Севастопольские «Титаны» в четвертьфинале чемпионата России проиграли своему сопернику всухую (0-20), но людей, которые бы обвинили команду в безволии, не нашлось. По игре гости несильно уступали идущему без поражений «Витязю», хотя до этого более полутора суток провели в дороге. Послематчевый комментарий главного тренера «Титанов» Георгия Лобанова, в котором он отдал должное не только противнику, но и турниру в целом, оценили многие.

First & Goal решил расспросить Лобанова о том, что произошло, чуть подробнее, а заодно затронуть другие «болевые точки».

«МАКСИМОВ МАЛО ТОГО ЧТО ЧИТАЕТ ИГРУ, ЕЩЕ НАШИХ ИГРОКОВ ЗНАЕТ ПЕРСОНАЛЬНО»

— Если убрать за скобки физическое состояние команды после длительного переезда, чего не хватило для выхода в полуфинал?

— Могли тренироваться лучше. Могли чуть раньше решить вопрос, будет у нас самолет или нет. Да и после двух тысяч километров по трассе «Дон» наступает скорее психологическая усталость, а не физическая.

Если вы смотрели игру, наверное, обратили внимание, что в первой четверти и в большей части второй мы доминировали на поле. К перерыву можно было добиваться нужного счета, но у людей, которые принимают за спину, на одну руку, в кувырке и так далее, мяч просто валился из рук.

— Что значит «могли решить» вопрос с самолетом? Кто-то был готов заплатить 500 тысяч рублей?

— Изначально билеты можно было взять за пять-восемь тысяч. У нас было примерно 150 тысяч, чтобы их купить. С наступлением лета цены резко подскочили. Тогда мы обратились к губернатору и командующему флота, чтобы те оказали нам помощь с доставкой на военно-транспортном самолете. Те вроде как пошли навстречу. Но в последний день выяснилось – то ли командир полка, то ли начальник штаба авиации засомневался в законности мероприятия. Мол, надо уточнить у прокуратуры. Уточнение откладывалось на пятницу. Ну и так далее.

В общем, начали судорожно искать автобус, а закончили тем, что 10-11 человек были вынуждены в десять часов вечера сесть за руль. Мы надеялись этот матч выиграть. А получается, что в случае победы нас вновь ждало бы то же самое.

IMG_4405-900x600

— Приехали сильнейшим составом?

— В этом году очень много травм. В начале сезона у меня было семь бегущих, а играть с «Витязем» выехало трое, и все трое были травмированы: у двух голеностоп, еще у одного палец на ноге. В общей сложности, не играло шесть лучших футболистов.

— Соперник тоже наверняка недосчитался кого-то, от травм никто не застрахован.

— У «Витязя» очень хорошая команда. Сейчас в американском футболе есть мода, я называю ее детской болезнью левизны. Поиграть за одну команду, за другую… Сейчас в Севастополе проходит так называемый Всероссийский турнир по футболу «Кубок черного моря», участвуют в нем три команды, каждая из которых является смесью игроков трех-четырех клубов, замешенной только на этот турнир, — и в настоящее время не способных выставить самостоятельный состав для игры. Названия этих «сборных» случайны и ничего не значат, так что непонятно, кто выиграл в таком турнире. Некоторые команды создаются на один год. Я за то, чтобы команды (клубы) прогрессировали, а не были однодневками. (И даже если стали первыми, искали возможность подняться еще на одну ступеньку.) У «Витязя» как раз такая команда. Плюс хороший тренерский состав.

Дмитрий Евгеньевич Максимов — один из моих учителей. Когда я еще ничего не понимал в футболе, он уже был тренером сборной. Он знает многих моих игроков еще по юниорам. Знает, что Владимир Дубина, даже уставший, может решить судьбу матча. И, соответственно, за ним следят двое, а третий блицует. Поэтому у нас возникали сложности: соперник не то что мэн-ту-мэн играл, а втроем против одного. Или вот удалили Глеба Заиченко, и тут же через его проход они начали выносить. Максимов мало того что читает игру, еще и наших игроков знает персонально.

