Глава 4

Квотербек – самый ценный игрок в американском футболе

Читать первую часть главы

Основы игры на позиции квотербека

Игра на позиции квотербека требует определенных технических навыков. И хотя тренер может помочь игроку во многих областях, вряд ли хоть один тренер способен научить игрока бросать мяч. Если бы это было возможно, то все квотербеки были бы величайшими распасовщиками. И если бы существовал такой тренер, то все отцы в стране повели бы своих сыновей к нему, учитывая сколько миллионов долларов зарабатывают квотербеки в НФЛ.

Квотербека можно научить играть под давлением, принимать правильные решения, налаживать взаимосвязь с принимающими и предсказывать, где и в какой момент они окажутся. Но у квотербека либо есть врожденный навык броска, либо его нет. Вспомните, сколько хороших квотербеков из студенческого футбола не смогли заиграть в НФЛ. Спроси в НФЛ у любого скаута, тренера, генерального менеджера, и тебе ответят, что в лиге есть лишь 10-15 хороших квотербеков. Если бы броску можно было обучить, их было бы гораздо больше.

Перечислим те области игры, в которых квотербеки могут прибавить при помощи тренеров и специалистов.

Стойка

Игра на самой важной позиции в американском футболе начинается с умения правильно занять положение за центром (то есть, за центральным игроком в линии нападения – Прим. ред.). Квотербек встает в стойку за центром, чтобы получить от него мяч. Квотербек располагает ноги на ширине плеч, сгибает ноги в коленях и наклоняется вперед к талии игрока, пока не упрется к нему практически вплотную. Затем квотербек максимально широко растопыривает пальцы, большие пальцы при этом касаются друг друга, и кладет руки под задницу центра. Поскольку не все центры способны отдать мяч прямо в руки квотербеку, разыгрывающий может чуть опустить руки, чтобы в случае чего без проблем принять мяч. Квотербеку не следует выхватывать мяч раньше времени – это распространенная ошибка, когда квотербек и центр не сыграны друг с другом.

Отступление

Отработав стойку, квотербек учится отступать назад (drop back) и вставать в позицию для последующей передачи мяча. Прежде, чем разыгрывающий отдаст пас, он должен отойти от линии схватки и получить выгодную позицию для броска.

Когда построение нападения смещено на левый край от квотербека-правши, то можно увидеть, как он движется строго задним ходом, не поворачивая корпус. Это делается для того, чтобы в поле зрения квотербека оставалась сторона, на которой лайнбекер может блицевать (то есть, резко бежать через линию схватки с целью захватить квотербека). Квотербек всегда должен опасаться возможного блица, соответственно, он не может позволить себе поворачиваться вполоборота на сторону.

Расстояние, на которое квотербек отступает в конверте, зависит от того, насколько далеко от линии схватки бежит принимающий. Если принимающий бежит 5-6 ярдов, а затем разворачивается, чтобы получить мяч, то квотербек делает не более трех шагов назад. Как правило, квотербек отступает тем дальше, чем длиннее пасовые маршруты его принимающих. Например, если принимающий бежит на 10-12 ярдов вперед, то квотербек делает пять шагов назад, чтобы отойти на 7 ярдов от линии схватки.

На столбовом маршруте (post – длинная пасовая комбинация, во время которой принимающий режет угол в сторону ворот соперника) или на прямом маршруте (streak – длинный пас по прямой вперед) квотербек отступает назад на семь шагов. Если квотербек делает шагов больше, чем того требует ситуация, то защита может успеть раскусить его план и сделать перехват.

Любое отступление непосредственным образом завязано на расчет забега принимающего и его разворота, а также релиза мяча и его скорости. На тренировках квотербек работает над количеством шагов в зависимости от маршрута.

Вкладка

Для квотербека очень важно понимать суть выносной игры и как она влияет на его шаги от центра. Некоторые выносные розыгрыши подразумевает, что квотербек должен развернуть правое бедро (если он правша) и сразу же сделать шаг назад. Этот технический прием называют «шаг на шесть часов». Легче всего представить, как делаются шаги при помощи часов. Центр всегда стоит на двенадцать часов, а прямо за квотербеком – шесть часов. Три часа – это правая сторона от квотербека, а девять часов – левая.

Например, квотербек-правша делает вкладку бегущему по левую стороны линии нападения (эта комбинация называется sweep, «снос») на отметке в пять часов. Если комбинация разыгрывается через правую сторону, то на отметке в семь часов.

Хватка

Поскольку у квотербеков ладони разных размеров, то не существует универсальной хватки мяча. Некоторые тренеры придерживаются мнения, что разыгрывающий должен держать мяч так, чтобы средний палец ложился на верхнюю белую линию перед шнуровкой. Другие же считают, что средним и безымянным пальцами надо обхватывать шнуровку.

Великие квотербеки могли похвастать огромными ладонями, что позволяло им указательный палец положить на верхушку мяча, а средним, указательным и мизинцем обхватить середину. Но для большинства квотербеков такая схема не подходит – мяч у них просто выскальзывает из руки. Так что, каждый квотербек должен просто найти тот вариант, который больше ему подходит.

