Среди тех, кто громче всех удивлялся по поводу сумасшедших сумм в контрактах, подписанных в первые дни рынка свободных агентов в НБА, были не только рядовые обыватели, но и другие спортсмены-профессионалы, а именно представители НФЛ. Всеобщее мнение выразил в Твиттере раннинбек «Питтсбурга» Деанджело Уильямс: «Считайте меня ненавистником, но все эти контракты в НБА безумны. Пришлось искать в «Гугле» имена тех, кому платят такие деньги».

deangelo-williams-tweet-ftr-070216_1geu2xa6xt98v16fyr50zv8squ

Многие болельщики, в том числе баскетбольные, чьи предчувствия по поводу заметного роста порядка цифр в контрактах подтвердились, готовы согласиться со словами Уильямса. Речь идет не только о контракте некоего Чандлера Парсонса, который теперь будет зарабатывать в год больше Эндрю Лака. И не о Майке Конли, который ни разу не участвовал в Матчах всех звезд, однако получил такое предложение, как ни одна звезда в истории НФЛ. В качестве наиболее характерных примеров чаще упоминается малорезультативный Соломон Хилл, который заработает 48 миллионов гарантированно, а также ничем не примечательный И’Тоун Мур с впечатляющей суммой 34 миллиона. Не забудем и про Мэттью Деллаведову (38 миллионов).

Чтобы еще лучше почувствовать разницу, отметим, что спустя лишь 24 часа после открытия рынка свободных агентов сразу 7 баскетболистов получили контракты с гарантированным заработком свыше 87 миллионов долларов – а именно такой цифре равняется недавно установленный Эндрю Лаком рекорд НФЛ.

AndrewLuck_Out_uo6oe1ch_1ezsoqar

Так в чем же кроется причина? Прежде всего, в математике.

В НБА игроки получают большую часть от общей прибыли, чем в НФЛ

Согласно действующему в НБА коллективному трудовому договору, на долю игроков приходится около половины общей прибыли лиги. Таким образом, при нынешнем порядке доходов НБА в размере 6 миллиардов долларов сами баскетболисты имеют 3 миллиарда на всех. При этом в лиге имеются механизмы контроля за тем, чтобы игроки действительно получали свою законную долю «прибыли, связанной с баскетболом».

Система распределения доходов в НФЛ гораздо сложнее и зависит от нескольких факторов, включая источники прибыли и такие вещи как размеры кредитов на строительство стадионов. Но главное – это то, что в НФЛ игроки могут гарантированно заработать менее половины общей прибыли лиги. В нынешних реалиях это означает, что игроки в сумме получают примерно 6 миллиардов из общих 13-ти.
Из этих цифр вроде бы следует, что на первый взгляд все должно быть наоборот и это баскетболисты должны завидовать своим коллегам-футболистам. Но…

В НФЛ в 4 раза больше рабочих мест, чем в НБА

Вот где зарыта собака. Да, игроки НФЛ в сумме зарабатывают в два раза больше, но эта сумма распределена между парнями, которых в 4 раза больше, чем баскетболистов в НБА. В НФЛ входят 32 команды, состав каждой из которых насчитывает 53 игрока, что дает в общей сложности 1 696 рабочих мест. В то же время в НБА – 30 команд по 15 игроков в каждой, итого 450 баскетболистов. Более того, отдельные клубы НБА ограничиваются 13-14 игроками, тогда как в НФЛ 53 места в составе – практически «прожиточный минимум».

Простой математический подсчет показывает, какую огромную роль играет приведенный фактор. Когда 6 миллиардов распределяются на 1 696 игроков, это дает около 3,5 миллиона в среднем на каждого. Аналогичный подсчет для НБА приводит к цифре 6,7 миллиона. Таким образом, один лишь фактор длины «скамейки» позволяет среднестатистическому игроку НБА зарабатывать вдвое больше, чем в НФЛ.