IMG_4802-900x600

— В первой половине «Титаны» заходили в ред-зоун и играли четвертый даун. Кикер команде не нужен?

— Во-первых, спецкоманды — не самая сильная наша сторона. Во-вторых, я как тренер прекрасно понимал, что в третьей четверти команда будет выглядеть хуже, усталость страшная. Задача была получить какое-то преимущество уже в первой четверти. Так что, если бы занесли, выбирали бы двухочковую реализацию.

— Может, проще проводить не плей-офф, а серию Боулов по примеру НСАА, получать кубки? В нынешнем формате вы же так или иначе первый раунд проводите в гостях.

— Нам обещали кубок за победу в дивизионе «Черное море». Пока не дали, наверное, это нормально. Чемпионат России должен быть. Надо просто добиваться финансирования.

— От местных властей или частных спонсоров?

— От местных властей и государства. Надеяться на частного спонсора как благотворителя глупо, рекламой на телевидении мы пока заинтересовать не можем.

Страна у нас большая, участники плей-офф живут довольно компактно, за исключением Крыма и Урала. Но, если финал однозначно надо проводить в Москве, то хотя бы четвертьфиналы можно играть где-то на периферии. Те же деньги, которые мы потратили на поездку, лучше бы ушли на организацию игры. И проведение четвертьфинальных матчей на родине пробившихся туда команд не из центральной части страны очень бы способствовало развитию и пропаганде нашего спорта! Если же у таких команд получалось бы пробиться в полуфинал, думаю, поиск средств для участия в них немного бы, но упростился.

EDPTXyfFOsA

«ТАВРЫ» НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ЗАХОДЯТ В ТУПИК»

— Краснодарские «Бизоны» в это году не заявились на чемпионат из-за высоких взносов за участие.

— Считаю, что это очень нехорошо. Сейчас на выходных планируется так называемый Кубок Черного моря. Все три участника турнира не играли в чемпионате России. То есть, на местный Кубок они нашли деньги, а на чемпионат страны — нет. Для меня это очень большой вопрос, и связан он не с деньгами, а с организацией так называемой Лиги неполных или слабых команд. В прошлом году «Бизоны» заявились на чемпионат, и самый скромный счет в матче с «Титанами» у них был 8-40, и то — только потому, что мы поехали играть вторым составом и для поддержания морального духа дали размочить счет. А, скажем, непонятно, существующие ли нынче симферопольские «Тавры» вообще их разгромили в первом своем домашнем матче что то в районе сто с чем-то – ноль. Видимо, такие результаты и заставили думать: «Чего нам ехать, тратить деньги, чтобы нас там громили? Уж лучше мы будем играть в своей лиге, претендовать на лидерство, сохранять авторитет». Но это же неправильно! Если ты не станешь играть против сильных команд, то не будешь расти.

— В Ярославле с вами охотно согласятся.

— Потом, мне не очень понравилось, что в своем дивизионе мы играли лишь с одной командой под названием «Тавры». Но это были… не «Тавры». За них играли «Дельфины» в количестве 12 человек, какие-то ребята еще. Условно говоря, мы играли с какой-то сборной солянкой Крыма и не только Крыма. Сейчас она переформатируется вновь: кто-то уходит к «Бизонам», кто-то — к «Дельфинам». Ребята не понимают, что заходят в тупик. Создавайте свою команду и делайте так, чтобы она росла!

Поэтому, повторюсь, с огромным уважением отношусь к «Витязю». Молодая команда, которая, честно говоря, нам по плечу, не находись мы в разобранном состоянии. Но она растет, тренируется и зимой, и летом, сейчас у них тренировки начинаются, насколько я знаю, в девять часов вечера. Они — команда. С каждым поражением они будут набираться опыта и двигаться дальше.