Чтение защиты

Когда квотербек готовится к игре, он должен рассматривать разные варианты расположения защиты на поле и понимать, сработает ли против них его вариант нападения или нет.

Многих квотербеков учат читать игру фри-сейфти, то есть страхующего защитника, который располагается дальше всех в поле в линии секондари (часть поля позади лайнбекеров, за которую отвечают сейфти и корнербеки). Если свободный сейфти располагается на 5-7 ярдов глубже остальных ди-беков, то, вероятнее всего, сейфти играют зонную защиту. Квотербек также понимает, что защита играет по зонам, если корнербеки располагаются в 10 ярдах от линии схватки. Если корнербеки находятся на линии схватки и смотрят на принимающих, то они играют персонально. Для квотербека важно знать, играет ли защита по зонам или персонально, поскольку от этого зависит, как ему проводить розыгрыш.

Защита может использовать от 20 до 30 разных схем пасового прикрытия, но в основе их лежит всего четыре. Большинство команд защиты ставят в линию секондари четверых игроков, поэтому эти прикрытия так и называются: одиночное, двойное, тройное или четверное.

Одиночное прикрытие (cover one): В этом прикрытии глубже всех расположенный сейфти находится на растоянии в 12-14 ярдов вглубь поля по центру, два корнербека находятся в прессингующем прикрытии (на линии схватки лицом к лицу с принимающими), а стронг-сейфти располагается в 5 ярдах от тайт-энда. Одиночное прикрытие обычно является персональным. Против такого типа прикрытия лучшего всего работает выносной розыгрыш.

Двойное прикрытие (cover two): В этом случае оба сейфти располагаются глубоко, в 12-14 ярдах от линии схватки. Два корнербека остаются в прессингующем прикрытии, а два сейфти готовятся помочь корнербекам в случае пасового розыгрыша или двигаются вперед в случае выносного розыгрыша. Против этого типа прикрытия хорошо работает длинный возврат (deep comeback), перекрестный маршрут (crossing route) или поворотный пас (swing pass).

Тройное прикрытие (cover three): В этом прикрытии глубоко расположены три ди-бека. Свободный сейфти держится на расстоянии в 12-14 ярдов от линии схватки, а два корнербека отодвигаются от нее же на 10-12 ярдов. Тройное прикрытие является зонным. Стронг-сейфти находится в 5 ярдах от линии схватки и работает с тайт-эндом. Это прикрытие прекрасно себя показывает против выноса, но уязвимо против сильных пасовых команд. При таком прикрытии квотербек может бросать короткие пасы и обыгрывать лайнбекеров, которые располагаются под прикрытием ди-беков. Некоторым лайнбекерам будет тяжело управиться с быстрыми принимающими.

Четверное прикрытие (cover four): Все понятно исходя из названия. Все четыре ди-бека располагаются в 10-12 от линии схватки по всему периметру поля. Четверное прикрытие хорошо работает против паса, поскольку все игроки линии секондари понимают, что им нельзя запускать принимающих себе за спину. Если линия нападения способна блокировать фронт защиты (семерых игроков – линия + лайнбекеры), то против такого прикрытия будет работать вынос.

Назначение розыгрышей и их устная замена

Когда команда нападения собирается в хадл (встает кругом), квотербек передает одноклубникам информацию о назначенном тренером розыгрыше. На словах это звучит как схема, которая кратко объясняет суть задачи для принимающих, бегущих, линейных нападения и центра.

Например, квотербек может сказать: «686 Pump F-Stop on two». Первые три цифры (686) обозначают пасовые маршруты, по которым будут бежать три принимающих. Каждая команда пронумеровывает пасовые маршруты и паттерны, чтобы каждый принимающий понимал, куда ему бежать. При данном розыгрыше первый ресивер (Х) бежит «шестерку», второй (Y) – «восьмерку», а третий (Z) – тоже «шестерку». «F-Stop» в данном случае обозначает пасовый маршрут фуллбека. А «two» указывает на порядковый номер при счете, когда мяч должен быть введен в игру. Другими словами, центр введет мяч в игру после второй команды.

Большинство команд вводят мяч в игру после первой, второй или третьей голосовой команды, если только они не пытаются намеренно заставить соперника совершить нарушение. Например, всю игру квотербек получал мяч на второй счет, а в конце попросил на третий, чтобы кто-нибудь из защиты дернулся раньше времени.

Встав на линию схватки и положив руки под центра, квотербек командует: «Set» (к этому моменту линейные встали в стойку). Затем он выдает что-то вроде: «Green 80, Green 80, Hut-Hut». Центр вводит мяч после второго «Hut». «Green 80» в данном случае ничего не значит. Хотя иногда квотербек перед вводом мяча в игру может проинформировать одноклубников о том, что изначальный розыгрыш изменен.

