Дана Паппас рассказывает о причинах кризиса судейства в школьном спорте в США. Заметим, что у нас в стране дела по части нехватки судей обстоят ничуть не лучше, а то и куда хуже; для нас сегодня потеря каждого судьи восполнима с огромным трудом. А причины зачастую — те же самые.

На протяжении нескольких последних лет со всех сторон регулярно были слышны предупреждения: в скором времени мы столкнёмся с кризисом нехватки судейских кадров! Что ж, этот кризис настал и разросся до масштабов эпидемии. Спортивные колонки газет по всей стране пестрят заголовками типа «Школы вынуждены переносить игры из-за недостатка судей», — и недалёк тот день, когда ситуация ухудшится до «Игра отменена — некому судить».

На протяжении нескольких последних лет регулярно были слышны предупреждения — и что же, позвольте узнать, было сделано? Какие шаги были предприняты, чтобы понять, как дошли мы до жизни такой и как нам выбираться из сложившейся ситуации? Какие системные решения проводились в жизнь — на уровне штата, школ, местных судейских ассоциаций?

Известно, почему люди приходят в судейство. Чтобы остаться с футболом, из любви к спорту и каждодневным вызовам, для поддержания формы, наконец. Вы не поверите: для кого-то это способ борьбы со стрессом. Судьи из школьного футбола могут привести вам целый список причин, и деньги будут в этом списке далеко не на первых местах. Эти ребята собираются на тренировочные лагеря и клиники в межсезонье, проводят еженедельные совещания, тренируются, проходят тестирование и сдают экзамены — объём их трат совершенно несопоставим с их гонорарами. Это, если хотите, общественные работы. Они занимаются этим ради помощи детям.

Известно, почему люди приходятся в судейство — однако сейчас давайте обратимся к тёмной стороне и посмотрим, почему люди завязывают с судейством. На первом месте — отсутствие должного уважения к спорту. Выпады в отношении судей, словесные оскорбления, а то и физическое насилие — такое кого угодно заставит задуматься, так ли уж желанна эта работа. Затем — с чем мне нередко приходится сталкиваться на местах — «политика»: все эти ваши «но зато он наш сукин сын», различного рода фаворитизм, подковёрные интриги. Третье — неспособность школ обеспечить судьям минимальные комфортные условия, задержки с оплатой их работы.

Всё это в той или иной мере способствует накоплению негатива. Негатива, который рано или поздно приведёт к тому, что тот или иной судья оставит любимое занятие. Настала нам пора задуматься, что же мы — каждый на своём уровне — можем сделать, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию. Задуматься, чтó мы можем изменить, чтобы снизить отток существующих и способствовать притоку новых судейских кадров.

Самоанализ — весьма полезная штука. Непросто бывает признаться самому себе, когда ты неправ, однако я возьму на себя смелость указать на собственные ошибки (по правде сказать, их список, вероятно, куда длиннее, чем тот, что я приведу ниже) — в надежде вдохновить других членов нашего сообщества. В конце концов, кризис — самое подходящее время для критики, не так ли?

Итак. С одной стороны — светлой — будучи главой судейского комитета, я выступила с рядом инициатив по улучшению и  развитию учебно-тренировочного процесса, наладила тесные связи с арбитрами-профессионалами для консультирования своих коллег из школ, предприняла ряд шагов к внедрению системы оценки качества судейства. С другой — тёмной — стороны, мне стоило бы приложить куда больше усилий к работе с отдельными личностями, которые тормозят развитие школьного судейства в штате. Я не уделяла достаточного времени общению с теми, кто покидает судейский корпус, чтобы выяснить причины, побудившие их на столь отчаянный шаг. Мне не удалось раз и навсегда разобраться с «политикой» и интригами в местных ассоциациях. Наконец, я не оказывала прекрасным начинаниям, которые то тут, то там зарождались на местах, той поддержки, которой они заслуживали.

Теперь ваш ход, господа.