Когда мы только начинали и приехали играть с астраханскими «Гладиаторами», то уступили 8–42. Они нас не жалели: дали настоящий урок, что такое жесткий и динамичный футбол. А через три дня нам надо было играть с «Мустангами», и мы их уже победили. Забинтованные, на уколах. Но выиграли и остались навсегда. А если ты постоянно тасуешь команду, прикрываясь фразой о слишком больших взносах, это неправильно.

photo8

— От вас же тоже, было дело, уходили игроки, и именно к «Таврам»…

— Долгая история. Были ребята, которые позиционировали себя как игроки сборной Украины, как самостоятельные тренеры. После Нового года кому-то из них улыбнулось счастье: дали деньги в институте. Они начали формировать там команду под названием «Дельфины». Я, когда узнал об этом, подошел и сказал: «Как-то не совсем честно получается, вы тренируетесь на нашей базе. Раз «Дельфины», то «Дельфины». Мужья с женами разводятся, разойдемся и мы». Сейчас эти двенадцать человек создают команду на базе института. В чемпионате России они играли за «Тавров», у которых всего 22 человека в составе. До этого они как «Титаны» тренировались четыре–пять лет, принимали участие как «Титаны» в прошлом Чемпионате России. Среди ушедших в «Дельфины» 14 человек было четверо из основного состава «Титанов».

— Парни не смогли заявиться на чемпионат как «Дельфины»?

— Они и не хотели. Зато были уверены, что обыграют нас с «Таврами», вели себя по-хамски, но не суть. По факту, сейчас «Тавров» нет. Часть играет за «Бизонов», часть за «Дельфинов», и этому не видно конца. Просто хочется спросить у них: вы точно не заявились из-за взносов в 50 тысяч рублей? «Дельфины» последние полгода гораздо больше внимания уделяли пиару и с первых же дней занялись не кропотливой работой по созданию команды, а раскруткой Кубка Черного моря, в котором, как я уже говорил, не играет ни одна полноценная команда, а только временно созданные группы игроков.

«ЗАЛЬЦМАН ВСЕМ УСПЕЛ РАССКАЗАТЬ, ЧТО ОН КОГО-ТО КУПИЛ. НО НИКАКОЙ СДЕЛКИ НЕ БЫЛО»

— Команда «Титаны» была создана в 2003 году на базе школы №8. Какое-то особое заведение со спортивным уклоном?

— Нашими учителями и спонсорами была Детская лига американского футбола во главе с Виктором Павловичем Ивановым. В феврале 2003-го в Севастополе проходили тренировочные сборы юниорской команды России. Двадцать дней мы с ними общались, договорились, что они нам будут помогать.

В городе есть 8 школа Министерства обороны РФ, где учились дети военных. Обычная общеобразовательная школа, которая в просторечии называлась московской, потому что ее построил Лужков. Это, кстати, прямой ответ на вопрос, почему мы играем в чемпионате России.

Некоторые ребята, например, Владислав Беленко, Виталий Суслов, Владимир Дубина, Михаил Айриян до сих пор в составе. С первых тренировок команды.

P1010661

— Что лично вы знали до этой встречи об американском футболе?

— Ровным счетом ничего.

— И чем удалось заинтересовать?

— Заразительными идеями. Была мощная структура с поставленной работой. У нас некоторые ребята занимались борьбой на руках, армрестлингом, они и стали тренерским штабом будущих «Титанов». Они ездили на курсы, на сборы на базе ДЛАФ, и потом уже на базе школы организовали секцию американского футбола.

— Что за скандал был два года спустя, в результате которого спортклубу пришлось переехать?

— Пришли люди, которые хотели, чтобы мы не занимались спортом, а зарабатывали им деньги. Мы отказались, случился конфликт. Решением Хозяйственного суда Севастополя освободили помещение, нашли другое.

— Еще через два года «Титаны» выиграли серебро юниорского турнира, затем — «золото»…

— На самом деле, мы и до этого были участниками полуфиналов. Буквально через два года после создания считались достаточно сильной командой по юниорским меркам. В год, когда стали чемпионами, в автокатастрофе погиб один из лучших наших игроков, любимчик команды Ваня Лапиков. Он был игроком сборной команды России. На первых же сборах подготовки сборной к чемпионату Европы в Испании был бегущим, в самом начале получил травму, сломал руку, ему сделали операцию, поставили скобы, но на Евро он участвовал всё равно. А потом его не стало… Конечно, вся команда решила, что надо сделать все, чтобы стать чемпионами. Лучшие игроки того сезона, Глеб Заиченко и Александр Гришин, продолжают выступать за «Титанов» и по сей день.

