Первая часть шестой главы

Построения

Построение нападения – это расстановка 11 игроков нападения на поле перед конкретным розыгрышем. Команда может как выносить, так и играть пас во многих построениях, но в этой главе я выбрал три построения, в которых акцент делается на бегущих. Первое построение называется «про», также известное как построение с разделенными бегущими (split-back). Второе построение – «I», в нем оба бегущих находятся на прямой линии за квотербеком и центром. Третье построение – гибридный вариант «I», который зовется «смещенный I» (offset I). Большинство команд дают подобным модифицированным построениям свои названия типа Jack, Queen, Far, Near и так далее.

  • Построение с разделенными бегущими: Бегущие располагаются за гардами в пяти ярдах от линии схватки. Команды используют подобное построение, поскольку защите трудно определить, будет ли нападение играть вынос или пас. Когда бегущие разделены, то тыл нападения сбалансирован, нет перегруза в ту или другую сторону, поэтому защите сложнее разобраться, что произойдет во время розыгрыша. Для пасовой игры это построение выгодно еще и потому, что позволяет бегущим двинуться в боковых направлениях на прием передачи.

  • Построение I: Бегущий, который будет осуществлять вынос мяча – тейлбек – может располагаться в семи ярдах от линии схватки. Находясь на таком удалении он будет уверен, что сможет развить максимальную скорость при достижении линии схватки. Построение I идеально подходит для команды с классным бегущим. К тому же, созданный задел в расстоянии позволяет бегущему видеть всех своих блокирующих и оценить первую реакцию защитников на вынос. Построение называется I, поскольку квотербек, фуллбек и тейлбек как бы образуют букву I из английского алфавита.

  • Построение I со смещением: Бегущий располагается глубоко, в 5-7 ярдах от квотербека. Если бегущий расположен так далеко, то в большинстве случаев команда будет играть вынос. Фуллбек или другой блокирующий бегущий может располагаться в 3 ярдах от линии схватки, ему надо держаться поближе к защитнику, которого он должен заблокировать. Хорошему фуллбеку требуется всего 2 ярда прежде, чем он заблокирует защитника. К тому же, он должен быть готов выскользнуть в сторону бровки и поймать передачу от квотербека. Фуллбек может располагаться как на перегруженной (где расположен тайт-энд), так и на облегченной стороне.

Построение с одним крылом
«Сингл-винг» или построение с одним крылом было популярно на заре НФЛ. Эту расстановку в 1908 году придумал Поп Уорнер. В тылу нападения располагались четыре игрока: квотербек, тейлбек, вингбек и фуллбек. И именно тейлбек, а не квотербек был главным разыгрывающим и бегущим. Квотербек в таком построении занимался блоком, как современный фуллбек.
В данном построении квотербек располагался близко к линии схватки в промежутке между двумя линейными нападения. Вингбек располагался чуть позади и с внешней стороны крайнего в линии. Фуллбек стоял в паре шагов от тейлбека и, как и вингбек, располагался на перегруженной стороне. В те времена линия нападения не была сбалансирована – два линейных вставали по одну сторону от центра, четверо по другую. И перегруженной стороной считалась та, на которой располагались четыре линейных. Мяч вводился в игру не на квотербека, а на тейлбека, который стоял в 4 ярдах за центром.
В большинстве случаев из построения с одним крылом команды выносили мяч. Это была идеальная расстановка для силового футбола. Но поскольку тейлбек постоянно исполнял обманные движения, «сингл-винг» добавлял командам вариативности. Тейлбек мог отбросить мяч другому бегущему. Из этого построения команды играли разные варианты выносных комбинаций и иногда пасовали мяч.

Основные выносные розыгрыши

Если вам когда-нибудь доведется посмотреть школьный футбол, то вы заметите, что вынос там играют так же, как и в НФЛ. Это потому что базовые выносные розыгрыши работают на всех уровнях футбола.

  • Нырок (dive): В плейбуке любой команды есть свой «нырок», это самая простая разновидность выносной комбинации. Следуя за блокирующим фуллбеком, раннинбек берет у квотербека быструю вкладку и бежит в коридор между гардом и тэклом. У некоторых команд бегущие направляются в коридор между гардом и центром. Подобный розыгрыш назначают, когда нападению нужен ярд или два. Бегущий опускает голову и надеется продавить соперника до того, как его захватит центральный лайнбекер.
  • Противоход (counter): Розыгрыш, в котором нападение намеренно меняет направление развития атаки. Квотербек делает вид, что отдает мяч бегущему, направлющемуся вправо параллельно линии схватки. Это приманка. Затем квотербек поворачивается и делает вкладку на оставшегося в тылу бегущего, обычно фуллбека, который бежит через центр в расчете найти свободный коридор между гардом и центром.
  • Вброс (draw): Выносной розыгрыш, который замаскирован под пасовый. Линейные нападения отступают назад, как будто собираются защищать квотербека, давая ему время бросить мяч. Квотербек также отступает назад, но вместо того, чтобы пасовать, он разворачивается и отдает мяч бегущему. Получив мяч, бегущий старается максимально быстро набрать скорость, чтобы воспользоваться образовавшимися коридорами на линии схватки. Цель любого «вброса» – это пропустить линейных защиты к квотербеку только для того, чтобы оттолкнуть их в сторону в решающий момент. Чтобы обмануть защиту подобным розыгрышем, нападение должно играть в пас выше среднего.