Ограничение максимальных зарплат в НБА приводит к росту доходов «среднего класса»

В НБА действует «мягкий» потолок зарплат, при котором большая часть команд предпочитает нести издержки, связанные с его превышением. Однако в отношении заработков отдельно взятых игроков имеются жесткие ограничения. Конкретные цифры базируются на доле от общекомандного потолка зарплат и стаже игры того или иного игрока в лиге. В частности, ветераны с 10-летним опытом игры в лиге имеют право на 35% общекомандной зарплаты. К примеру, лучший баскетболист мира Леброн Джеймс, за плечами которого 13 сезонов в НБА, не может рассчитывать на стартовую зарплату более 33 миллионов в год, хотя любой без исключения клуб с удовольствием бы предложил ему 50 миллионов и выше, будь у него такая возможность. Даже если предположить, что рыночная цена Леброна составляет около 60 миллионов в год, он может заработать лишь 33 миллиона, а остальные 27 достанутся другим.

NBA: Cleveland Cavaliers at Washington Wizards

Для более молодых игроков уровень максимальных зарплат еще ниже. Кевин Дюрэнт провел в лиге 9 лет, и его максимальные притязания не могут быть выше 30 процентов от общекомандного потолка. Поэтому он, скорее всего, сейчас подпишет краткосрочное соглашение, чтобы через год иметь право на 35%.

Баскетболист, который подписывает свой первый контракт после контракта новичка, может рассчитывать не более чем на 25%, если он не соответствует ряду строгих критериев (многократные участия в Матчах всех звезд, титул МВП и т.д.). Короче говоря, существуют искусственные ограничения, которые запрещают клубам НБА в полной мере вознаграждать труд своих звезд.

Однако 3 миллиарда нужно куда-то потратить! Но раз уж нельзя отдать эти деньги лучшим баскетболистам лиги, они должны достаться кому-то другому. А если быть точнее – рядовым игрокам средней руки. А коль скоро размер потолка зарплат вырос сейчас и наверняка вырастет в 2017 году, оклады «ноунеймов» также неизбежно пойдут вверх.

К несчастью для средних игроков в НФЛ, там все устроено по-другому, и звезды получают самый лакомый кусок пирога, оставляя всем остальным крохи с барского стола (если, конечно, уместно так называть сотни тысяч долларов).

Зарплаты новичков НБА очень скромны

Первый номер драфта НБА Бен Симмонс в сезоне 2016-17 заработает 4,9 миллиона долларов, или 5% от общекомандного потолка. В сезоне 2017-18 его жалованье возрастет до 5,1 миллиона, или 4,7% от предполагаемого потолка 108 миллионов. Что касается тех, кого выбрали в более поздних раундах, то их оклады на первые 4 года карьеры ограничены еще жестче. Опять-таки, кому должны достаться деньги, которые не получит молодежь? Правильно, «среднему классу».

НФЛ в свою очередь лишь недавно взяла под контроль контракты новичков. 1-й номер нынешнего драфта Джаред Гофф заработает лишь немногим больше вышеупомянутого Симмонса в ближайшие четыре сезона. Кроме того, с учетом возрастных ограничений для дебютантов лиги, новобранцы НФЛ должны быть лучше готовы (по крайней мере, физически) к тому, чтобы сразу давать результат, чем 19-летние игроки НБА.

Jared Goff

В чем же проблема? По прогнозам, около 35 драфт-пиков НБА (как с текущего драфта, так и драфт-пики прошлых лет, еще не успевшие сыграть ни одного матча в лиге) попадут в стартовые составы своих команд в матчах открытия сезона. Таким образом, на долю 8% всей лиги придутся маленькие, жестко ограниченные контракты. Некоторые из этих ребят не будут приносить результат, однако команды все равно будут держать их в составе, надеясь, что они раскроют свой потенциал. Как мы уже обсуждали, снижение количества мест в составе для остальных игроков неизбежно приведет к росту их средних зарплат.

В силу указанных выше причин есть основания полагать, что в новом коллективном трудовом соглашении между НБА и игроками правила поменяются, особенно в отношении контрактов для новичков. Вероятно, их уровень будет привязан к проценту от общекомандной зарплаты, а не к фиксированной сумме в долларах, как сейчас. Также ходят разговоры о том, что составы команд могут увеличиться.

