Офис Джона Линча в Санта-Кларе. На столе – множество бутылок вина. К каждой прилагается поздравление с назначением на пост генерального менеджера «Сан-Франциско Фотинайнерс». Подарки эти – от представителей лиги разных должностей. Основная доля – от агентов игроков. И подарки эти застали Линча врасплох.

«Честно признаться, даже не думал, что агенты такие приятные люди», — сказал Линч в телефонном разговоре. «Умасливают меня», — смеется он.

Обилие красного вина – не единственный сюрприз, с которым столкнулся Линч на новой должности. Разумеется, его также не могли не удивить некоторые аспекты работы в новой должности, о которых он мог не подозревать раньше. Весь футбольный мир накануне Супербоула обсуждал неоднозначное решение владельцев «Сан-Франциско» утвердить на пост генерального менеджера не самую очевидную кандидатуру. С тех пор Линча, бывшего игрока и телеведущего, активно обсуждают и постоянно дергают в разные стороны.

За пару недель до съезда скаутов в Индианаполисе Линч, несмотря на все споры и разговоры вокруг него, явно не ощущал себя не в своей тарелке.

«Монте Киффин нам всегда говорил, что в футболе нет ничего хуже простой фразы из трех слов: «Я все понял». Я еще пока в самом начале пути. Мы в самом начале пути. Каждый день бросает нам вызов. Но я не пасую перед ними и каждый божий день работаю по плану».

«Один священник мне сказал однажды: «Любое дело – это огромный стейк, кусок мяса. Его нельзя съесть сразу целиком. Надо делить его на кусочки. И я придерживаюсь такой стратегии. На моей должности можно легко потерять счет всем задачам и начать паниковать, думая: «Боже, столько всего надо сделать, как я сделаю все это?!» Я решаю вопрос один за другим по мере их поступления».

Действительно, новый генеральный менеджер «Найнерс» не создает впечатление человека не на своем месте. Даже несмотря на то, что он прошел очень нестандартным путем к этому назначению.

Любое дело – это огромный стейк, кусок мяса. Его нельзя съесть сразу целиком.

Теперь Линч стал одним из 32 человек, ответственных за комплектование состава команды НФЛ. К такому статусу он шел сначала 16 лет в качестве игрока и еще восемь с половиной сезонов он поднимался вверх по лестнице мира освещения футбола с экрана телевизоров. Линч уже 24 года подряд варится в футболе. И при этом никогда даже официально не работал скаутом.

Поэтому нам придется нырнуть в резюме Линча и попытаться там найти те вехи, которые помогли ему подготовиться к ответственной роли генерального менеджера. Какие пункты послужного списка Джона Линча заткнут даже самых ярых скептиков?

Его опыт игрока. Дело не только в том, что он успел поиграть за Дэнни Грина, Билла Уолша, Сэма Уичи, Тони Данжи, Джона Грудена, Майка Шенахена и (совсем немного) Билла Беличика. Дело не только в том, что он, как и любой классный игрок, изучал записи игр бесконечное количество часов. Очень важный момент заключается в том, что он лично был частью клуба, который прошел эволюцию от всеобщего посмешища до мощного клуба, который все уважают. «Бакканирс» в 90-х с Линчем в составе прошли тот путь, который надеются пройти «Фотинайнерс» с Линчем во главе.

«Да, ситуация очень схожая», — признается сам Линч. «Сначала царил хаос и все постоянно менялось. А ты в качестве новичка лишь сидишь и думаешь: «Мне не стоит заводить друзей в этом клубе, а то будет обидно, если он вдруг перейдет куда-то еще. И жена пусть не торопится привыкать к людям и жизни». Вот такие были мысли. И все говорят, что перемены связаны с Тони Данжи. Тони, однозначно, сыграл важную роль. Но еще раньше пришел Рич Маккей и внес в нашу жизнь немного стабильности. Он четко объявил: «Мы будем выбирать на драфте победителей по духу с отличными навыками и нужными чертами характера. Мы будем играть вот по этим схемам. И мы не откажемся от них на первой или второй неделе сезона, если они не будут работать. Мы будем работать по схемам и все получится».

Его опыт комментатора на ТВ и работа на ТВ в целом. После завершения карьеры Линч обосновался в Денвере и стал приятелем Джона Элвея. Когда Элвей встал во главе «Бронкос» в 2011 году он пытался переманить Линча из телевизионной студии к себе в штаб. В 2012 году Линч предоставил руководству «Денвера» свои отчеты о каждом сейфти драфта того года. В 2013 году Линч целый месяц присутствовал на встречах руководства «Денвера» с потенциальными новичками клуба.