  • Под блоком (off-tackle): Это старейшая выносная комбинация, которая выросла из построения с одним крылом, применявшегося более ста лет назад. Это вынос по перегруженной стороне, то есть хавбек бежит вдоль той половины линии, где расположен дополнительный блокирующий – тайт-энд. Бегущий хочет воспользоваться коридором, который возникнет благодаря работе тэкла, тайт-энда и фуллбека. Бегущий с мячом может либо оббежать тайт-энда, либо протиснуться между ним и тэклом. Он рассчитывает, что фуллбек сможет заблокировать внешнего лайнбекера.

  • Подача (pitch): Эта комбинация обычно играется из построения с двумя бегущими. Квотербек получает мяч и делает обманную вкладку на хавбека, направляющегося прямиком к линии схватки. Затем квотербек подает (отбрасывает) мяч на фуллбека, который уже начал движение на фланг. Бегущий с мячом может как продолжать двигаться к бровке, так и срезать направление во внутреннюю сторону. «Подачи» можно использовать в обоих направлениях.

  • Реверс (reverse): В этом розыгрыше хавбек получает вкладку от квотербека и бежит параллельно линии схватки. Владеющий мячом игрок встречается с принимающим, который бежит ему навстречу, и отдает ему мяч. Линия нападения блокирует так, как если бы мяч предназначался хавбеку, чтобы линия защиты на это купилась. Получив мяч, принимающий бежит в направлении, противоположном от блокирующих. Этот розыгрыш хорошо работает, если принимающий обладает выдающейся скоростью и умеет уходить от захватов. Также помогает, когда линейные защиты и лайнбекеры полностью уверены, что хавбек остается главным героем комбинации. Защитник с облегченной стороны должен покинуть свою позицию и последовать за хавбеком. В противном случае этот защитник сумеет захватить принимающего.

  • Скос (slant): Вместо того, чтобы бежать напрямую к линии схватки, бегущий режет угол во внешнюю сторону после получения мяча. «Скос» хорошо работает, когда линия защиты слишком сильно старается добраться до квотербека и позволяет линейным нападения сдвинуть их в одну сторону.

  • Чистка (sweep): Довольно распространенный розыгрыш. Начинается он с того, что два или более линейных срываются со своих позиций и бегут к внешней стороне линии схватки. Хавбек получает вкладку от квотербека и бежит параллельно линии схватки, выжидая, что блокирующие протопчут ему путь. Смысл комбинации в том, чтобы атаковать ди-энда, внешнего лайнбекера и корнербека на заранее выбранной стороне. Большинство праворуких команд (то есть, у которых квотербек – правша) производят «чистку» в сторону левого ди-энда.

  • Ловушка (trap): Этот розыгрыш не слишком популярен, поскольку требует наличия подвижных и быстрых линейных, а в большинстве команд используют крупногабаритных игроков. Как и «вброс», «ловушка» предназначена для того, чтобы воспользоваться излишним желанием защиты атаковать нападение (такой вот оксюморон). Гард покидает свою позицию, позволяя защитнику пересечь линию схватки и получить свободный доступ к тылу нападения. В этот момент гард с другой стороны двигается параллельно линии и блокирует защитника. Подобное действие со стороны гарда называется вытягиванием, а сам гард вытягивающим. «Ловушку» нужно хорошо продумать по времени, и тогда получивший мяч бегущий сможет протиснуться через коридор, образовавшийся за спиной вытянутого защитника.

  • Вираж (veer): Этот розыгрыш чаще играют студенты, чем профессионалы, поскольку он требует наличия подвижного квотербека, который любит и умеет пользоваться ногами. «Вираж» – это быстрый вынос, при котором мяч может быть вручен любому из бегущих, чьи косые маршруты зависят от работы линейных с защитниками.

Оглавление
Часть 1: Введение в американский футбол
Глава 1: Величайшая американская игра
Глава 2: Встретимся на гридайроне
Глава 3: Правила и обязанности
Часть 2: Вперед, нападение!
Глава 4: Квотербек – самый ценный игрок в американском футболе
Глава 5: Пасовая игра
Глава 6: Выносная игра
Глава 7: Линия нападения
Глава 8: Розыгрыши нападения и стратегия игры
Часть 3: Суровая защита
Глава 9: Великаны из линии защиты
Глава 10: Последний оплот обороны в линии секондари
Глава 11: Тактика и стратегия игры в защите
Часть 4: Остальная команда
Глава 12: Спецкоманды и мастеры ударов по мячу
Глава 13: Тренеры, генменеджеры и другие важные персоны
Часть 5: Футбол для всех
Глава 14: Квотербеки в инвалидных креслах и другие потрясающие болельщики
Глава 15: Молодежные лиги и школьный футбол
Глава 16: Студенческий футбол – колыбель всего
Глава 17: Национальная футбольная лига
Глава 18: Фэнтези-футбол
Часть 6: Списки десяти лучших
Глава 19: 10 величайших защитников всех времен
Глава 20: Более 10 лучших игроков нападения
Глава 21: 10 величайших тренеров в истории
Глава 22: 10 лучших команд в истории
Глава 23: 10 самых горячих студенческих противостояний
Часть 7: Глоссарий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.