«Кобры» – пока единственная команда Дальнего Востока (включая как женщин, так и мужчин), которую можно было увидеть вживую на турнире всероссийского масштаба. Хабаровчанки принимали участие в двух Кубках страны, совершая перелеты за восемь тысяч километров в другой конец необъятной родины и показывая при этом бодрый футбол. На бровке у них, тем временем, работает не менее бодрый и колоритный специалист из США. First & Goal поговорил с Ташей Подуской и первым делом узнал, откуда у нее такая любовь к своему делу.

«Мне больше подходит слово “планирование”, чем “порядок”»

— Я играла в волейбол и соккер на уровне колледжа, во флаг-футбол и тэкл-футбол – в любителях, — говорит Таша — Футбольные матчи просто обожаю смотреть, с восьми лет с нетерпением каждое воскресенье жду НФЛ. В Америке я могла пойти в бар, где висит 15 экранов, или притащить все эти телевизоры к себе домой в одну комнату, чтобы следить за как можно большим количеством игр одновременно. Я просто не могу представить свою жизнь без футбола.

— В каждой команде вы играли под номером «13». Назло приметам?
— Мне просто нравится этот номер. Я не верю в приметы. Считаю, мы в состоянии сделать жизнь такой, какой сами хотим ее видеть.

— Вы ведь и тренером успели побывать?
— Да, более 15 лет я тренировала волейбольную команду на клубном и университетском уровнях. «Кобры» – моя первая футбольная команда.

— Как так вообще получилось?
— После переезда в Россию во всех интервью я говорила, что могла бы запросто жить в Хабаровске, если бы там были мексиканская еда и американский футбол. После того, как я открыла в городе сеть кафе с мексиканской кухней, любимой еды у меня, как понимаете, хоть отбавляй. Что касается «Кобр», они обратились ко мне с просьбой помочь команде, и я с радостью откликнулась на это предложение.

— Возникают «Трудности перевода» в общении с игроками? Какието посредники в разговорах есть?
— Игроки не говорят на английском, но они понимают мой «русско-американский» английский футбольный язык. Кроме того, мне сильно помогает генеральный менеджер, пиар-менеджер и капитан. Мы занимаемся командой так, как если бы вели бизнес. У нас серьезные планы, так что без хорошей организации никуда.

— Знающие вас люди говорят, что вы прежде всего цените порядок, очень эмоциональны и энергичны и не очень любите, когда с вами не соглашаются.
— Думаю, мне больше подходит слово «планирование», чем «порядок». Мне нравится предварительно что-то планировать, смотреть, как это работает, вносить коррективы и наблюдать, какой они дали эффект. Если ты сможешь убедить всех следовать тому же плану, успех обязательно придет. Нашей команде я предоставила план работы в межсезонье через три дня после того, как мы вернулись с Кубка России.

Не могу сказать, что я слишком эмоциональна. Скорее, по-военному требовательна. Во мне много энергии, в любимое дело я вкладываю всю свою страсть. Люди могут не соглашаться со мной, им могут не нравиться мой выбор, планы или идеи. Но только если они взамен предложат что-то свое. Не люблю тех, кому не нравится что-то без всяких причин, и тех, кто не хочет пробовать что-то новое.

«Русские хотят, чтобы все получилось быстро. В футболе так не прокатит»

— В целом, в какой футбол играют «Кобры»? Каковы его особенности?

— Я возглавила команду в мае прошлого года, и у нас было крайне мало времени подготовиться к турниру в Москве (Кубок России в подмосковной Апрелевке – Прим.ред.). Пришлось использовать те навыки игроков, которые у них уже были. Я показала девчатам несколько техник, но существенных изменений не вносила. Формат Кубка России многое нам дал в плане того, над чем нужно работать в межсезонье. Мы разработали пятимесячную программу физической подготовки и работы с позициями на поле.

