Александра Полякова  (Москва)

Я уже лет двенадцать в этом спорте, из них семь — снимаю.

В начале «футбольной жизни» свои первые фото делала на обычную мыльницу, которую мне кто-то подарил давным-давно. Это уже история и память.  Я просто ловила кайф, оттого что фиксировала интересные моменты, что называется, «в» и «вовне».  Не думала, что затянет так надолго — а уж о том, чтобы стать фотографом «Московских Патриотов» я тогда и помыслить не могла! Но пошло-поехало, и, по сути, какой-то маленький фотоаппарат помог мне стать частью большой футбольной семьи, в которой я нахожусь и по сей день.

Когда я только начинала, футбол у нас был диковинкой. Я, можно сказать, была монополистом: другие фотографы — что любители, что профессионалы — на бровке не появлялись.

Я всегда считала и продолжаю считать себя любителем, ни на какие лавры не претендую. Да и техника моя не позволяет снимать так, как это получается у профи: кадры порой выходят смазанными, засвеченными. Просто я знаю, что делаю это из любви к игре, из любви к моим ребятам. Они всегда рады моим репортажам, всегда ждут моих снимков. «Да ладно, Сань, — говорят, — расслабься, нам же не чёткость важна, а сам момент в кадре. Спасибо, что ты вообще с нами, в футболе».

Я снимаю, опираясь на своё чутьё, на ощущения и на зоркий глаз. На какие-то фишечки игроков, которые я изучила за эти годы. Разумеется, знание основных правил игры помогает мне выбирать выгодные позиции для съёмки, но часто бывает так, что яркий игровые моменты находят меня сами. Наверное, реакция кошки помогает.

А ещё очень важно уметь ловить настроение. Радость победы, горечь поражения — без них не может быть футбола. Я всегда стараюсь оказаться в самой гуще событий, в самом центре, где бушуют эмоции; я как бы сама заряжаюсь ими, переживаю вместе с игроками, пропитываюсь командным духом —  и тогда получаются самые удачные кадры, наполненные жизнью. Иногда ради этого я выхожу к самой бровке, за что получаю нагоняй от судей.

Очень радуюсь (и даже немножко горжусь), когда вижу свои снимки на сайтах и в изданиях — как российских, так и зарубежных.

Меня часто спрашивают: «Саш, ты всё в футболе? не устала ещё?» — а я смеюсь и отвечаю, что это не просто моё хобби, это моя отдушина. Моя жизнь, от которой я ловлю неподдельный кайф.

Катя Стратулат (Краснодар)

Уже пятый год снимаю — а началось всё с того, что я забрела к парням на тренировку, и с собой у меня оказалась камера.

Когда ты наблюдаешь почти всю игру через объектив, иной раз волей-неволей хочется оторваться от него, чтобы увидеть какие-то моменты живьём. Из-за этого у меня иной раз получается так, что не все тадчдауны  попадают в альбом. Радуюсь за своих ребят и забываю щёлкнуть затвором.

А ещё радуюсь, а ещё когда мои фото публикуют  в First & Goal.

Наташа Сафо  (Москва)

Фотографировать футбол начала пару лет назад, когда переехала в Москву. А какой у меня ещё был выбор, если мой мужик начал играть?

Вообще я занимаюсь съемкой свадеб, устраиваю семейные фотосессии, а в футболе, мягко говоря, совсем другая специфика. Поэтому для съемок игр я арендую специальные объективы — в обычной работе такие «стёкла» мне не нужны.

У съёмки футбола есть свои сложности. Иногда трудно бывает быстро среагировать и понять, в какую сторону движется мяч, на ком нужно концентрировать внимание, поэтому параллельно учусь выполнять работу защиты — читаю нападение.

Ксения Алёшина (Москва)

С футболом меня познакомили друзья — как-то раз пригласили поснимать матч «Драконов». И знаете что? Меня затянуло!

Поначалу было ничего непонятно: правил не знаю, ракурсы все получаются какие-то не те, в репортажной съемке вообще ничего не соображаю! Но я очень упорная, постоянно работаю над ошибками, стараюсь исправляться, становиться лучше.

Есть одна вещь, ради которой я не променяю футбол ни на что и никогда. Эмоции. Эмоции на поле, эмоции на бровке, эмоции на трибунах — везде! И моя задача — поймать, увидеть, запечатлеть.

Мария Шкиль  (Москва)

Когда я только попала в «Юнайтед», увидела, как играют парни, мне сразу же захотелось показать всем, как их вижу я!

Год собиралась с мыслями, купила камеру, объективы, какие хотела, и начала фотографировать. К тому времени я уже достаточно узнала о футболе, понимала, что происходит на поле и куда направлять объектив.

Спортивная съемка тогда была для меня в новинку — да сегодня мне ещё очень многому учиться и учиться. Но меня настолько вдохновляет моя команда, что я никогда не устану этого делать! Мне нравится показывать матч, как какой-то фильм, показывать эмоции, лица ребят и тренеров.

Снимать футбол очень непросто. Мне — непросто вдвойне, потому что я из «Юнайтед», а где «Юнайтед», там ливень и гроза, но я знала, на что подписывалась. Я порой так болею за них, что совсем не замечаю, как промокаю насквозь. Только вот камеру всё время приходится прятать от воды.

Полина Степанюк (Москва)

Моей первой игрой стал полуфинал 2015 года, и это была любовь с первого взгляда.

С тех пор я, наверное, ни одной недели не пропустила. Если есть возможность, снимаю другие команды, флаг-футбол снимаю. Когда есть возможность, отправляюсь на выезд. Ближайший — послезавтра, «Валькирии» снова едут в Финляндию. (И со всей ответственностью должна вам сказать, что женский футбол ничуть не менее яркий зрелищный, чем мужской!)

Кстати, съёмка настолько затянула меня в этот спорт, что в какой-то момент я захотела сама играть.

Идеальные условия — небольшая облачность. Ровное освещение по всему полю, не надо отвлекаться на перенастройку камеры.

Недавно чуть не плакала: месяц назад на игре внезапно сломался объектив, который служил мне верой-правдой два года. Спасибо Руслану Тохтиеву: дал мне свою вторую линзу.

А так вообще меня мало что остановить может. Уж точно не сломанная нога — теперь у меня есть опыт съёмки на костылях!

В статье использованы фотографии самих героинь, а также Андрея Губренко, Сергея Литвака и Руслана Тохтиева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.