Подумайте, чтó вы можете сделать для сохранения того судейского корпуса, которым вы располагаете. Господа судьи: что вы делаете для обучения своих менее опытных коллег? Продуктивны или контрпродуктивны вы в своей работе — или вообще деструктивны? Господа руководители команд: оказываете ли вы судьям, прибывающим для обслуживания ваших игр, должное гостеприимство? Элементарно: как, например, обстоят в вашей школе дела с судейскими комнатами? Получают ли судьи оплату в оговоренный срок? Воспитывают ли ваши тренеры ваших атлетов в духе уважения к судейству?

Подумайте, чтó вы можете сделать для привлечения новых судей. Господа судьи: что бы вы предложили по части стратегии поиска новых кадров? Выступая от имени ассоциации, побуждаете ли вы всей своей манерой новых членов вступить в наши ряды? Господа руководители команд: в достаточной ли мере вы работаете с учениками, объясняя им важность и полезность судейского ремесла? Побуждаете ли вы их примкнуть к судейскому корпусу после окончания школы? Демонстрируете ли вы сами всем своим поведением должное уважение к судейству, чтобы привить оное своим подопечным?

В середине августа я посетила тренировочный лагерь для судей. В какой-то момент, на восьмом снэпе скримиджа-двусторонки помощник тренера буквально съехал с катушек и наорал на судью за его колл. За этим наблюдали судьи-новички, которые буквально ещё не провели ни официальной игры, не бросили ни одного флага и ни разу даже в свисток не дунули — они приехали учиться. И что же они увидели? Один взрослый человек орал на другого взрослого человека — за пропущенный, по его мнению, колл. На скримидже. В тренировочном лагере для судей. Отличная иллюстрация того, почему у нас проблемы с количеством судей.

Судьи будут ошибаться. Судьи не могут не ошибаться. Они всего лишь люди. Я не знакома с тренером, который не ошибся ни в одном назначении, ни в одной замене. Я не знаю ни одного игрока, который ни разу не отдал плохой пас в любой отдельно взятой игре. От судей же ожидают идеала и совершенства. Почему, интересно знать, вы столь требовательны к одним и столь терпимы к другим — вы ведь не орёте на своего тренера за каждую его ошибку?

Такова реальность. У нас немало совершенно новых — с пылу с жару — судей, которые вынуждены обслуживать матчи, к уровню которых они ещё, по-хорошему, не готовы — просто потому, что иначе игра не состоялась бы. Пусть вас не сбивает с толку более или менее постоянное число судей в нашей организации на протяжении последних лет: нам не удастся больше поддерживать это постоянство. Больше всего уходит арбитров с опытом от одного до трёх лет. Они начинают судить, работают игры — а потом на них срывается какой-нибудь тренер или родитель школьника — и они уходят, чтобы не возвращаться. Они просто не успевают приобрести должный судейский опыт, а равно и отрастить непробиваемую шкуру и научиться как-либо справляться с негативом, направленным в их адрес.

Пожалуйста, напомните своим тренерам об уважении к судьям. Совершенно нормально, если тренер вступает в конструктивный диалог с арбитром, но ругань и оскорбления совершенно недопустимы! Судьи-новички, которые только пытаются уяснить суть и дух правил, научиться ведению игры, взаимодействию с её участниками — они нужны нам, совершенно необходимы, чтобы заменить тех, кто «вешает на гвоздь». Они нужны нам куда больше, чем мы нужны им. Поверьте, они вполне в состоянии найти себе занятие по душе, если уж с судейством не сложится. Занятие, где на них не будут срываться и орать по поводу и без повода. Развитие судейского корпуса начинается с уважения к судейскому ремеслу. С уважения к футболу.

Посоветуйтесь сами с собой: что могу сделать я? У меня есть мой личный план развития, и воплощать его в жизнь я начинаю прямо сейчас. Для этого мне нужен один-единственный человек.

Я сама.

Редакция благодарит Владимира Платонова, главу Судейско-инспекторского комитета ФАФР, за помощь в подготовке материала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: Официальный сайт NFHS