Наибольшая часть контрактов в НБА – гарантированные

Значительная разница между лигами состоит в том, что в НФЛ только часть среднестатистического контракта является полностью гарантированной, тогда как в НБА большинство контрактов – полностью гарантированные или включают опции, предусматривающие особые права игроков. Да, существуют и негарантированные контракты, и опции для команд, но по причинам, о которых было сказано выше (объем денежной массы, которую надо каким-то образом распределить, ограничение зарплат для суперзвезд), баскетболисты и их агенты имеют на руках все козыри, чтобы отказываться от негарантированных соглашений. В свою очередь игроки НФЛ средней руки не могут позволить себе подобную роскошь. И лишь обладатели самых громких имен могут требовать от клубов подписные бонусы (которые, по сути, можно приравнять к гарантированным выплатам).

Помимо этой простой арифметики есть и другие, вторичные факторы, приводящие к тому, что средние игроки в НБА зарабатывают больше, чем в НФЛ.

Количество атлетов, способных играть в НБА, более ограничено

В НФЛ можно встретить самые разные типажи спортсменов: высокие и низкие, быстрые и медленные, худые и толстые, юркие и мощные. Большая часть, если не абсолютно все игроки НФЛ обладают особыми способностями, которые требуются для успешного выступления на той или иной позиции. Даже кикеры и пантеры не являются исключением. Но самое важное здесь –вариативность возможностей. Если ты маленький, быстрый, обладаешь навыками спринтера, то с помощью тяжкого труда и удачи можешь стать раннинбеком, ди-беком или слот-ресивером в НФЛ. Если ты – высокий парень с широкими плечами и потрясающей работоспособностью, то (опять-таки при условии трудолюбия и удачи) из тебя выйдет лайнмен нападения или тэкл защиты. Ну а из 100-килограммого фрика может получиться отличный ди-энд. В НФЛ можно встретить спортсменов практически любого телосложения. Конечно, все они должны обладать определенным ростом и весом, однако надежда все равно есть у многих.

draymond

Очевидно, в НБА совсем другая история. Рост среднестатистического американца – 178 см. Во всей лиге лишь единицы игроков меньшего роста, но они – одни из лучших атлетов в мире и являются исключениями из правил. Чтобы попасть в НБА, нужно иметь рост не меньше 183 см. И даже в этом случае, если твой рост сильно не дотягивает до 210 см, ты должен иметь выдающиеся физические кондиции или баскетбольные навыки. Если ты высок и физически крепок, то лучше иметь рост не ниже 203 см при хорошей прыгучести, а еще лучше – 208 см. Имея лишь 450 рабочих мест, НБА очень избирательна в отношении антропометрических данных. Возьмем Дрэймонда Грина, который выиграл генетическую лотерею со своим 2-метровым ростом и в течение нескольких лет путем упорных тренировок развивал свои физические данные и прекрасные навыки для игры в НБА. И все равно его не выбрали в 1-м раунде.

Да, НБА очень избирательна. К НФЛ это относится куда в меньшей степени.

Карьера игрока НБА длится дольше

Вследствие травм, конкуренции и все более ранних уходов из большого спорта средняя карьера игрока НФЛ короче, чем у его аналога из НБА. Это правило не является абсолютным – вспомним, что европейские баскетбольные лиги кишат игроками, чья карьера в НБА рано оборвалась, – однако в целом ситуация выглядит именно таким образом. Согласно данным ассоциаций игроков, продолжительность средней карьеры в НФЛ составляет 3,2 года, в НБА – 4,8 года.

Каким образом это влияет на уровень зарплат? Дело в том, что они растут, когда игроки достигают своего расцвета. Кроме того, зарплата в НБА напрямую зависит от стажа игрока в лиге.

Таким образом, в общий набор начальных условий добавляется еще одно: учитывая, что НБА очень требовательна к физическим данным игроков, чтобы они могли попасть в состав, у клубов попросту меньше вариантов, на кого потратить деньги. В результате все больше ничем не выдающихся баскетболистов остаются в лиге или возвращаются в нее, поиграв где-нибудь в Европе или в низших лигах. Тем, кто не выдерживает конкуренции в НФЛ, фактически некуда податься. В свою очередь баскетболисты, выпадающие из обоймы НБА, могут продолжить карьеру в других лигах, включая региональные. Таким образом, в возрасте от 20 до 30 лет гораздо проще сохранить свою мечту играть в НБА, чем в НФЛ. С физической точки зрения баскетбол – жестокий вид спорта, но до американского футбола ему очень далеко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.