IMG_4040-900x600

— Что принципиально изменилось для команды с марта 2014-го после референдума по Крыму?

— Пока для нашей команды в плане поддержки государства ничего не изменилось. Появились надежды, которые, надеюсь, оправдаются. Я сейчас начал работать в спортивной школе, буду пытаться со следующего года открыть там отделение американского футбола. Есть потенциал, а так, чтобы ощутимо потрогать, изменений нет. Раньше надо было ехать в Москву полторы тысячи километров, теперь — две сто, и поезда не ходят (смеётся).

— Покупать каркасы, шлема и прочую утварь из Штатов стало сложнее?

— Мы воспользовались помощью краснодарских друзей, на которых закупали, а потом переправляли сюда. Нашли обходные пути.

— В том же месяце появились сообщения, что команду приобрел Михаил Зальцман.

— «Титаны» бедствовали, приехал некто Зальцман и сказал, что покупает команду. Я встретился с ним, спросил, что он имеет в виду, как будет проходить сама процедура покупки — передача пакета регистрационных документов или еще что? Он ответил: «Я вам буду оказывать финансовую помощь, а любые ваши капризы будем обсуждать». Я сказал: «Хорошо, давайте начнем с капризов». Но на этом дело и закончилось.

Все продолжалось около двух недель, на протяжении которых Зальцман всем успел рассказать, что он кого-то купил. Но никакой сделки не было, кроме заявлений в газетах.

— А потратиться успел?

— Приехали три игрока из «Черного шторма» и один тренер из Германии. Они провели здесь две недели, что, впрочем, никак не повлияло ни на качество нашего футбола, ни на организацию. На них, наверное, и потратился, на команду — нет.

«РОСТИСЛАВ МЕЛЕШКО – ЛУЧШИЙ ЦЕНТР РОССИИ»

— Вы одна из немногих команд в России, где практически одинаковое внимание уделяется и юниорам, и девушкам — помимо мужчин.

— Это вы скорее авансы выдаете. Мы пытаемся выстроить такой подход, но пока только в начале пути. С сентября у нас будут три возраста: дети, юниоры и взрослые — плюс женская команда. Сейчас стараемся договориться с полем, чтобы понять, кто где будет заниматься и кто кого тренировать.

IMG_4398-900x600

— Денис Писарев попал в расширенный состав сборной России. Это лучший игрок вашей команды или речь скорее о нуждах сборной?

— Хороший принимающий. Есть, правда, к нему замечания по части дисциплины: не на все тренировки ходит. Быстрый, мобильный, ловит, но, к сожалению, против «Витязя» ничего не поймал. Были приемы уже в конце игры, которые ничего не решали, а в зачетной зоне пропустил мяч между рук.

— Кого бы вы еще порекомендовали в национальную команду из «Титанов»?

— Глеб Заиченко, однозначно. Ростислав Мелешко, на мой взгляд, лучший центр России. К сожалению, в четвертьфинале тоже не играл. Тот же Владимир Дубина, Александр Клименко — да многих еще.

— В интервью местному телеканалу вы говорили, что на матчи «Титанов» собирается приличное количество народу. Уточните, сколько?

— Если брать игру с «Витязем», у нас примерно в два раза больше зрителей (8 августа в Подольске, по данным First & Goal, было 246 болельщиков – Прим. ред.). Знаю, что несколько залов в Севастополе, где шла интернет-трансляция матча в Подольске, были переполнены.

TLObKv4taoQ

— «Тяжело делать даже отжимания» — ваша характеристика одного из тренировочных полей в Севастополе после засухи.

— Оно удобно только тем, что находится в центре города и там у нас есть своя раздевалка. А так — да, в жутком состоянии. До игрового поля добираться долго и уезжать оттуда не очень удобно.

— Вы являетесь президентом федерации футбола Севастополя. Власти города помочь не хотят с тем же полем?

— В этом плане еще работать и работать. Нужно время, чтобы все наладить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.