Команды придумывают для своих розыгрышей какие угодно обозначения: Quick Ace, Scat, Zoom, Buzz… Эти названия обозначают дополнительные действия в рамках розыгрыша и предназначены для бегущих и принимающих. Каждое название что-то означает в зависимости от типа розыгрыша.

Квотербекам дано право сообщать об изменении розыгрыша на линии схватки. Измененный розыгрыш называют «устным» (audible). Квотербеки используют их, когда понимают, что защита хорошо подготовилась к их изначальному розыгрышу. Когда разыгрывающий раздает сигналы, он может сказать «Green 85», и розыгрыш меняется на другую пасовую комбинацию. Как правило, квотербек уведомляет одноклубников в хадле о том, каким может быть устный розыгрыш в случае чего.

Математика квотербеков

На всех уровнях футбола квотербеков статистически оценивают по точности их передач, количеству брошенных тачдаунов, количеству брошенных перехватов и количеству набранных ярдов. Хотя количество набранных ярдов не должно вводить в заблуждение. Например, если квотербек бросил мяч на 8 ярдов после линии схватки, а затем принимающий пробежал после приема мяча еще 42 ярда, то квотербек по итогам точной передачи получит 50 ярдов в актив. (Существует отдельный термин «ярды после приема», который подсчитывает лишь те ярды, которые принимающий набрал уже после того, как поймал мяч.) Квотербекам также засчитывают пасовые ярды, когда они делают передачи за линией схватки – например, скрин-пас на бегущего, который пробегает 15 ярдов. Эти 15 ярдов считаются пасовыми.

Чтобы лучше понять, что означают цифры в статистике квотербека, давайте для примера взглянем на разыгрывающего «Грин-Бэй» Аарона Роджерса в 2009 году. Он отыграл все 16 матчей регулярного сезона.

Поп. Точн. % точн. Ярды Я/поп. ТД Пер. Рейтинг
541 350 64.7 4434 8.2 30 7 103.2

Мы видим, что Роджерс 541 раз попытался отдать передачу, получилось это у него 350 раз, что составило 64.7% точных передач. По итогам 541 попытки принимающие набрали 4,434 ярда, то есть в среднем за попытку они набирали по 8.2 ярда. Одноклубники Роджерса занесли 30 тачдаунов с его передач, а защита соперника семь раз перехватывала его передачи.

В текстах и материалах вы можете увидеть такой отзыв об игре квотербека: 22 из 36 на 310 ярдов. Это означает, что он точно отдал 22 передачи из 36 попыток, и за эти 22 передачи набрал 310 ярдов. Провел неплохой матч.

Ну, и в конце, расскажу, как считается рейтинг квотербека НФЛ, который еще называют пасовым рейтингом. Придется вспомнить математику. Хватайте калькулятор и считайте:

 

  1. Надо разделить количество точных передач на количество попыток отдать передачу, вычесть 0.3, затем разделить на 0.2.
  2. Разделите пасовые ярды на пасовые попытки, вычтите 3 и разделите на 4.
  3. Разделите тачдаун-пасы на пасовые попытки и разделите на 0.05.
  4. Разделите перехваты на пасовые попытки, вычтите результат из 0.095 и разделите остаток на 0.04.

Сумма в каждом из этих шагов не может превышать 2.375 и не может быть отрицательной. Суммируйте все полученные на каждом этапе данные, умножьте результат на 100 и поделите на 6. В итоге у вас получился рейтинг квотербека, который в случае Роджерса равен 103.2.

Рейтинг выше 100 считается очень хорошим, средний вариант – от 80 до 100, а все что ниже 80 расценивается как неудачный результат.

Оглавление
Часть 1: Введение в американский футбол
Глава 1: Величайшая американская игра
Глава 2: Встретимся на гридайроне
Глава 3: Правила и обязанности
Часть 2: Вперед, нападение!
Глава 4: Квотербек – самый ценный игрок в американском футболе
Глава 5: Пасовая игра
Глава 6: Выносная игра
Глава 7: Линия нападения
Глава 8: Розыгрыши нападения и стратегия игры
Часть 3: Суровая защита
Глава 9: Великаны из линии защиты
Глава 10: Последний оплот обороны в линии секондари
Глава 11: Тактика и стратегия игры в защите
Часть 4: Остальная команда
Глава 12: Спецкоманды и мастеры ударов по мячу
Глава 13: Тренеры, генменеджеры и другие важные персоны
Часть 5: Футбол для всех
Глава 14: Квотербеки в инвалидных креслах и другие потрясающие болельщики
Глава 15: Молодежные лиги и школьный футбол
Глава 16: Студенческий футбол – колыбель всего
Глава 17: Национальная футбольная лига
Глава 18: Фэнтези-футбол
Часть 6: Списки десяти лучших
Глава 19: 10 величайших защитников всех времен
Глава 20: Более 10 лучших игроков нападения
Глава 21: 10 величайших тренеров в истории
Глава 22: 10 лучших команд в истории
Глава 23: 10 самых горячих студенческих противостояний
Часть 7: Глоссарий
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.