Не так давно Антон в интервью коллегам уже рассказывал о том, когда и почему перебрался из Волгограда в Мельбурн, а также о некоторых особенностях местного футбола. Так что можете сравнить эти два текста и узнать, как и что изменилось за год.

Структура

Оззи (Оззи (англ. aussie), сокращенное от «австралийцы» (англ. Australians), – самоназвание англо-австралийцев – Прим.ред.) лига моего штата называется GridironVictoria. В рамках нее играется три чемпионата: юниоры (U-19), мужчины и женщины. Я играю во взрослой мужской, поэтому про нее расскажу поподробней.

ZVIQAvRM2aI

Фото со страницы автора ВКонтакте https://vk.com/tonyabdulmyanov

Сроки и регламент

Сезон проходит примерно в те же сроки, что и в России, – май-октябрь. Разница в том, что в южном полушарии это разгар зимы. Формат тоже схож – 11х11 по правилам НСАА. Взрослый мужской чемпионат разделен на два дивизиона по семь команд в каждом. Победитель получает VicBowl, почет и уважение.

Первый дивизион отличается от второго так же, как «Патриоты» от «Пираний», то есть счет при встрече будет 60-0. Команды первого дивизиона встречаются с командами второго только в предсезонных играх. Команда, занявшая первое место по итогам сезона во втором дивизионе, может подать свою кандидатуру на вступление в элиту. Свалиться во второй также возможно – по финансовым или дисциплинарным причинам.

Расстояния

Все команды находятся в одном штате и расстояние между самыми далекими соперниками не больше трех-четырех часов на машине. Так на машинах все и ездят – автобусы не используются в принципе, а жаль.

Судьи

Существует практика сдвоенных матчей, когда на одном поле проходит две игры за день и обслуживает их одна и та же судейская бригада. Часто утренняя игра начинается в 10:30, вторая – в 14:00. Бригада одна, но судьи меняются позициями. Считается, что так они будут ментально разгружены.

Обычно назначают на игру пять судей. Принципиальные игры могут обслуживать и семеро, а кто-то из корпуса отдельно работает на часах. Судейские бригады опытные, многие имеют за плечами более ста игр, есть опыт работы на матчах уровня чемпионата мира. Работа по подготовке судей постоянно ведется в виде вебинаров по вечерам. Гонорар за игру составляет в среднем около 30 долларов (1 австралийский доллар – примерно 50 рублей).

После каждой игры по судейским протоколам от лиги приходит «привет от судей», типа «поработайте над о-лайн, мы кинули три флага за холдинг, но на самом деле там было до восьми случаев». Тренер может обратиться перед игрой к судейской бригаде, мол, команда противника часто делает блок в спину, и попросить следить за этим аспектом. Как и везде, судьи не всегда все видят, но и давить на себя не дают.

x_d05dffb4

Фото со страницы автора ВКонтакте https://vk.com/tonyabdulmyanov

Поля

Разметка – везде и всегда! За ее отсутствие или не надлежащее качество можно попасть во второй дивизион или вообще вылететь из лиги. Ворота всегда также настоящие, за этим следят судьи. Они ставят оценки по принципу удобно/неудобно было работать, видны ли линии и т.п. Болл-бои и цепь тоже оцениваются. По итогам, худший организатор получает выговор от руководства лиги.

Игры, по большей части, проходят на полях Мельбурна, но иногда выставочные матчи происходят в более провинциальных городах вроде Бендиго, Пэкенхэма или Балларата, чьи команды играют во втором дивизионе.

Уровень

Команды первого дивизиона по большей части равны, как по ресурсам, так и по уровню игры. Мой клуб South Eastern Predators – твердый середнячок – располагает в сезон около 50 игроками, включая пятерых легионеров-американцев из не особо топовых программ, название которых рядовому любителю НСАА ничего не скажут. Уровень американцев не уступает Талибам Уайсам и ощутимо выше 90 процентов знакомых мне оззи-игроков.

Однако и местные футболисты бывают крайне талантливы. Я лично знаю пару парней, у кого сейчас на руках приглашения из американских школ. Один из них думает – ехать или нет (вот чудак!), а второй уже США в туре по разным школам. Парень в 20 лет бегает 40 ярдов за 4.3 секунды, рост 189 см, становая тяга за 200 кг и ловит все, что пролетает рядом. Это, как говорят американские друзья, вполне адекватная заявка для полной стипендии в любом колледже, поэтому в его списке такие школы как УКЛА, Университет Южной Калифорнии, Огайо и Мичиган (тренеры которого месяц назад устраивали лагерь у нас).

