В середине августа ВКонтакте был анонсирован набор слушателей на семинар для судей по американскому футболу Ready for Play. Мы поговорили с его авторами, арбитром чемпионата России Владимиром Платоновым и капитаном московских «Спартанцев» Глебом Дьяконовым, о сложности правил, судейском ремесле, любви к своему делу вообще и футболу в частности.

Кому первому пришла идея курса?

Глеб Дьяконов: К Володе.

Владимир Платонов: Да, пожалуй, ко мне. Так уж вышло, что в начале этого года я очень много инвестировал в подготовку себя как судьи: посетил несколько судейских клиник в Европе и в Штатах. Это были очень разные мероприятия, рассчитанные на различный уровень подготовки слушателей, но американская клиника впечатлила особо. Нас там собралось больше 20 человек — в основном, это судьи старшей школы и младших дивизионов НСАА, из Европы, не говоря уж о России, я был единственным — и мы пять дней провели, совмещая обогащение теоретического багажа с практическими занятиями. Я тогда узнал, каково судье работать в условиях «ноу-хаддл оффенс»: специально для нас игроки «Флорида Тек» устроили скримидж, на котором мы два часа, разбившись на бригады по семь, тренировались, что называется, в полный контакт. Вернувшись домой, я подумал: жаль, что у нас в России никто никогда ничего подобного не делал — чтобы был такой «интенсив», на котором обучали бы судейскому делу людей самой разной подготовки, вплоть до «с нуля».

Владимир Платонов (крайний справа) в числе слушателей судейской клиники в университете «Флорида Тек»

Владимир Платонов (крайний справа) в числе слушателей судейской клиники в университете «Флорида Тек»

Г. Д.: Володя довольно быстро заразил этой идеей меня. Вообще, сначала мы думали, что пусть это будет такой кружок по интересам, где мы с группой таких же ненормальных будем изучать правила футбола. У нас же, если внимательно присмотреться, людей, которые знали бы правила — единицы. Правила не знают футболисты, но это ещё ладно — правила не знают многие тренеры! Но и не это удивило нас больше всего. Мы выяснили, что игроки и тренеры не хотят изучать правила по одной причине: люди у нас в большинстве не владеют в достаточной степени английским языком! Так и говорили, мол, вот был бы русский перевод, тогда бы уж мы. И вот теперь у нас появился русский перевод, и мы даже приложили свои руки к его появлению, — и, должен тебе признаться, если и стало лучше, то ненамного. Английские правила ты можешь в любой момент скачать совершенно бесплатно и в самой последней редакции (а можешь и не в последней, если тебя заинтересовал, например, 2008 год), а русские ты, во-первых, не скачаешь, а во-вторых, они не очень-то бесплатные; здесь надо, конечно, коренным образом менять подход. Плюс, как ты знаешь, правила ещё и каждый год меняются, так что, если каждый год уповать на обновление русского перевода, этот Ахиллес может и не догнать свою черепаху.

В. П.: Обновления, конечно, происходят, и иногда даже весьма радикального характера. Например, судили мы весной товарищескую игру, и там случился такой эпизод: защитник одной из команд пытался захватить ресивера в момент приёма им мяча, атаковав его шлем-в-шлем. А это, в соответствии с новейшей редакцией, правило 9-1-4, атака беззащитного игрока в область головы или шеи, так называемый таргетинг — за него полагается автоматическая дисквалификация. Чего мы только тогда не наслушались! Ведь все — и игроки, и тренеры — были уверены, что всё было в пределах правил, а мы даём «дисквал», да ещё и в предсезонке.

Глеб Дьяконов оглашает судейское решение на товарищеской игре «Спартанцев» и «Могучих Уток»

Глеб Дьяконов оглашает судейское решение на товарищеской игре «Спартанцев» и «Могучих Уток»

И всё-таки, почему вы решили сместить акцент с просто изучения правил в сторону подготовки судей?

Г. Д.: Смотри, какая штука: нам который год декларативным порядком объявляют, что каждая команда должна подготовить не менее двух судей, которые были бы способны обслуживать игры чемпионата России или товарищеские матчи — и всё в таком духе. При этом, во-первых, эти судьи не должны быть из числа игроков команды — совмещать судейское и игроцкое ремесло в рамках одного турнира нельзя. Во-вторых, как команде подготовить этих судей, никто не говорит. Под эгидой ФАФР проводится один-два семинара в год, но формат их проведения предполагает, что их посетят люди с определённой подготовкой — а где таких взять, если не из числа игроков? А ведь аудитория, из которой можно готовить судей, очевидна. Болельщики. У каждой команды найдётся десяток-другой преданных поклонников, которые точно понимают, что по той или иной причине играть они не будут, при этом многим из них хотелось бы выйти на поле полноправным участником игры. Если мы хотим расширять и укреплять судейский корпус, именно с такими ребятами стоит поработать в первую очередь.

