Вчера не стало Саши Пуговкина.

Игрока «Патриотов» и национальной сборной, одного из лучших лайнбекеров нашей страны. Ему не было и тридцати лет. Больше половины из них он посвятил футболу.

Мы попросили его друзей, товарищей по команде, его тренеров вспомнить, каким был Саша — на тренировке, на поле, в жизни…

Вот их истории:

Александр Симанчев, экс-игрок сборных команд России и «Московских Патриотов»:

У меня одно из самых ранних воспоминаний о Сашке — это 2001 год, когда я координатором защиты ездил с командой играть в Pop Warner; Саша в том составе выделялся. Сразу было видно его потенциал — и физический, и интеллектуальный. Ушастый, губастый, рослый, с разумной долей подросткового хулиганства.

Хулиганство, кстати, всегда оставалось за пределами хадла — он очень внимательно слушал, понимал, что значение имеет не одна только физика. Я почему-то уже тогда был твёрдо уверен, что в футболе он надолго.

Увы, продули мы с крупным счётом, но один момент запомнился особенно хорошо: американцы нам преподали хороший урок. Саша играл эндом и встал не в тот проход; я ему кричу: «Пуговкин, шире!» — но он уже не успевает перестроиться, и американцы несут офф-тэкл прямо в него — его положение позволило соперникам убрать его двойным блоком, и нам занесли тачдаун ярдов на 30–40.

Думаю, мы тогда оба запомнили: в футболе важен каждый розыгрыш.

Евгений Бузаев, линейный защиты «Медведей» (Москва), экс-игрок юниорской сборной России:

Я не знаю, как и с чего начать. Слова не идут. Невозможно передать словами горечь утраты…

Мы с Сашей познакомились в 2004 году на открытом отборочном смотре в юниорскую сборную России. Это было в Москве на стадионе «Салют». Тогда я только начал заниматься футболом, мало что умел… В группе ди-лайна он выделялся среди остальных: быстрый, жёсткий, техничный, настоящий лидер. Я сразу понял, что это именно тот парень, на которого нужно равняться, за кем идти. Характер, очень сильный характер — его невозможно было сломить. Очень целеустремлённый. На тренировках и на играх не щадил ни себя, ни — тем более — соперника.

Фото из личного архива Евгения Бузаева

До чемпионата Европы-2006 в Стокгольме было несколько сборов: Троицк, Сызрань, Астрахань, Москва. Естественно, всех игроков расселяли в комнаты по позициям. В быту с Сашей некогда было скучать, всегда был на позитиве, много шутил, устраивал розыгрыши (чего стоит одна только разогревающая мазь в мой каркас — и это был не единственный каркас!).

Очень справедливый и честный человек. Покойся с миром, боевой товарищ. Для меня было огромной честью играть в одной команде с тобой.

Василий Добряков, экс-главный тренер сборной России и «Московских Патриотов»:

Саша был всегда довольно скромным парнем — но одну историю с ним я считаю очень показательной.

Мы готовились к юниорскому чемпионату Европы 2006 года. Всё нормально по защите, кроме позиции мидл-лайнбекера. Люди есть, но всё не то… Подходит ко мне Гарри Гэмбл:

— А давай нашего ди-энда попробуем?
— Хуже не будет, — отвечаю. — Пуговкин, встань на пару розыгрышей на инсайд «мидлом»!

Фото из личного архива Евгения Бузаева

Через два розыгрыша Гарри снова подходит, улыбается и говорит:

— Никогда так быстро стартового «мидла» не находил!

Алексей Скибин, тренер раннинбеков «Московских Патриотов»:

В середине нулевых, с 2006-го по 2008-й, мы с Сашей тренировали детскую команду, «Императоров». Это были детишки по 10–12 лет. Саша, естественно, тренировал защиту. Учил их правильно падать, много времени уделял технике. Всегда требовал работать до конца.

В той команде занимался мой младший брат. После самой первой своей тренировки он мне сказал: «Я хочу быть, как Саша!».

Думаю тот огонь, что всё время горел в Сашкиных глазах, его покорил…

Виктор Скапишев, главный тренер «Московских Патриотов»:

Саша…

Я не помню, чтобы когда-то видел его расстроенным, озадаченным. Он всегда был жизнерадостным, позитивным человеком. Всегда отшучивался, несмотря ни на какие проблемы.