— Над плейбуком корпели самостоятельно?
— В прошлом сезоне – да, а в этом мне помогали американские тренеры. В марте поеду в США на пару тренерских курсов. Кроме того, у  меня есть знакомый тренер, который оценивает наш ростер и дает советы, какое нападение и какую защиту лучше играть конкретно «Кобрам». Наконец, я отослала на разбор видео с игрой квотербека, раннинбека и ресиверов команды.

— Наши девушки рассказывают, что и в Финляндии, и в тренировочных лагерях в США конкурентки куда больших габаритов и веса. Это проблема российского футбола?
— Думаю, у нас не такие большие девочки, как в Америке или Европе. Мне кажется, нам надо полагаться больше на скорость, техническое оснащение и тактическую выучку, чтобы быть конкурентоспособными.

— А психология? С русскими сложнее или легче работать?
— Сложный вопрос. В России девочки играют с большим желанием, они более бесстрашные. Это и хорошо, и плохо, потому что футбол все-таки контактный вид спорта.

Я обнаружила, что русские хотят, чтобы все получилось быстро. Если им нужно добраться из пункта А в пункт Б, а между ними еще семь пунктов, русские предпочтут пройти первый отрезок, а затем прыгнуть через шесть сразу, потому что им кажется, что остальное лишнее. В футболе так не прокатит. Ты должен тренировать свое тело в межсезонье, залечить травмы, добавить силы и мышечной массы. Также тебе нужно потратить часы, дни, месяцы на технику. Это не быстрый процесс, а большинство спортсменов хотят результата немедленно. В США мы осознаем это, так как растем в этой среде, нам любой другой путь развития в футболе просто неизвестен.

Моя задача как тренера – внушить это игрокам. Сделать так, чтобы они были готовы физически играть и избегать при этом травм. Русские отдадут все, что только можно, и будут играть до победного. Не уверена, что у меня в Америке были такие спортсмены. Тот факт, что большинство русских игроков узнало о футболе через интернет, благодаря записям на YouTube и так далее, очень впечатляет. В моей команде есть игроки, которые никогда в жизни прежде не занимались спортом, но они выходят и играют, они без ума от футбола. Я люблю свою команду и люблю обучать ее.

— Давайте вспомним выезд «Кобр» в Москву. У вас раньше было что-то подобное?
— В США – нет. Мы никогда не играли в подобном формате. Футбол физически сильно выматывает, и большинство команд играет один матч в 5-7 дней. Мы два дня подряд играли по два матча, это очень рискованно и тяжело. Один матч в день – уже сильная нагрузка. Я в курсе, что американский футбол в России не особо популярен, и аренда стадионов дорогая. Но мы бы предпочли по прилете из Хабаровска в Москву сыграть в четверг с иногородней командой, сыграть в пятницу с еще одной иногородней командой, в субботу – встретиться с командой из Санкт-Петербурга, а в воскресенье – с командой из Москвы. Возможно, одну игру перенести на среду или понедельник.

Безусловно, как только футбол станет более популярен здесь, будут обсуждаться разные форматы. На Дальнем Востоке много команд в Гуаме и на Филлипинах, есть команда в Японии. Мы постараемся получить как можно больше игрового опыта в пределах нашего региона, прежде чем отправиться на следующий Кубок России.

— Как оцените уровень лучшей женской команды России – «Валькирий»? Его можно сопоставить с тем, что есть в Штатах?
— У «Валькирий» отличная команда, которая помогает расти всему футболу в России. Это нельзя не признать, можно только уважать их за то, что они делают. Их тренеры много помогали мне и моим игрокам.

Знаю, что некоторые игроки «Валькирий» посещают тренировочные лагеря в США и видят, какой там уровень. Думаю, в Америке скорость игры гораздо выше, чем здесь. Любой российской команде было бы сложно противостоять американкам, если она не играет постоянно на таких скоростях. Скорость защиты и нападения на целые секунды выше, чем у нас. Нужно очень долго тренироваться в таких условиях. В Европе на таком уровне или на таких скоростях никто не работает, так что я не могу ответить, как «Валькирии» выступили бы в одном из американских турниров.