Связи с НФЛ

Самые знаменитые оззи в НФЛ – это пантеры разных лет, ди-тэкл Джесси Уильямс, который получил перстень в «Сиэтл Сихокс», и Адам Готсис, ди-тэкл «Джорджии Тек», выбранный на драфте в этом году «Денвер Бронкос». Некоторые парни из моей команды играли против него пару лет назад. Он что-то вроде местной легенды, «парень, которому удалось».  Другой такой – это регбийная звезда Джаррид Хэйн, несостоявшийся ретернер «Сан-Франциско Фотинайнерс», которого тут провожали и боготворили, как Джони Мэнзела. Теперь футболки стоят, кстати, столько же.

1441852945071

Джаррид Хэйн (справа)

Оснащение

Каждая команда первого дивизиона имеет свое поле. Натуральная трава вытаптывается в пыль летом и превращается в болото зимой. К полю прилагается каптерка, душевые, раздевалки и такая вещь, как canteen. Это типа окно-кухни, где жарят бургеры и хотдоги и продают их во время игры. Работают там волонтеры клуба, девушки и жены игроков. Это позволяет оплачивать и поле, и покупку формы и мячей.

Во всех известных мне командах есть снаряжение для новичков, старички уже обрастают своим, более качественным. На середину сезона в каптерке я видел еще десять невостребованных комплектов. Все заказывается на Eastbay и приходит за 7-10 дней. Пример того, что мне выдали на этот сезон, – шлем Schutt, каркас Adams, набор щитков, бриджи и две джерси (игровая и тренировочная). Бутсы и перчатки заказал сам.

У нас нет следа, но в команде, где мне довелось трудиться в прошлом сезоне, он был. Подушки, конуса и лесенки – в огромном количестве. Также на нашем стадионе нет сидений для зрителей, что я считаю большим упущением. Зато есть диодные фонари, и тренировки в девять часов вечера не являются проблемой. В предсезонку у нас три тренировки в неделю – итого семь часов в неделю.

Тренировочный процесс

Многим истинным любителям футбола наши тренировки пришлись бы по душе: общая разминка, позиционные дриллы, 7х7, скримидж. Никакого раздолбайства, почти военная дисциплина. Не бывает момента за три часа, чтобы переброситься парой слов с коллегой по позиции. Болтовня – это круг вокруг поля. Очень много беготни, прямо очень много и самой разной.

Во главе всего главный тренер. Под ним – два координатора, они же и тренеры нападения и защиты. Тренеров позиций как таковых нет, за исключения тренера линий. Все тренируются вместе. В итоге все корнербеки могут сыграть лайнбекеров, так же, как и все принмающие и раннинбеки могут сыграть тайт-эндов.  Я не говорю, что это необходимо, но это реально спасает тренировочный и игровой процессы.

Посещаемость позволяет практически всегда играть скримидж 11х11 с заменами на всех позициях. Опоздание на одну минуту карается кардионагрузкой – капитаны (ребята с нормальной физухой) и провинившиеся делают «топотушки» с берпи по свистку, и закончится эта пытка, когда провинившийся встанет первым. Капитанам западло проигрывать, а виновник проклинает себя за опоздание, изо всех сил пытаясь встать первым.

Если травма – надеваешь куртку потеплей, приходишь на тренировку и разучиваешь схемы вместе со всеми. Неуважительный прогул тренировки в сезон означает, что ты, скорее всего, не играешь в эти выходные.

Зимний сезон отвратителен для уроженца Волгоградской области. Почти каждый раз идет дождь, вода хлюпает в бутсах, мяч в грязи, сам падаешь в грязь. Грязь везде.

bLo6WWTEHUk

Фото со страницы автора ВКонтакте https://vk.com/tonyabdulmyanov

Взносы

500-700 австралийских долларов в сезон.

Предсезонка делится на «без снаряжения» и «в снаряжении». Первое бесплатно для всех. «В снаряжении» ты должен заключить формальный контракт с клубом и обязуешься заплатить минимум половину взноса к началу сезона. Сумма эта даже для эмигранта вроде меня вполне подъемная. Для сравнения, на стройке за неделю можно заработать тысячу, а менеджер среднего звена сезонный взнос зарабатывает за день-два.

За выпендреж (SWAG) отвечают темнокожие легионеры с кастом и именными перчатками в цвет тапок. Все ништяки вроде Leather Jacket или сумки с логотипом твоего клуба покупаешь за свои деньги.

Популярность

Народ на футбол ходит еще хуже, чем в России. Местный австралийский футбол – смесь сокера и регби на овальном поле – безумно популярен и без проблем собирает 50-тысячный стадион в выходные. А на нас приходит посмотреть до ста человек. Без сидений и часто под дождем это совсем «не улыбается» даже моей жене, а тем более, незнакомым людям. «Футбол? Первый раз слышу. А что у нас и такое есть?» В общем, нормальное обывательское отношение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.