В. П.: Как бы это ни казалось со стороны, судей катастрофически не хватает — даже в благополучной на первый взгляд Москве. Мы ведь тоже люди, мы болеем, ездим в отпуска, у нас, в конце концов, у каждого есть семья и работа — разные бывают обстоятельства. Бывало, когда в один день проводились две или три игры, мы не всегда обходились местными силами: нередко нам приходилось прибегать к помощи коллег из Пензы, Нижнего или Ярославля. А это нагрузка — и на судей, и на команды — ведь они несут дополнительные расходы. А если бы, как предписывает ФАФР, команды готовили судей, ситуация упрощалась бы до мыслимого предела: двое судей со стороны хозяев, двоих привозят с собой гости, а рефери командируется Федерацией — вот и бригада на пять человек.

Г. Д.: В общем, довольно быстро мы пришли к выводу, что необходимо разбавить чистое изучение правил освоением судейской работы и судейской механики. Это будет полезно не только будущим судьям, но и тем, кто стремится глубже узнать прекрасную игру в футбол. Это ещё один взгляд, взгляд с другой стороны. Мне кажется, каждый, кто по-настоящему любит футбол, не должен упускать такой возможности. Ну и введение в программу курса практических занятий выглядело более чем очевидным.

Вы хотите сказать, что берётесь из любого человека, что называется, с улицы — вылепить полноценного футбольного судью?

Г. Д.: И да, и нет. Могу здесь припомнить любимую поговорку: «Что нужно делать, чтобы научиться играть в преферанс? Играть в преферанс!» — иными словами, всё будет зависеть от каждого конкретного слушателя, от его способности, желания и стремления работать над собой. Нельзя стать судьёй раз и навсегда. Правила, утверждённые решения, руководства по судейскому делу и механике — всё это настольные книги в нашем ремесле. Без их постоянного изучения, на одном только накопленном когда-то прежде багаже далеко не уедешь.

В. П.: Постоянного? Ха! — ежедневного! Короче говоря, мы не берём на себя обязательства сделать судьёй любого. Но: если человек прослушает курс, серьёзно отнесётся к выполнению домашних заданий, приобретёт практические навыки и успешно пройдёт итоговое тестирование, мы будем привлекать его к товарищеским играм  — в этом ли году, в следующем. А главное, мы будем рекомендовать Судейско-инспекторскому комитету ФАФР допустить его к судейству официальных игр под эгидой Федерации. То есть, всё вполне официально.

То есть, вы — официальный судейский курс ФАФР?

В. П.: Не совсем это так. Просто мы очень любим футбол во всех его проявлениях, и однажды мы решили, что надо сделать такую штуку. Мы предложили ФАФР идею сотрудничества: мы готовим для них судей и выдаём рекомендацию, а они уже в дальнейшем оказывают этим людям содействие в получении аккредитации, присвоении категории и что там ещё полагается — и ребята из ФАФР сказали, что это отличная мысль.

Г. Д.: Вы не найдёте нас в уставе или в структуре Федерации. Но та модель сотрудничества, о которой только что говорил Володя, видится нам вполне жизнеспособной.

Вы упоминали, что ориентируетесь, в первую очередь, на подготовку судей, но ваши двери открыты для всех.

В. П.: Да, подготовка судейского корпуса — наша основная цель.

Г. Д. (перебивает): О, этот вопрос непременно вызывает между нами споры. Моя позиция такова: наша миссия — познакомить как можно большее количество людей с прекрасной игрой в футбол, дать им возможность изучить её правила во всём их многообразии, во всех тонкостях. Игроков ли, тренеров, болельщиков… Если из этого воспитается хотя бы один хороший судья — хочешь, по-честному? счёт хороших судей в России сейчас идёт на единицы, даже не десятки — так вот, если из этого выйдет хотя бы один хороший судья — это будет большая наша победа. Но даже если мы просто сможем заразить этим вирусом большое количество людей — это уже само по себе будет хорошо. Рано или поздно количество перейдёт в качество. Если курсы, подобные нашему, да пусть даже целиком скопированные с нашего, будут появляться в других городах нашей страны — это будет нашей главной победой.

Значит, к вопросу охраны вашей интеллектуальной собственности вы относитесь весьма свободно?

Г. Д. (смеётся): Если бы мы собирались на этом заработать!

В. П. (серьёзно): Нигде в мире судейским ремеслом в футболе нельзя заработать. У всех судей, с которыми я общался, есть постоянная работа, никак не связанная с футболом, и наша ситуация ничем не отличается. И — нет, мы не планируем обогатиться, продавая входные билеты на семинар или распространяя франшизу…

Г. Д. (перебивает): Вот насчёт франшизы я бы не торопился. В любом случае, если наш курс сподвигнет кого-то на то, чтобы как минимум его повторить у себя, просто скопировав — это будет очень круто. Это будет означать, что человек настолько глубоко усвоил программу, что может сам её преподать. Это отличный результат.

