Наиболее знаковым шагом Майка Томлина, который помог «Питтсбург Стилерс» выиграть очередной Супербоул, стало первое же его решение на новой работе.

Томлин был назначен главным тренером «Питтсбурга» в январе 2007-го, оставив должность координатора в «Миннесоте». При Томлине «Вайкингс» имели лучшую защиту против выноса в 2006 году.

Еще раньше Томлин тренировал ди-беков в «Тампа-Бэй». У «Бакс» была лучшая защита в лиге в 2002 и 2005 годах, пиком которой стала победа в Супербоуле с пятью перехватами, три из которых были возвращены в зачётную зону.

И вот этот человек, собаку съевший на защите «Тампа-2» и схеме 4-3, уходит в другую команду строить еще одну доминирующую оборону, также по схеме 4-3. Томлин пришел на смену Биллу Кауэру в «Питтсбург», но вскоре сделал вывод, что отказ от 3-4 – схемы, которую «Сталевары» играли при Кауэре более десяти лет, – не принесет плодов. Состав был подогнан под схему 3-4, и переход на 4-3, пусть и более знакомые тренеру, разрушил бы все то, что было построено ранее.

Решение Томлина остаться с 3-4 смогли бы принять далеко не все наставники, в основном из-за чрезмерного эго. Но это был верный шаг тренера, что подтвердил шестой приз Ломбарди для «Стилерс».

Майк Томлин после победы в Супербоуле над «Сиэтлом». Фото AP, Brendan Fitterer

Майк Томлин после победы в Супербоуле над «Аризоной». Фото AP, Brendan Fitterer

Большинство болельщиков задаются вопросом, в чем все же разница между 3+4 и 4+3, если в обоих случаях на поле семь защитников? Так? Не совсем.

Эти две схемы отличаются во всем, начиная с философии, которая движет ими, и заканчивая персоналом, который действует в построении.

ПРИНЦИП РАБОТЫ 3-4

Не так уж давно совсем небольшая часть команд НФЛ действовала по схеме 3-4 (три линейных и четыре лайнбекера). Но как только нападение Западного побережья Билла Уолша получило распространение во всей лиги благодаря успехам «Сан-Франциско», схема 3-4 приобрела популярность. Тренеры обращали внимание на Билла Парселса (главного ее архитектора), «Патриотов» и «Сталеваров», которые подтверждали свою правоту трофеями.

К старту сезона–2010 по схеме 3-4 играли 15 команд. В Американской конференции 3-4 была более популярной, чем 4-3 (десять случаев против шести).

Чем больше игроков находится на двух точках опоры (без руки, опущенной на газон, – Прим.пер.), тем быстрее защиты 3-4 адаптируются к экзотическому нападению, которое им встречается все чаще. Они более подготовлены к атаке, в которой квотербек играет из построения «шотган» с пустым бекфилдом. Если только трое футболистов держат руку на газоне (обычное положение для лайнмейна – Прим.пер.), команда с 3-4 может оказывать давление где угодно. Как говорит Тим Райан, мой товарищ по передаче Movin’ the Chains: «Нападение не в курсе, откуда и кто именно вдруг заявится». Линейные нападения не всегда могут разобраться с зонами своей ответственности.

3-4

Различия между двумя схемами начинаются с фронта. Задача линейных защиты в 3-4 – не прорыв в бекфилд, а такие напряги для оффенсив-лайнменов, которые позволяли бы лайнбекерам делать игру. Каждый линейный защиты ответственен за два коридора – ноуз-текл должен заниматься А-проходами между центром и обоими гардами, а ди-энды – В-проходами (между гардом и тэклом) и С-проходами (снаружи от тэкла). Для этого команды должны располагать огромными, высокими, сильными лайнменами в защите с большим размахом рук. Идеальный пример – «Пэтриотс» 2001-2008, построившие линию защиты пиками первого раунда игроками с ростом 188 см и выше. Фронт должен сделать так, чтобы оффенсив-лайнмены не могли его заблокировать. Защитники должны обладать достаточной мощью, чтобы их не смели с пути, приличным ростом, чтобы видеть, что происходит за спинами линейных нападения, и навыками контроля за тем, чтобы мяч подольше оставался в бекфилде.