Я помню, как ещё ребенком он пришел заниматься футболом. Как рос у меня на глазах, становился мудрее как спортсмен и тренер. Самое главное: его любовь к спорту, к работе с детьми — пусть и не как тренер, но как учитель физической культуры — говорит о нем как о Человеке с большой буквы. Это особые люди, которые увлекаются нашей профессией — и Саша был и останется одним из них.

Хобби, которое нас всех объединило и сделало одной большой семьей — это отдельный разговор, но я уверенно могу сказать: Саша был одним из самых преданных нашему спорту людей и обязательно войдет в историю российского американского футбола.

Иван Стельмах, ветеран команды «Московские Патриоты»:

Мы почти на все наши игры выезжали вместе, настраивались на игру хорошим рэпчиком. Сашка за рулём уже был по полной заряжен — гонял безумно. Я ему говорю, куда ты так гонишь? А он смотрит на меня, смеётся и говорит, что формулу такого безумного вождения я сам в него заложил, когда у него ещё прав не было!

Один из тех немногих людей, которых я могу назвать близкими друзьями.

Его уход — очень большая потеря для всех нас.

Станислав Рашицкий, линейный нападения «Московских Патриотов»:

Саша был… даже написать такое не могу — «был»…

Саша всегда был отзывчивым. Для любого линейного нападения всегда очень важно правильно блокировать вторую линию защиты. А Сашу всегда очень сложно заблокировать было — он юркий, изворотливый, но в тоже время жесткий. И всегда давал советы, как лучше блокировать лайнбекеров.

В мой первый сезон в команде в 2014 году мы стали чемпионами. Обыграли Астрахань. В раздевалке, уже после игры, я сидел и разглядывал медаль… Саня тогда посмотрел на меня и сказал: «Ты её заслужил, брат, и их будет у тебя ещё много».

Для меня Саша навсегда останется нашим шумным и жёстким Пугой, который всегда знал, что делать, и делал это искренне и до конца.

Артём Брагин, лайнбекер «Московских Патриотов»:

Саша — один из тех, кто легко мог бы стать капитаном команды, если бы захотел. Несмотря на свою молодость, он подкупал своим отношением к футболу: всегда первый в упражнениях, первый на разминке… Если на тренировках по какой-либо причине не было тренеров, он гонял нас, пока ноги не начинали отказывать — а потом еще немного, благо, соответствующий опыт у него был.

В игре ты всегда знаешь: как только произойдет снэп, он уже будет на два шага впереди тебя — его скорость реакции и чтение игры были совершенно феноменальными для отечественного футбола. Сложные игровые ситуации, где иной опытный игрок потерялся бы на долю мгновения, Саша преодолевал за счёт своих отточенных годами рефлексов. Для него не существовало слишком больших соперников и слишком узких проходов.

Я шёл на его «Ха-Ди!» в хаддл с самых первых тренировок в Патриотах, я постигал азы этой игры через его подсказки и стоял с ним плечом к плечу на футбольном поле. А сегодня, открыв телефон, узнал, что его с нами больше нет… Оглушительная потеря для всех, кто его знал.

Полина Степанюк, пресс-атташе «Московских Патриотов», лайнбекер команды «Стрекозы»:

Саша был не просто хорошим игроком — он был хорошим другом. Несмотря на всю свою жесткость на поле, вне его он был очень добрым, рассудительным. Мог спокойно поговорить с тобой, дать хороший совет — не только о футболе, но и о жизни вообще.

На тренировках всегда был предельно собран: если ты делаешь что то не так, ты сразу об этом узнаешь. Много помогал нам с женской командой, «Стрекозами» — всегда очень скромно, просил не говорить об этом. Когда я пришла в футбол и посмотрела первые игры, он был одним из тех, на кого я обратила внимание. Наверное, потому и сама захотела играть лайнбекером.

* * *

Нас — людей, по-настоящему увлечённых футболом, живущих им — нас таких очень мало. В нашем маленьком сообществе почти все мы друг друга знаем. И оттого так невыразимо горько, когда кто-то из нас уходит.

Берегите друг друга, пожалуйста.

 

First & Goal призывает всё футбольное сообщество оказать посильную помощь Сашиной семье. Номер карты «Сбербанка»: 676196000173806663 (Ирина Владимировна П.) 

Редакция благодарит менеджера «Московских Патриотов» Александру Полякову за неоценимую помощь в подготовке материала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.