И раз уж мы заговорили о деньгах…

Г. Д.: Да, Володя сказал, что мы не планируем обогатиться, продавая входные билеты — ключевое слово здесь «обогатиться». Курс у нас, тем не менее, платный. Оплата за весь цикл сравнима с гонораром судьи за одну игру — эти деньги пойдут на подготовку и проведение занятий, на оборудование, помещения и всё такое.

В. П.: Хочешь, расскажу, сколько времени мы уже потратили на подготовку RFP?

Г. Д. (машет рукой): И не вспоминай. Много. А потратим — ещё больше.

В. П.: Взнос за участие одного слушателя в одном занятии — 500 рублей. Занятий, напомню, восемь, по 4–6 часов каждое; практика покороче, часа два с половиной — тут мы привязаны к тренировочному процессу команды, на базе которой будем проводить практику. Можно разом оплатить весь курс, это будет стоить три тысячи.

Восемь очных занятий — посетить их иногородним слушателям будет затруднительно. Вы ориентируетесь, в первую очередь, на Москву?

Г. Д.: Самый больной для нас вопрос. Надо с чего-то начинать — и, по понятным причинам, мы начинаем с очного курса. Теория у нас в выходные, по воскресеньям, практика — по средам. Если на первый цикл запишется много иногородних, мы готовы подвигать программу, сместив, например, практику на вечер пятницы, чтобы на следующее утро, в субботу, провести теоретическое занятие.

В. П.: Я вот сейчас размышляю: может быть, упаковать всю программу в такой сверхплотный интенсив, который можно было бы отчитать за один уикенд, часов за 16–18? Если будет много желающих из других городов, мы, наверное, так и сделаем. Но такой формат ещё более требователен к слушателю — плотность информации очень высока.

Г. Д.: Мы в любом случае такой сверхинтенсив будем делать в качестве нашей выездной программы. Весной планируем проехаться с ним по стране — куда будут приглашать. А вообще, я очень большие надежды возлагаю на онлайновую версию курса; мы, если всё получится, выпустим её где-нибудь в январе–феврале. Мы тогда вообще не будем ограничены ни географическими, ни временными рамками — правда, за онлайн уже придётся платить какие-то более серьёзные деньги, тут нам придётся привлекать какого-то мощного партнёра, какую-то площадку.

Что будете делать дальше? Есть какие-нибудь мысли, чем станет Ready for Play через несколько лет?

В. П.: Мы пока так далеко не загадываем, нам бы первый очный цикл отработать — он покажет, в каком направлении двигаться. Но вектор развития очевиден: будет расти футбол — ему будут нужны новые и новые судьи. Так что, надеюсь, эта история на много лет вперёд.

Первый очный цикл курса Ready for Play стартует 13 сентября. Запись ведётся в группе семинара ВКонтакте. По просьбе авторов курса публикуем расписание первого цикла:

Дата Время Содержание занятия
13.09 10:00–14:00 Начала футбола. Амплуа игроков, оборудование, экипировка, поле. Время, периоды, часы. Нарушения, фолы, штрафы. Введение в судейство. Начальный удар: основные правила, работа судей, типичные фолы. Задание на дом.
20.09 10:00–15:00 Разбор домашнего задания. Мяч: живой, мёртвый, свободный, готовый к игре. Нейтральная зона. Ситуации перед снэпом в регулярном розыгрыше: работа судей, введение в систему ключей, типичные фолы (правила, нарушения, применение штрафов, судейские сигналы). Задание на дом.
04.10 10:00–15:00 Разбор домашнего задания. Игровые ситуации: выносная игра, пас вперёд, пас назад, фамбл, нелегальные удары по мячу, удар из схватки — работа судей, правила, нарушения, судейские сигналы. Задание на дом.
18.10 10:00–15:00 Разбор домашнего задания. Правила поведения игроков: персональные фолы, неспортивное поведение, драки, грубые персональные фолы — работа судей, правила, нарушения, судейские сигналы. Задание на дом.
21.10 20:30–23:00 Практическое занятие на поле.
25.10 10:00–15:00 Разбор домашнего задания и результатов практического занятия. Администрирование штрафных санкций. Понятие базовой точки. Принцип «три-и-один». Фолы из серии «сделано руками». Тэкл-бокс, зона свободной блокировки, зона низкой блокировки. Задание на дом.
28.10 20:30–23:00 Практическое занятие на поле.
01.11 10:00–16:00 Разбор домашнего задания и результатов практического занятия. Предыгровая рутина. Поведение судей до, во время и после игры. Тестирование. Проверка результатов тестирования. Подведение итогов курса.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.