Начать стоит с того, чтобы найти ноуз-тэкла, который мог бы стягивать на себя внимание двух игроков атаки. Схема 3-4 работает лучшего всего в том случае, если один из гардов помогает центру на каждом розыгрыше. Идеальный ноуз-тэкл должен быть ростом 188-194 см и весом в районе 158 кг. Шон Роджерс (194 см, 158 кг), Джамал Уильямс (190 см, 157 кг) и Винс Уилфорк (188 см, 147 кг) – отличные примеры.

Оптимальный ди-энд в схеме 3-4 – парень вроде Ричарда Сеймура (198 см, 140 кг) с длинными руками. Опять же, он не обязательно прорывается в бекфилд, но должен контролировать, чтобы мяч оставался за спиной оффенсив-тэкла, против которого играет. У «Аризоны» было два ди-энда словно из учебника в схеме 3-4, когда она дважды выигрывала Западный дивизион Национальной конференции в 2008-м и 2009-м, – Дарнелл Докет (193 см, 129 кг) и Калеис Кэмпбелл (203 см, 131 кг).

patriots-defensive-lineman-richard-seymour-rushes-the-passer-against-the-buccaneers

Ричард Сеймур в матче с «Тампой». Фото Icon Sports Media, Inc.

 

Энды в 3-4 – не те пас-рашеры, которых вы увидите в 4-3. Им надо уметь приносить себя в жертву во имя схемы. И это особый тип менталитета, который нужно учитывать, подбирая и встраивая игрока в систему. В 3-4 энд возвышается над тэклом, и его работа заключается больше в том, чтобы не дать сопернику заблокировать лайнбекера, нежели в том, чтобы прорваться в бекфилд и устроить там хаос. Некоторые парни не готовы быть такими альтруистами, и с ними могут быть проблемы, если обеспечивать их вспомогательными функциями (Альберт Хайнсуорт в «Вашингтоне»). Они понимают, что в нынешней НФЛ эндам платят за сэки. В схеме 4-3 энды зарабатывают эти самые сэки. В 3-4 сэки приходятся на долю лайнбекеров, которые срывают весь банк.

Внешние лайнбекеры – самая козырная позиция в защите 3-4. Они главные пас-рашеры, стремящиеся походить на Лоуренса Тейлора, перевернувшего представление об амплуа в течение своей карьеры, – Рики Джексон, Андре Триппет, Кевин Грин. Образцовыми лайнбекерами в 3-4 были ребята вроде Шона Мерримана, Демаркуса Уэйра и пары из «Питтсбурга» – Ламар Вудли и Джеймс Харрисон. Со скоростью, атлетизмом и умением уйти в пасовое прикрытие.

В то время, как «Патриоты» строили линию с помощью драфта, внешних лайнбекеров они находили на рынке свободных агентов – Розевельта Колвина, Майка Врейбела и Аделиуса Томаса. Все они были выдающимися ди-эндами в колледже. Так как совсем мало университетских команд играют по схеме 3-4, тренеры НФЛ ищут невысоких эндов из колледжей с навыками пас-рашера, но необязательно здорового линейного в традиционном понимании этого амплуа. Во время индивидуальных выступлений, они тестируют ловкость и проворность игрока, бросают мяч в его сторону, чтобы посмотреть, из какого места у него растут руки, и проверяют его атлетизм. У тех эндов из колледжа, у которых все с этим в порядке, обычно нет проблем, чтобы стать внешними лайнбекерами в НФЛ в схеме 3-4.

Защита 3-4 непременно нуждается в двух внутренних лайнбекерах – желательно, разных типов. Один обязан уметь играть против гарда на сильной стороне. Такой лайнбекер в идеале должен иметь рост 190 см и вес 113 кг и обеспечивать серьезной работой гарда (подумайте в этот момент о Дэвиде Харрисе из «Джетс»). Внутренний лайнбекер слабой стороны – игрок, расположенный перед принимающим, который стоит по другую сторону от тайт-энда – может быть чуть меньших габаритов, потому что гард слабой стороны не так часто занимается им лично, позволяя рассчитывать на свободное пространство, чтобы разбежаться и сделать хит (Рэй Льюис из «Балтимора»).

 

Через неделю – рассказ Пэта Кирвана о схеме 4-3

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: Take Your Eye Off the Ball: How to Watch Football by Knowing Where to Look