Линч утверждает, что Майк Томлин еще в «Тампе» дал ему дельный совет: будь на своем месте. Он работал на Fox и концентрировался исключительно на насущных проблемах и старался хорошо делать свою работу. Но он не мог иногда не задумываться о чем-то большем. Так что наставления Элвея и работа комментатором позволила ему сформировать свои взгляды относительно того, как нужно строить команду в НФЛ.

«Я не гонялся за информацией и подробностях работы тех или иных организаций. Я старался быть качественным комментатором. Но все равно ты встречаешься и разговариваешь сначала с квотербеком, потом с тренером, потом с генеральным менеджером, с координаторами, с лучшими игроками лиги. Ты впитываешь всю эту информацию. И хранишь ее в своей голове».

Нельзя тыкнуть в игрока пальцем и самодовольно заявить, мол, «хочу к себе этого парня, он мне нравится»

Его опыт сотрудничества с «Бронкос». Элвей хотел пристроить Линча в штаб «Денвера», но не смог найти для него подходящей роли. В итоге ГМ «Бронкос» предоставил Линчу нечто даже более ценное, чем новое рабочее место – он дал ему открытую дверь во все свои дела.

Линч заверяет, что от Элвея научился двум вещам. Во-первых, Элвей посоветовал ему «нанять себе в окружение толковых людей». Сейчас Элвей, возможно, несколько жалеет о тех словах, поскольку Линч первым делом переманил себе одного из самых надежных людей из команды Элвея, Адама Питерса, и сделал его вице-президентом по работе с персоналом. Во-вторых, Элвей убедил Линча, что одно из важнейших умений в работе генерального менеджера – уметь говорить «нет» и закрывать дверь в свой кабинет. А это не такая уж незначительная деталь, как может показаться.

«Первый день на новом месте. Я хочу всего лишь посмотреть записи игры всех игр «Сан-Франциско», чтобы лучше представлять, с чем придется иметь дело. Но сначала я встречался с разными людьми, разговаривал с тренерами и помощниками в офисе. В итоге за просмотр игр я сел только где-то в полпятого. Нельзя сказать, что я первую половину дня занимался ненужной ерундой, отнюдь. Но я осознал, что у меня еще действительно не выработалось понимание, когда пора закрыть дверь и остаться наедине с самим собой».

Его жизненный опыт. Линч признается, что даже в конце карьеры игрока его мучила мысль, что футбол ты так и не изучил «от и до» и у тебя в голове нет цельной картинки. Он чувствовал голод продолжать познавать футбол. С этой жаждой он пришел на телевидение. И эта жажда не дает ему покоя и сейчас. «Думаю, и через 15 лет все будет точно так же, как и сейчас».

Ему однозначно есть чему научиться. Пока ему приходится полагаться на Питерса и еще одного члена своего окружения и бывшего генерального менеджера «Детройта» Мартина Мэйхью в некоторых аспектах. Да, он вынужден пока перекладывать часть задач на их плечи. Но и сам Линч однозначно не сидит на месте и развивается по всем фронтам искусства управления клубом каждый день.

«Во время собеседования я должен был расположить десять важных для генерального менеджера черт по порядку начиная с тех, где я силен и заканчивая своими слабыми сторонами. У меня есть видение будущего клуба и состава команды. Этот пункт занял первое место. Подписание контрактов и все нюансы с платежной ведомостью – десятка, само собой, ведь я этим никогда не занимался. Конечно, я буду советоваться с многими людьми и полагаться на их мнения. Нельзя тыкнуть в игрока пальцем и самодовольно заявить, мол, «хочу к себе этого парня, он мне нравится». Надо взвешивать все «за» и «против» и учитывать не только свои предпочтения».

Какое будущее ждет Линча в «Сан-Франциско»? Очень сложно предсказать. По-моему, у Линча и нового главного тренера Кайла Шенахена есть шанс на успех. И не только потому, что они оба умные и живут футболом. Но на их пользу играет и то, что у Шенахена, похоже, есть очень конкретное представление того, что из себя должна представлять его футбольная команда. У Линча, в свою очередь, есть идеи, как претворить эти абстрактные мысли в жизнь и создать успешную команду.

Джед Йорк, президент клуба, в ходе отбора кандидатов на место генерального менеджера, искал именно эти качества. В «Сан-Франциско» с первого же дня с Шенахеном и Линчем у руля начали впитывать новую философию. Шенахен первым делом пообщался со своими скаутами и детально рассказал им, игроки с какими чертами нужны ему в его системе.

Линч не намерен тратить ресурсы на игроков без одержимости футболом. «Мы ищем больных футболом парней. Тех, которые живут и дышат футболом».

Почему для нового генерального менеджера «Фотинайнерс» это так важно? Потому что он и сам такой. Так что неудивительно, что он на новом месте чувствует себя, как рыба в воде.

Читайте также: Восемь с половиной. Запад НФК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: MMQB