«Болею за «Миннесоту Вайкингс» с 1978 года»

— Вам удалось пообщаться с Бобби Ромом, когда он работал с «Дикими Пандами»?
— Нет.

— Что скажете о главном тренере женской национальной команды Илье Кравцове?
— Илья сильно помог мне. Поразительно, как хорошо он говорит по-английски. В конце марта я отправлюсь на тренировочный лагерь сборной России, где планирую пополнить свой багаж знаний. Кравцов знает, как выстроить организацию, и не только в спорте. Как человек он добр и отзывчив, а женский футбол в России вырос благодаря тому бесконечному вкладу, который он привносит в любимое дело.

Тренировочный лагерь женской сборной России. Фото: Леонид Анциферов / First & Goal

— Вы принимаете участие в жизни мужской футбольной команды – «Легио»?
— Я всегда открыта для помощи, если обладаю достаточными знаниями и возможностями. Чем больше я учусь, тем больше стремлюсь делиться этим. На Дальнем Востоке пять мужских команд, и я надеюсь, футбол прибавит в популярности настолько, что им удастся организовать свою лигу и как-то участвовать в ЛАФ.

— В новом сезоне планируется, что они там сыграют, вне конкурса. Вы смотрели матчи этого турнира в прошлом сезоне? Хотя бы финал?
— Мне не так много известно о ЛАФ и о том, что нужно командам, чтобы туда заявиться. Но если такая возможность есть, «Легио» ей с радостью воспользуются. В прошлом сезоне я посмотрела много матчей в интернете и могу сказать, что мне нравится мужской футбол в России. Команды неплохо натренированы, в их игре чувствуется уважение к сопернику, что очень важно для развития спорта. Финал я смотрела в записи, последняя четверть получилась просто выдающейся.

— За кого болели в Супербоуле?
— В этом конкретном случае мое сердце было на стороне «Фэлконс», хотя разумом я была за «Пэтриотс». В итоге получился лучший Супербоул, который только был. Как большой поклонник футбола, могу сказать, что всегда ждешь чего-то подобного. Супербоул должен быть матчем двух лучших команд, и в этом году он был именно таким. Весь мир имел возможность наблюдать за одной из величайших игр в истории.

— А в целом ваша любимая команда?
— «Миннесота Вайкингс». Я смотрю их игры и болею за них с 1978 года. У меня есть несколько джерси и много всякой фанатской атрибутики «Викингов». Временами их непросто поддерживать, но это моя команда, и я останусь с ней до конца. Сейчас они переехали на новый стадион, не могу дождаться, чтобы поскорее посетить его.

«Любой американец должен уважать действующую администрацию президента США»

— Вы сказали, что владеете сетью кафе мексиканской кухни. Какое там фирменное блюдо?

— Буррито и кесадилья. У нас мексикано-американская еда, которая нравится русским. Там много сметаны и соусов.

— Скидки игрокам «Кобр» там предусмотрены?
— Девочки, которые играли в Москве, пьют там бесплатно чай и кофе, кроме того, у них десятипроцентная дисконтная карта.

— Кстати, знаете, что значит псевдоним одного из ваших игроков – Perchenko?
— Не знаю.

— Ну, в общем, ей явно по душе острая мексиканская кухня. А есть у вас любимое русское блюдо?
— Борщ, пельмени и почти все русские десерты.

— В конце не могу не спросить про ваше отношение к новому президенту США.
— Считаю, любой американец должен уважать действующую администрацию. Я поддерживаю президента Трампа и верю, что он сделает только лучше Соединенным Штатам, если правительство и окружение будут помогать ему. Он в непростой ситуации, но на его стороне блестящий опыт в бизнесе. Я думаю, он справится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.