пропустить к квотеребеку защитника с края и с тех пор продолжает давать рашерам немножко пространства для маневра после снэпа. «Я не люблю сразу же после начала розыгрыша бодаться с защитниками, поскольку большинство линейных защиты совершают свои финты и обманные маневры именно на первых шагах», — разъясняет Янда. «Тот же Джей Джей Уотт все свои трюки выдает сразу же на линии схватки. Он хочет, чтобы вы сократили дистанцию и пытались захватить его».

Из подобных привычек складывается неповторимая манера Янда блокировать. Многие линейные нападения при блоке для паса даже представить себе не могут, что кто-то может специально давать пространство для маневра ди-тэклу. Тэклы защиты очень часто пытаются использовать технику Янда против него же, но всегда оказываются в ловушке. «Все всегда пытаются перебороть Маршала, но никому не под силу сдвинуть его с места», — размышляет Зутта. «Он как будто прыгает на месте, а потом врастает в поле и не дает никому прохода». Бирк утверждает, что в похожей манере действовал член Зала славы гард Рэнделл Макдэниел из «Вайкингс».

Embed from Getty Images

Когда разговор с Маршалом Янда заходит о лучших рашерах лиги, то становится очевидно, что он разбирает игру каждого из них по полочкам задолго до очной встречи с ними. Его сосредоточенность на изучении повадок своих оппонентов схожа с помешательством. Перед каждой игрой Янда скачивает шесть игр своего будущего оппонента себе на iPad и смотрит записи везде, где есть возможность. «Где-то в гостинице, в тренажерном зале, за едой – у него всегда iPad под рукой», — рассказывает Вагнер. Сам Янда предпочитает особенно не изощряться и большинство игр смотрит сидя на кресле в своем доме рядом с женой Шеннон, лежащей на диване за просмотром сериала «Нэшвилл». «Нельзя допускать, чтобы твой соперник мог тебя чем-то удивить», — настаивает Янда. «Я должен быть в курсе любого его любимого движения в любой ситуации. Если они уступают в счете семь очков и на третьем дауне ему нужно сделать все, чтобы завершить драйв соперника, то я должен еще раньше него самого знать, что он будет делать. Знать, на что он готов пойти ради победы и в чем преуспевал всю свою игровую жизнь».

Янда изучает не только видеозаписи игр, но и любую информацию, которая может хоть как-то повлиять на игру. Допустим, перед игрой против «Бакс» в 2014 году Янда изучал игру Джеральда Маккоя и удивлялся его второй молодости. И Маршал быстро выяснил природу успеха своего соперника – последний год контракта.

«Я держу в голове всех, у кого вот-вот должен закончиться контракт», — говорит Янда. «Для них на кону стоит их заработок. Если парень играет сносно, а потом внезапно начинает рвать и метать, многие думают: «Ух ты, да этот парень играет как зверь! Как ему это удается?» Очень часто ответ – «год истечения контракта».

Янда рассказывает, что Маккой «взрывал игру» весь сезон до матча с «Балтимором», но в матче против «Рэйвенс» не сделал ни одного сэка и ни разу не добрался до квотербека. «Через неделю или две они объявили о новом контракте», — утверждает Янда.

Янда сидит в коридоре на пути к раздевалке «Балтимора» и рассказывает о нюансах своего подхода к блокированию. «Я хочу, чтобы оппоненты применяли бул-раш и пытались продавить меня».

Оттуда, где сидит Янда можно заглянуть в тренажерный зал, где Маршал  впервые пересекся с Огденом больше десяти лет назад. Сегодня уже Янда оказывается в роли зубра-ветерана, которому новички пытаются подражать. Но Янда отмахивается от сравнений со своим бывшим именитым партнером. «Пффф, я попал в Пробоул только на пятый год карьеры», — произносит Янда. «Нет смысла нас сравнивать».

Янда убежден, что в лиге играют слишком умелые линейные защиты и сама игра меняется и развивается слишком быстро, чтобы у кого-то была возможность откинуться в кресле и помечтать о месте в истории. «В университете нам всегда повторяли, что никогда нельзя задирать нос и почивать на лаврах. Как только тебе покажется, что ты чего-то добился, то тут же найдется кто-то, кто спустит тебя с небес на землю. Нам надежно вдолбили это в головы».

Янда перечисляет имена тех, с кем ему придется иметь дело в грядущем сезоне и кто постарается втоптать Маршала в газон. «Вот в этом матче схлестнемся с Джино Аткинсом», — Янда тычет в календарь. «Джей Джей Уотт в игре в понедельник. Будет матч и против Эндамукона Су. Я готовлюсь к каждой игре, но на этих ребят настраиваюсь особенно. Обожаю такие игры. Живу и дышу ради них».

Оппоненты Янда относятся к нему с не меньшим уважением. «Когда я буду рассказывать своему сыну или дочери о своей карьере, то обязательно скажу им, что Янда был одним из лучших среди тех, против кого мне довелось играть», — заявил Аткинс на Пробоуле в 2016 году. «В нем есть и голод до побед, и физическая сила, и ловкость. Он отлично работает как ногами, так и головой. Он умеет все».

Embed from Getty Images

Имя Янда не часто вспоминается в разговорах о лиге, но легенда линейного «Балтимора» будет жить в устах его соперников. И пока фанаты будут делиться байками об игре своих любимых звезд, эти звезды будут делиться байками об игре Маршала Янда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: The Ringer