Чемпионат России по американскому футболу – мероприятие, обладающее своей, уже довольно внушительной историей. Вместе с тем, назвать его состоявшимся турниром с устойчивой структурой сложновато – формат, участники и руководство меняются с не самой завидной для подобных вопросов частотой. По большому счету, несмотря на определенные подвижки (не скрою, многое в концепции чемпионата-2015 кажется мне существенным шагом вперед), российский амфут все еще находится в поиске себя и оптимального формата своего существования. А раз так – почему бы не попробовать подсмотреть какие-то рецепты у более продвинутых соседей? Поскольку у меня перед глазами есть пример того, как выстроено развитие американского футбола в Чехии, я постараюсь выделить основные моменты и направления, грамотное заимствование которых безусловно пошло бы нам на пользу.

score

Равные играют с равными

Интересный продукт всегда выглядит более привлекательным как для болельщиков, так и всяческих партнеров/спонсоров/рекламодателей (нужное подчеркнуть). Матчи же, завершающиеся с результатом 72-0, как правило, приносят мало удовольствия даже победителям – они дают не больше опыта и эмоций, чем обычная тренировка. Проигравшим также что-то вынести для себя из таких игр крайне затруднительно – когда тебя, в прямом смысле, размазывают по полю, весьма проблематично улавливать какие-то мелкие нюансы, которые позволили бы улучшить качество своей игры и подготовки.

Понятное дело, что даже в НФЛ далеко не все матчи проходят в упорной борьбе, но, согласитесь – наличие хотя бы теоретической возможности на победу у каждой из команд стимулирует и интерес зрителей и самих игроков куда больше, чем если исход матча уже известен заранее.

В Ассоциации американского футбола Чехии числится 24 команды (одна из них территориально находится в Словакии) и они разделены на четыре уровня. Да, высший дивизион при этом насчитывает всего пять клубов, зато количество проходных игр в нем стало существенно меньше (всего несколько лет назад такого разделения не было, и те самые «72-0» были весьма распространенным явлением). Как результат, у зрителей появился реальный смысл приходить на матчи не только ради того, чтобы не обидеть играющих друзей, но и ради возможности увидеть игру с более или менее непредсказуемым сюжетом.

В чемпионате Австрии (чемпион Чехии «Прага Блэк Пантерс» участвует параллельно и там) система практически идентична – на высшем уровне сражаются всего пять команд, но зато двузначная разница в счете является здесь скорее исключением из правил, нежели данностью.

Нет, пожалуй, нужды упоминать о том, что такое ограничение числа «топовых» клубов позволяет поддерживать качество продукта на определенном уровне – начиная с организационных моментов и заканчивая работой со СМИ.

Появление премьер-дивизиона в чемпионате России, как мне кажется, стало шагом в правильном направлении – оно (по идее, во всяком случае) должно позволить выделить из общего числа тех, кто, как раз способен-таки поддерживать тут самую организационную планку на определенном уровне.

Вместе с тем, я уважаю и выбор тех, кто решил и вовсе не заявляться в текущий чемпионат – это говорит, в первую очередь, о способности таких клубов здраво оценивать свои ресурсы (как финансовые, так и человеческие). С другой стороны, очевидно, что одной из задач федерации должно являться создание подходящих соревновательных условий для подобных команд. Не искусственное притягивание их за уши на высший уровень, а создание четко выстроенной иерархии менее статусных соревнований, которые позволяли бы таким командам оставаться под крылом федерации и иметь четкие перспективы для планомерного развития.

a7splash

План развития

Один из главных залогов успешного поступательного движения – четко представлять себе следующий шаг и следующую цель в каждый момент времени. Безусловно, среди «начинающих» команд есть отличные примеры самоорганизации — взять хотя бы команду Университета МЧС, уже успевшую навести шорох в товарищеских матчах и объявившую о намерении участвовать в чемпионате следующего года. Проделан большой и успешный путь – но насколько значимое отношение имеет к нему федерация? По сути, в российском амфуте имеет место ситуация, в которой клубы, не дотягивающие до определенной планки, оказываются предоставлены сами себе – федерация пока не проводит соревнований более низкого, «подготовительного» уровня, оставляя, как я понимаю, вопросы спасения утопающих самим утопающим.

Различные «самопальные»  турниры вроде чемпионата Камы, Кубка Победы и т.д. представляют собой отличный пример самоорганизации. Но без продуманного вплетения их в общую структуру соревнований, проводимых федерацией, любое такое начинание имеет повышенные шансы сгинуть, так и не успев стать традицией.

Низший из четырех дивизионов чемпионата Чехии поделен на региональные зоны, а матчи в нем проводятся в формате 7-на-7. Кто-то, возможно, скажет, что это не полноценный футбол, и даже будет в чем-то прав. Но это правильная стартовая точка для команд, которые только начинают свое становление. При этом, система повышения в классе является добровольно-принудительной – после вступления в ряды федерации команда получает три года на то, чтобы «дорасти» до формата 11-на-11. Федерация же – предоставляет возможности для такого роста.

flag

Партнеры, спонсоры, чиновники

Миф о существовании людей, готовых что-то добровольно и бесплатно сделать для поддержки американского футбола, как мне кажется, едва ли не основная проблема в работе с потенциальными партнерами. Даже пресловутое «письмо Президенту» свелось к традиционному «дайте денег». Но это никогда не работало и не работает – редкие исключения лишь подтверждают правило. Чтобы что-то получить, в том числе и от чиновников, нужно сперва что-то дать. Есть у команды детская секция – есть и повод пообщаться с условным местным князьком из районной/городской управы. И не в уже упомянутом контексте «дайте денег». Ни один чиновник не откажет себе в возможности бесплатно (ну или за чужой счет) показать «заботу о детях» — посетить секцию, сфотографироваться  для районной газеты на фоне детских физиономий и вот тогда уже, вполне возможно, одарить команду чем-то, на что ему не придется тратить собственную наличность. К примеру – доступом к муниципальным объектам, будь то стадион или зал. Это не живые деньги, но вполне заметная экономия на тратах команды.

Аналогично выстраиваются и отношения с партнерами – будь то финтесс-центр, ресторан с традиционной американской кухней или что-то еще. Команды находят, в первую очередь, чем они могут быть полезны потенциальным партнерам, во вторую – что могут получить взамен .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.